Усыновление или оформление опеки над ребенком – долгий и сложный процесс. Соцсети пестрят советами от органов опеки, НКО и сообществ приемных родителей, как правильно действовать, чтобы взять ребенка в семью. В подборе и устройстве участвует много народу и от их взаимопонимания зависит результат. Исследовательский отдел БФ «Нужна помощь» совместно с фондом «Измени одну жизнь» изучил работу региональных операторов, которые занимаются подбором детей для кандидатов в родители, и выяснил, как на практике происходит поиск ребенка.

В чем главная проблема?

Большинство детей в возрасте до трех лет находят семью в первый же год после того, как они получают статус «без попечения родителей». Абсолютное большинство кандидатов в родители хотят детей до трех лет, 1-й или 2-й группы здоровья, как правило, девочек. Для маленьких детей с относительно хорошим здоровьем местные органы опеки находят родителей в течение месяца. Поэтому для будущих родителей поиск такого ребенка может затянуться не на один год.

Читайте раздел на нашем сайте – 5 шагов к принятию ребенка в семью.  Он создан для тех, кто думает о том, чтобы взять ребенка из детского дома. Подробные инструкции написаны в удобном формате. 

За это время некоторые кандидаты либо совсем отказываются от идеи усыновления, либо пересматривают свои требования. Детей старше 10 лет, у которых есть братья и сестры, серьезные проблемы со здоровьем или инвалидность, устроить в семью гораздо труднее. При этом, именно они составляют большинство в региональных банках данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Ася Устюгова для НП

Что делают региональные операторы?

Региональные операторы — это государственные органы, которые занимаются устройством в семьи детей, оставшихся без попечения родителей. Операторы отвечают за то, чтобы информация о детях в базе данных была точной и актуальной, принимают заявления от кандидатов в родители, ищут и предлагают детей, консультируют, следят за тем, как проходит знакомство с ребенком, распространяют информацию о детях, которых особенно сложно устроить в семьи, делают много бумажной работы.

Ася Устюгова для НП

Взаимодействие кандидатов в родители с операторами происходит по одному из двух сценариев:

Вариант 1. Кандидат подает заявление, после чего оператор ставит его на учет и начинает поиск подходящего ребенка. Если не находит, то временно прекращает поиск и вновь связывается с потенциальным родителем, когда появляется подходящий ребенок. Если кандидат хочет взять ребенка до 3 или 5 лет, ему рекомендуют встать на учет в территориальные органы опеки, поскольку именно там впервые появляется информация о вновь выявленных сиротах.

Вариант 2. Кандидат звонит с вопросом о конкретном ребенке, которого нашел в базах данных детей-сирот. Оператор проверяет статус ребенка. Если на него не претендует другая семья, кандидат получает полную информацию о ребенке и направление на встречу с ним. Впрочем, оператор может раскрыть только часть информации и статус ребенка. За деталями и возможностью договориться о встрече кандидату нужно лично приехать к оператору. В очень редких случаях региональный оператор самостоятельно ищет по федеральной базе кандидатов из других регионов для отдельных детей, которые долгое время находятся в детском доме.

Как ускорить поиск ребенка?

Чем шире параметры поиска, тем больше шанс найти ребенка. Иногда операторы не предлагают ребенка, который может заинтересовать кандидата, только потому что он на несколько месяцев старше возраста, который указан в заявлении, или потому что у него волосы другого цвета.

Помните, что операторы могут по-своему понять ваши требования о здоровье и внешности. Одни операторы расскажут о ребенке кандидату, даже если они не уверены в том, что он точно соответствует их пожеланиям. Другие стараются максимально угодить кандидатам, но в результате слишком узко или неверно интерпретируют их запрос.

Какие параметры можно расширить:

Ася Устюгова для НП

Внешность. Попробуйте не задавать дополнительные критерии поиска по тем параметрам, которые есть в анкете, но выходят за пределы заключения: «цвет волос», «цвет глаз», «прочие пожелания».

Здоровье. Расширьте формулировки о здоровье ребенка. Вместо конкретной группы здоровья операторы советуют писать в анкете: «без значительных отклонений», «с излечимыми заболеваниями», «удовлетворительное», «относительно здоровый».

Дети с братьями и сестрами. Это одна из основных «проблемных» категорий. Если братья/сестры знакомы друг с другом, по закону их нельзя разлучать. Они могут быть устроены только вместе в одну семью. Поскольку большинство кандидатов хотят одного ребенка, найти маленького относительно здорового ребенка легче среди тех, у кого есть братья/сестры. Соответственно, если ваше материальное положение и жилищные условия позволяют, в заключении стоит указать более одного ребенка.

Что делать, если оператор настаивает на подробном описании пожеланий?

Некоторые операторы просят кандидатов не расширить, а наоборот, максимально сузить запрос. Они могут настаивать на том, чтобы кандидат подробно заполнил все графы анкеты с характеристиками ребенка. Имейте в виду, что это необязательное требование, более того, очень часто оно оказывается контрпродуктивным, затрудняет и затягивает подбор ребенка. Просто оператор пытается таким образом облегчить себе работу. Вы должны четко определить для себя, что вам действительно важно и на что у вас хватит сил.

Ребенок есть в базе, а мне говорят, что он недоступен. Оператор лжет?

Чаще всего так происходит из-за того, что базы данных обновляются недостаточно оперативно. Анкету удаляют с сайта после того, как ребенок фактически устроен в семью. До этого она висит в базе, хотя другие кандидаты уже могли получить направление на знакомство. Фактически ребенок недоступен для других кандидатов и находится в процессе устройства в семью. В результате другие потенциальные родители возмущаются, когда им отказывают, и перестают доверять органам опеки.

nuzhnapomosh.ru 

 

Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.

Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.

Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!

1 комментарий
  • Larisa Shapran

    Дорогие потенциальные приемные родители!
    Хочу поделиться практическим опытом. Когда мне показали анкету моего приемного сына, я и не думала, что усыновлю именно этого ребенка, но намучившись безрезультатными поисками «подходящего» ребенка попросила в региональном банке данных дать мне направление на посещение ребенка с тем, чтобы реально хоть с чего-то начать. К моему удивлению и восхищению в детском доме я увидела чудесного малыша, отличающегося от картинки на фото в его анкете. Совет № 1: если Вам подходят возраст и группа крови, не поленитесь, возьмите направление и посетите ребенка. Когда впоследствии до решения суда об усыновлении я начала посещать мальчика в детдоме, то также удивилась, что в жизни детки выглядят радикально иначе, чем на фото в анкетах. Совет № 2: фото для анкет зачастую не являются качественными и, как правило, производятся в моменты детских переживаний, поэтому на первый взгляд большинство фото просто отталкивают усыновителей/опекунов. Совет № 3: если группа крови 3, то это не значит, что ребенок не здоров, в системе очень много ошибок или просто небрежности, бегите и смотрите на ребеночка!!! Всем удачи в поиске!!!

    22 августа 2018