Дмитрий Хазиев
Дмитрий Хазиев 27 июня 2018

Приемный ребенок в семье — это не «бег на короткую дистанцию», а «марафон»

0
2702
0
Фото - static7.com

За два года в семье теперь уже шестилетний Коля научился знакомиться и дружить, плавать и нырять, кататься на двухколесном велосипеде и горных лыжах. Мальчик обожает читать книги вместе со своей новой мамой Надеждой. О том, как «оттаивал» ее сын после изъятия из кровной семьи, возврата из приемной и расставания с братом, Надежда рассказала корреспонденту фонда «Измени одну жизнь».

«Сразу взять направление на знакомство с ребенком не получилось»

Надежда увидела фотографию и данные Коли, когда была на приеме в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, города Москвы. «К сожалению, сразу взять направление на знакомство с мальчиком не получилось, — рассказывает она. — Уже в процессе оформления документов специалист регионального банка, посовещавшись со своим руководителем, сказала, что брат Коли, который остался у предыдущих опекунов, должен быть вместе с ним».

Читайте новый раздел на нашем сайте – 5 шагов к принятию ребенка в семью.  Он создан для тех, кто думает о том, чтобы взять ребенка из детского дома. Подробные инструкции написаны в удобном формате. С чего начать? С шага №1!

Во время следующего визита в региональный банк — сразу после новогодних праздников —  Надежда вновь поинтересовалась судьбой и статусом ребенка. Операторы сказали, что никаких изменений нет.

«Прошло уже около месяца, за это время я уже съездила в опеку, к которой относился Коля, там мне сказали, что у них вообще такого ребенка на учете нет, — рассказывает Надежда. – Во время своего следующего визита к оператору банка я настояла на том, чтобы мое заявление приняли под входящий номер, и дали свой официальный отказ. Через два дня специалист регионального банка неожиданно позвонила мне и сказала, что направление на знакомство выдано. И я могу подъехать к ним за документом, а потом — в опеку, к которой относится ребенок».

В то время четырехлетний Коля жил в санатории в Москве. Когда Надежда приехала к мальчику, старший воспитатель сказал, что ребенок — необщительный, боится посторонних людей. Однако Коле и его будущей маме достаточно быстро удалось найти общий язык.

«Минут сорок мы играли, — вспоминает Надежда. — Помимо Коли в санатории были и дети из кровных семей, и он видел, что к ним приезжают родители, привозят гостинцы. Потом мы распрощались. Печенью Коля обрадовался особенно. В течение четырех месяцев, пока я решала с опекой организационные вопросы по документам ребенка, навещала его в санатории, а потом забрала к себе домой».

Если во время первой встречи с Колей в санатории у Надежды возникли сомнения относительно того, как быстро она поладит с мальчиком, то с каждой последующей встречей она отчетливо понимала, что Коля – ее ребенок.

«Он заново проживал возврат в детдом»

История у Коли не простая, но и не редкая. По словам Надежды, он вместе с братом был изъят из кровной семьи еще малышом. Вскоре двух мальчиков взяли в свою семью опекуны. Через некоторое время они решили вернуть Колю назад, в детдом, а его брата оставить у себя.

Читать также — Елена Мачинская: «Возврат из приемной семьи в детский дом – это ад в душе ребенка»

«Всех обстоятельств возврата, к сожалению, не знаю, — говорит Надежда. — Мне известно, что в этой истории участвовала прокуратура, была попытка завести против опекунов уголовное дело, которое вскоре закрыли. Колин брат остался в той приемной семье… Из прежней жизни Коля помнит, как жил у опекунов и в санатории».

Как отразится возврат в детский дом на характере мальчика в будущем? Сейчас, по словам Надежды, Коля почти не вспоминает прошлую жизнь, но после прихода в семью он словно прокручивал в памяти все события, которые происходили с ним ранее.

Первое время он с огромной обидой переживал все несправедливости по отношению к нему, которые случились в санатории. Ему очень нужно было, чтобы кто-то пожалел и поддержал его. Потом он заново проживал возврат в детдом, хотя, как казалось поначалу, мальчик забыл, что у него была еще одна семья и брат, забыл, как летел с новыми родителями и братом на самолете из родной Карелии в Москву.

Коля часто спрашивал у Надежды, почему те «мама и папа» его отдали, и где тот «братик», что был с ним у них? «Я думаю, мы с Колей не раз еще будем обсуждать его историю, постепенно добавляя подробности», — говорит его мама.

«Адаптация протекала у нас, как описано в учебниках»

Первое время в семье Коля был словно «замороженный». Он не делал ничего сам без особенного указания со стороны взрослого. Например, по словам Надежды, если поставить Колю и сказать: «Подожди здесь!», он стоял, не двигаясь, пока ему не разрешали отойти или не говорили: «Иди сюда». Укладывать его спать было сложно. Он ложился в кровать на бок, клал руки под голову, сжимался и больше не шевелился, пока взрослый был рядом.

Фонд «Измени одну жизнь» проводит бесплатные консультации для действующих приемных родителей

«В такие моменты мне казалось, что я ему со своей сказкой на ночь только мешаю, что стоит мне выйти, и он расслабится, — рассказывает Надежда. — Через пару недель Коля начал оттаивать. Началась обычная адаптация, в которой были крики, слезы и, конечно, истерики, а также попытки стать главным и всеми командовать. Учитывая то, чему нас учили в ШПР,  а также принимая во внимание историю ребенка, я готовилась к худшему. Но адаптация протекала у нас классически, как описано в учебниках».

Видеозапись вебинара «Взаимная адаптация ребенка и семьи». Ведущая — Катерина Демина, детский и семейный психолог-консультант, специалист по усыновлению. Автор исследования «Проблемы адаптации приемных детей в мультикультурных семьях». 

Еще большую помощь в адаптации, уверена Надежда, оказало долгое предварительное знакомство — те четыре месяца, в течение которых она навещала Колю в санатории. За это время мама и сын привыкли друг к другу, она что-то узнала о ребенке, и у нее возникла привязанность к нему.

«Сложная история Коли с его передачей в семью не закончилась, — говорит Надежда.-  И мне в первые месяцы после приема ребенка в семью пришлось потратить много времени и нервов на общение с государственными органами, что тоже в какой-то мере отвлекало от проблем адаптации».

Коля научился знакомиться

За два года в семье Коля научился очень многому: плавать и нырять, кататься на двухколесном велосипеде и горных лыжах, печь имбирное печенье и украшать его, печь блины в виде машин и корабликов, готовить кашу на завтрак. Мальчик научился знакомиться и играть вместе с ребятами, сейчас у него много друзей в детском саду, во дворе и на даче, в секциях, куда он ходит.

«Оглядываясь назад, я вспоминаю, что два года назад он не умел знакомиться, не понимал, зачем ему вообще нужно узнавать и запоминать чьи-то имена. Коля предпочитал играть один, боялся, что другие дети будут его бить», — говорит Надежда.

А еще Коля очень любит, когда ему читают книги. Вместе с мамой они прочли всего «Незнайку», «Приключения Буратино», много других интересных произведений. В санатории Коля отказывался смотреть или слушать, как ему читают книжки, он просто вырывал их из рук взрослых и отшвыривал в сторону. Надежда говорит, что приносила несколько раз на встречи с ним книжки, альбомы для наклеек, но ни разу не смогла показать ему дальше первой страницы. Теперь он очень любит книги, вместе они читают каждый день и слушают очень много аудиокниг в дороге.

Советы Надежды будущим приемным родителям:

«Не паникуйте в нестандартных ситуациях, смотрите на вещи локально. Помните, что  самое главное качество – терпение. Я сама не ожидала, что в отношении Коли смогу быть такой терпеливой.

Приемный ребенок в семье — это не «бег на короткую дистанцию», а «марафон» надолго. У меня после появления Коли был огромный прилив сил. Казалось, что я могу не спать, везде и все успевать. И закончилось это недели через полторы на прогулке с ребенком. Я почувствовала, что у меня просто нет сил, чтобы донести до дома Колю и пакет с его игрушками.

Как можно больше времени тратьте на общение с ребенком, пока оформляете документы, до момента его прихода в дом. Сейчас все чаще с момента знакомства ребенка до его ухода из учреждения проходит всего несколько дней, а бывает, что всего одна встреча. У нас с Колей период знакомства растянулся на несколько месяцев, и это, несомненно, помогло нам в адаптации дома. Он немного привык к нам и ехал уже к не совсем незнакомым людям. И мы уже привыкли и привязались к нему.

Общение с органами опеки не всегда будет простым, общаясь с ними нужно быть настойчивыми и требовать от них соблюдения закона и следования всем процедурам. Я верю, что в нашей стране есть хорошие сотрудники опеки, которые искренне радеют за права и интересы детей.

К сожалению, моя история общения с органами опеки – это грустная история. Специалист опеки не видела в Коле человека, а только папку бумаг и дополнительные проблемы. И если бы я не старалась «не портить с ней отношения», а сразу переходила бы на формальное общение, то время до передачи ребенка в семью могло бы быть короче. В итоге большую помощь, насколько это было возможно, мне оказали сотрудники санатория, где находился Коля после возврата».

Не каждый может взять ребенка в семью, но помочь может каждый!

Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.

Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.

Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!