Дмитрий Хазиев
Дмитрий Хазиев 22 июня 2018

«Два года мне понадобилось на то, чтобы «нарастить броню»

0
3993
0
Принятие ребенка редко бывает беспроблемным. Это своего рода лотерея. Все фото - из архива Ольги Пархомец.

«Когда ты впервые сталкиваешься с сиротской системой, то понимаешь, что детям там – не место, и пока есть силы и ресурсы, их надо забирать в семью, – признается Ольга Пархомец. Вместе с с мужем они воспитывают двоих кровных детей –  Ольгу (13 лет) и Егора (3 года), а также четверых приемных: Прохора и Олесю (обоим по 9 лет), Карину (14) и  Алису (13). Ольга откровенно рассказала корреспонденту фонда «Измени одну жизнь», как с приходом каждого ребенка менялась она сама.

Несколько лет назад Ольга с мужем и детьми переехали из Санкт-Петербурга в маленький город, где, по их мнению, достаточно безопасно. Поэтому дети сами ходят в школу и на кружки. С утра Ольга провожает старших в школу,  младшего сына отводит в садик.

Первую половину дня многодетная мама занимается самообразованием. «У меня постоянно различные тренинги, вебинары, занятия в музыкальной школе, – рассказывает она. – Также подрабатываю удаленно. Во второй половине дня – домашние дела и уроки с младшими.  Осенью планирую выйти на постоянную работу».

Прохор

«Первого ребенка мы взяли в 2010 году, когда старшей дочери было 4,5 года, – рассказывает Ольга. — Тогда у нас с мужем уже была дочка Оля, и мы с супругом хотели сына. В базе данных смотрели анкеты, увидели мальчика, который стал нашей путеводной звездочкой. Но с тем мальчиком не сложилось, и в итоге мы встретили в доме ребенка годовалого Прохора».

Читайте новый раздел на нашем сайте – 5 шагов к принятию ребенка в семью.  Он создан для тех, кто думает о том, чтобы взять ребенка из детского дома. Подробные инструкции написаны в удобном формате. С чего начать? С шага №1!

Ольга вспоминает, как главврач дома ребенка долго рассказывала о «неэмоциональном ребенке с отставанием в развитии». «Потом в кабинет занесли, маленького, удивительно милого, нахохлившегося воробушка, – говорит Ольга. — Я сразу почувствовала, что этот ребенок – мой сын, и поняла, что больше не хочу никого смотреть и ни с кем знакомиться. Муж тоже проникся, и мы подписали согласие».

Лучше заранее осознавать, что приемный ребенок – это труд и вложения.

В их семье Прохор живет уже восемь лет. Из всех детей он оказался самым сложным ребенком. По словам Ольги, у мальчика есть проблемы неврологического характера, и во многом именно безусловное принятие и любовь с первого взгляда помогают родителям справляться с трудностями.  Биологическая мама Прохора уже умерла, Ольга периодически общается с его дедушкой.

Дети знают, что они – приемные. «Я не считаю нужным скрывать происхождение, – признается Ольга. – Однажды, после вопроса дочки, родная ли она мне, у нас состоялся большой разговор, и я привела в пример отношения с мужем: «Ведь ваш папа мне не кровный родственник, мы росли в разных семьях, у нас разные родители. Но при этом он самый родной мой человечек. Так же, как и вы. Поскольку мы взяли детей в раннем возрасте, то я с самого начала в игровой форме доносила до них, что мы с папой — не их кровные, но самые родные их родители».

Олеся

Спустя год, после того, как Ольга с мужем взяли Прошу, в их семью пришла Олеся.  «Когда ты впервые сталкиваешься с сиротской системой, то понимаешь, что детям в системе не место, и пока есть силы и ресурсы – детей надо забирать оттуда, – признается многодетная мама. – Если Прохора мы взяли из-за эгоистических побуждений, то остальные дети пришли к нам во многом из-за нашего желания помочь им. Наверное, поэтому с Олесей принятие пришло не сразу».

Дети знают, что они – приемные. 

Был ли какой-то переломный момент? Да, был, говорит Ольга. Однажды она приехала к подруге в гости, и они заговорили о детях. Подруга восхищалась Олесей, рассказывала Ольге, какой у нее необыкновенный, харизматичный ребенок.

«И в тот момент у меня как глаза открылись, – говорит Ольга. – Что-то щелкнуло в голове и в сердце, и я почувствовала невероятную и безграничную любовь к Олесе. Сложности есть, но это тот ребенок, чьи недостатки мне принимать легче всего. Ласковая и нежная доченька со сложным характером.  Ребенок, которого я «вынашивала» и «родила» душой через 9 месяцев после его появления в семье».

Олеся не сразу поняла, кто такая «мама». Сначала она называла Ольгу «тетямама» – по аналогии с «тетясвета» и «тетямаша» в доме ребенка. Но в какой-то момент поняла, что теперь здесь – ее семья, и это навсегда.

Как таковой адаптации у Олеси не было, говорит Ольга. Но иногда девочке снится, что ее кто-то хочет украсть из семьи. «Она боится нас потерять. Раньше такие сны были частыми, она просыпалась в слезах и прибегала к нам. Сейчас все реже и реже», – рассказывает многодетная мама.

Карина

Самая сложная адаптация, которая длилась 4 года, была со следующей дочкой Ольги – Кариной. Причем это была адаптация самой Ольги. Со всеми остальными членами семьи у Карины с первого дня были прекрасные отношения.

Девочка попала в семью, когда ей было 7 лет. Кровная семья была не очень благополучная, но девочка оставалась домашней. В детском доме она провела всего две недели. Ее мама лежала в больнице, и Карине просто требовалась помощь. Была небольшая вероятность того, что ее мама поправится, и девочка вернется в семью. Но, к сожалению, спустя какое-то время мамы не стало.

«Первые полгода меня, в силу разности характеров, просто слегка раздражали некоторые моменты, – признается Ольга. – Попытки манипулирования, нытье, бесконечное желание привлечь к себе внимание. А через полгода она стала называть меня мамой. И тут меня, что называется, накрыло. Я осознала, что не готова быть ее мамой. Что это совсем не то же самое, что «просто помочь ребенку, попавшему в беду».

Вечерами Ольга рыдала в подушку. Понимала, что девочка – хорошая, что проблемы именно в ее собственном восприятии, но все равно было очень тяжело. Это была большая работа приемной мамы над самой собой и над отношениями с дочкой.

Читать также — На краю. Как спастись от эмоционального выгорания?

«Постепенно у нас все нормализовалось. Сейчас Карина – самый нежный, самый добрый ребенок в семье», — говорит Ольга.

Помогло ли многодетной приемной маме общение с другими приемными родителями? Помогло, но уже постфактум, говорит она. «К сожалению, сейчас немного тематических психологов, и в ШПР не рассказывают всего, с чем может столкнуться приемный родитель, – объясняет она. – В период адаптации ты как будто впервые осознаешь темные стороны своей личности. Это очень тяжело принять. И жить с этим потом тяжело. Но в какой-то момент я прочитала тему на одном из форумов, в которой многие родители делились тем, через что прошли они. И когда я поняла, что такая не одна, мне стало гораздо легче».

Алиса

Последняя дочка – Алиса пришла в семью Ольги в 11 лет. «Девочка хорошая, но не признавала авторитетов, – рассказывает Ольга. – Не доверяла взрослым, потому что в ее жизни уже было предательство: возврат из приемной семьи, в которой она прожила три года. Уважала только силу».

Надо четко понимать, для чего вы берете ребенка, и быть готовым к серьезной работе над собой.

До ее появления Ольга считалась в семье либералом. Была мягкая, все вопросы и проблемы старалась решать уговорами, разговорами и любовью. Алиса посчитала это слабостью, а Ольгу – тряпкой. И вела себя соответственно. Два года Ольге понадобилось на то, чтобы «нарастить броню» и стать «несгибаемой личностью».

«Я даже благодарна Алисе за это, хотя всем пришлось нелегко, особенно старшей кровной дочери, — рассказывает Ольга. — Очень помог муж, который сумел жестко очертить границы дозволенного, и, по крайней мере, один авторитет в семье у нас был. Сейчас Алиска уже вросла в семью. Расцветает и становится удивительной, яркой, интересной девушкой».

Советы будущим приемным родителям

Принятие ребенка редко бывает беспроблемным. Это своего рода лотерея – можно выиграть и получить подарочного ребенка, с которым будет безусловное принятие, и не будет никаких проблем. Но лучше заранее осознавать, что приемный ребенок – это труд и вложения.

Старайтесь разграничить реальные проблемы и свое восприятие. Часто оказывается, что проблема именно в том, как МЫ видим этого ребенка.

Не бойтесь обращаться к специалистам, если вам кажется, что «что-то не так». У наших детей действительно часто может оказаться что-то «не так».

Фонд «Измени одну жизнь» проводит бесплатные консультации для действующих приемных родителей

Обращайтесь за поддержкой и помощью к родственникам и знакомым. Не погружайтесь в свои проблемы с головой, не боритесь с ними в одиночку.

Надо четко понимать, для чего вы берете ребенка, и быть готовым к серьезной работе над собой. У вас обязательно должен быть ресурс, продумайте его ДО появления ребенка. Для кого-то это рисование, для кого-то дополнительное обучение, спорт, церковь и т.п. Даже с кровным ребенком тяжело оставаться 24 часа в сутки 7 дней в неделю. А приемные дети, пытаясь добрать недополученное в детстве, выжимают тебя досуха.

Старайтесь, чтобы в вашей жизни было еще что-то, кроме ребенка – любимое занятие, возможность пообщаться с друзьями, съездить куда-то с мужем. Хотя бы полежать в ванной. Ведь чтобы что-то давать, надо это что-то иметь.

Если у мамы нет энергии, она в депрессии – каждая мелочь кажется кошмаром. Но это не так. Период адаптации пройдет, семейная система перестроится, и ребенок «врастет» в семью. Для этого потребуется время и работа над отношениями.

Эта статья создана при поддержке компании МегаФон.

«Будущее зависит от тебя» — так называется совместный проект фонда «Измени одну жизнь» и компании МегаФон. В рамках проекта мы публикуем видеоанкеты подростков. Им, как и малышам, очень нужны семьи. Но подросткам намного сложнее найти новых родителей.

Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.

Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.

Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!