Инна Волкова
Инна Волкова 22 марта 2018

Пропуская через себя, или как снять фильм о приемном родительстве

0
765
0
Кадр из фильма Натальи Восканян «Димка, рожденный сердцем».

Наталья Восканян учится на высших режиссерских курсах в Санкт-Петербурге. В 2017 году Наталья сняла документальный фильм «Димка, рожденный сердцем», в котором показала, какие эмоции и чувства сопровождают каждый день обычную питерскую семью, принявшую из детского дома ребенка с особенностями здоровья. О том, как можно изменить ситуацию в сфере социального сиротства и приемного родительства, Наталья рассказала корреспонденту фонда «Измени одну жизнь»

— Наталья, расскажите, пожалуйста, чем обусловлен интерес к теме приемного родительства и как вы нашли героиню?

— Фильм «Димка, рожденный сердцем» — одна из моих курсовых работ. Это фильм о семье, с которой я лично знакома. А интерес к теме приемного родительства появился более пяти лет назад. Когда планировала своих собственных детей, абсолютно случайно на замечательном форуме петербургских родителей вышла на женщину, которая писала о том, как быть приемной мамой. Лет 5-7 назад это было достаточно новое направление.

Именно тогда я впервые увидела какие-то проблемы приемных детей, приемного родительства, поняла, что подарить семью ребенку — это не какая-то сказка, что есть трудный процесс привыкания друг к другу, что детский дом — это далеко не детский сад. Примерно такое осмысление было лет пять назад, и постепенно я втянулась, читала разные темы на форуме, и сейчас подписана на большое количество приемных родителей, известных и не очень, которые пишут о своем ежедневном труде.

С Яной (героиня фильма — прим. автора) мы знакомы давно. Ее дочь примерно возраста моей старшей дочери. Семья не планировала приемного ребенка, так получилось совершенно случайно, как Яна и рассказывает в фильме. Ее история задела меня тем, что я наблюдала весь процесс фактически по Яниным заметкам с самого начала. То, что вошло в фильм, это лишь малая часть того, что она писала практически ежедневно, не отчеты, а какие-то записи, наблюдения на форуме, о том, как меняется Дима, какие возникают проблемы во взаимоотношениях.

— И вы решили снять фильм. Какую цель вы ставили перед собой, когда начинали работу над ним? 

— Довольно сложно, наверное, определить. Просто был такой порыв рассказать то, что сидит уже давно занозой в душе, и хотелось поделиться историей. Таких историй очень много. Нужно выносить их на поверхность, надо, чтобы люди как-то знакомились с другой стороной жизни. А то у нас и инвалиды, и дети-сироты как будто в некоем потустороннем мире существуют.

Мне очень хотелось показать, что дети — даже если они попали в детдом изначально из неблагополучных семей — такие же дети, абсолютно нормальные, и если им подарить любовь, показать, что такое семья и как на самом деле надо жить, то их судьбу можно исправить.

Я хотела сделать документальный фильм без своих слов, без какого-то закадрового текста, чтобы он был построен только на визуальном ряде. Но, к сожалению, в данном случае это было абсолютно невозможно, поэтому я дала право голоса приемной маме, лучше которой все равно никто не расскажет ее историю.

Думаю, что просмотр будет полезен всем — от мала до велика. Особенно тем, кто считает, что детский дом это как садик: ничего страшного с детьми там не происходит, все они там счастливы, выходят оттуда обычными среднестатистическими людьми.

Очень хотелось сделать фильм с надеждой на лучшее будущее таких детей, чтобы люди не думали про генетику, что возьмешь такого, а у него потом гены алкоголика всплывут. Не всплывут, если любить и растить.

На мой взгляд, мне удалось сделать светлый фильм. Получилось это в том числе и благодаря музыке, но, в первую очередь, благодаря Яне, которая сама по себе очень светлый и честный человек, искренний.

Наталья Восканян. Фото из личного архива.

Давно интересуюсь темой, восхищаюсь семьями, иногда думаю, что могла бы взять, но пока не готова к этому. Решила помогать ситуации, говоря о ней с помощью кино. Знаю, что людей задевает эта тема. А рассказ реальной приемной мамы вызвал небывалый резонанс на защите курсовых, многие для себя что-то новое открыли, потом звонили мне с благодарностью.

Конечно, из фильма пришлось очень много убрать, чтобы он был смотрибельным и не утомлял. Он получился легче, чем само интервью. Но для тех, кто только начинает, более легкий и светлый вариант — самый удачный для просмотра, для того, чтобы понять, что все не так плохо. Эта история напоминает нам всем о каких-то простых человеческих радостях, искренности, о том, как на самом деле надо жить.

— На ваш взгляд, как обычный человек может менять ситуацию в сфере социального сиротства и приемного родительства?

— Все приемные родители, которых я знаю, читаю, встречала, обладают каким-то безумным запасом энергии, по-моему, они об этом даже не подозревают. Есть какой-то свет в этих людях, они его несут, у них для себя, наверное, его много и они стараются поделиться им с окружающими.

Мне кажется, потенциальный приемный родитель должен адекватно оценивать собственные силы, понимать, что «заткнуть» что-то в себе и сделать себя счастливым за счет приемного ребенка — невозможно, нужно понимать, на что ты идешь, особенно если речь о ребенке с тяжелым диагнозом. Не ко всем же приходит любовь. Поэтому нужно иметь сильный характер и сильное чувство ответственности.

— Знаю, вы планируете снять фильм о многодетной семье. Расскажите подробнее.

— Да, очень хочу сделать документальный фильм о многодетной маме с детьми с инвалидностью. У нас с нею уже есть договоренность, придуман новый формат фильма. Но есть проблема найти адекватного, деликатного и хорошего оператора. Увы, многие считают тему очень болезненной. Боятся, видимо, что у них как-то перевернется сознание, и они станут чище, лучше, боятся пострадать, боятся чужой боли. Поэтому, к сожалению, мне пока не удалось найти оператора, но эта история, надеюсь, будет сделана, потому что меня она очень задевает.

— Могли бы вы дать свои рекомендации людям, которые хотят помогать в решении социальных проблем?

— Если говорить о приемном родительстве, то оно должно быть собственным решением каждого человека, нельзя его навязывать ни в коем случае. Если вы хотите через кино решать социальные проблемы, то снимайте, что вам нужно, именно с той точки зрения, которая ваша. Не притягивайте за уши никого другого, снимайте именно свое, то, что идет изнутри. Тогда все получится.

Не каждый может взять ребенка в семью, но помочь может каждый