Просветительский проект «Арзамас» открывает бесплатные занятия по развитию учебных навыков для приемных детей от 9 до 11 лет. Лиля Брайнис, руководитель проекта по развитию навыков, рассказала корреспонденту фонда «Измени одну жизнь» о занятиях и о том, как показать приемным детям, что учиться – интересно.

Глиняные таблички, выполненные детьми на занятиях. Фото — Лили Брайнис.

О проекте «Арзамас»

Arzamas  — это просветительский проект, посвященный гуманитарному знанию. Здесь каждый четверг публикуются лекции ведущих российских ученых, а вместе с ними масса дополнительных материалов: словарей, игр, шпаргалок, табличек и т.д. Основная задача Арзамаса – сделать гуманитарное знание доступным, понятным и интересным.

«Мои бабушка и дедушка выросли в детском доме, поэтому когда в 2016 году главный редактор Арзамаса Филипп Дзядко позвал меня делать курсы для детей из детских домов, я с радостью согласилась, — рассказывает Лиля Брайнис. —  Филипп Дзядко работал учителем литературы в центре «Вверх»  и очень хотел, чтобы у Арзамаса появилось отдельное направление для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. До этого я уже почти 10 лет работала с подростками: учителем обществознания в лицее 1535, разработчиком детских программ в Музее Москвы, вожатой и организатором лагеря «Камчатка».

По словам Лили, вместе с Филиппом они стали думать как сделать так, чтобы проект был полезным и эффективным, чтобы он мог помочь тем, кому сначала важно выжить, а уже потом чему-то научиться. «Нам хотелось, чтобы занятия были связаны с образованием, и тогда мы решили остановиться на новом направлении в педагогике – развитии междисциплинарных навыков, которые помогут детям не только учиться, но и существовать в коллективе», — отмечает она.

Во время подготовки проекта Лиля и Филипп ходили на разные курсы и занятия (например, на интенсив по работе с приемными детьми в ИРСУ) и разговаривали с экспертами по работе с детьми в детских домах и приемных семьях. «После одного из таких разговоров с Людмилой Петрановской мы решили, что на первом этапе проекта сконцентрируемся на работе с приемными детьми,  то есть теми, у кого уже есть свой взрослый, удовлетворяется базовая потребность в привязанности и, как следствие, появляются силы для исследования мира», — рассказывает Лиля.

О необходимых навыках

Последние несколько десятков лет ведущие мировые педагоги и психологи говорят о кризисе современного образования  и в первую очередь о том, что, несмотря на все изменения, сегодняшняя школа до сих пор живет в мире, где книга и учитель – единственный источник информации.

«Наступившая эпоха создает новые вызовы – и уже не так важно знать, когда была Куликовская битва, — объясняет Лиля. — Гораздо важнее уметь искать информацию и определять ее достоверность. Как ни грустно признавать, конкурентное преимущество на рынке труда будет не у тех, кто умеет выполнять однотипную работу, а у тех, кто умеет придумывать новые решения и не останавливается перед трудностями (проявляет творческое мышление), умеет анализировать и оценивать риски (проявляет критическое мышление), умеет работать в команде, делегировать или брать на себя ответственность (проявляет навыки взаимодействия), обладает эмпатией и способностью понимать и выражать свои эмоции (проявляет эмоциональный интеллект)».

Мир меняется очень быстро и неизвестно каким он будет, когда вырастут современные  дети. «Поэтому мы решили остановиться на том, что важно уметь для учебы, но в первую очередь для жизни, — отмечает руководитель проекта. — Особенно, когда речь идет о детях, которые в силу своего травматического прошлого нуждаются в этих навыках больше других».

О методике работы с приемными подростками

Лиля верит в то, что умозрительное знание – очень сложная штука и на самом деле, чтобы что-то понять, нужно это потрогать руками или попробовать на вкус. Как понять, что такое граммофон, если ты его никогда не видел?

«В первую очередь, важным правилом наших занятий было создание пространства, где упомянутые слова превращались в совершенно конкретные вещи, — рассказывает она. — Когда мы читали «Фокса Микки», мы слушали настоящий граммофон и ели морковь и сельдерей, на занятиях по истории Древнего Египта мы лепили и раскрашивали саркофаги, а на занятиях по развитию эмоционального интеллекта разыгрывали сказки и играли на музыкальных инструментах эмоции».

Первые три курса занятий, по словам Лили, были написаны вместе с детским театральным режиссером Полиной Стружковой и ведущей детских занятий про чтение «Читать и не скучать» Катей Габер: «Мы старались делать все занятия такими, чтобы деятельность постоянно менялась, чтобы мы пробовали все время новое и разное в надежде, что у участников проявится личный интерес. Вообще, одна из метазадач наших занятий – показать, что удовлетворение личного интереса это самое настоящее удовольствие, не хуже сладкого или похода в кино».

Методика, как говорит Лиля, все еще находится на стадии разработки, авторы пытаются понять, как сделать так, чтобы занятия были наиболее эффективными и интересными, а навыки развивались и были устойчивыми: «Минувшим летом мы обратились в Институт Образования НИУ ВШЭ и сотрудники разных лабораторий, занимающихся исследованием навыков, согласились нам помогать. Мы очень рассчитываем, что со временем наши курсы можно будет передавать в разные учреждения по всей стране и развитием навыков будут заниматься в детских домах, ресурсных центрах и центрах дополнительного образования».

Первой площадкой, где Лиля Брайнис и ее коллеги проводили занятия, стал Ресурсный Центр №19. Там, по мнению авторов проекта, работают невероятно внимательные и отзывчивые люди. «С февраля по май мы провели 11 занятий для группы из 10 детей, — рассказывает Лиля. — Несмотря на то, что в этом году мы продолжаем наше сотрудничество, мы решили, что можем открыть еще одну группу для детей, которые не находятся на сопровождении в Ресурсном центре №19».

О занятиях

Каждое занятие — гармоничное сочетание упражнений, развивающих критическое и творческое мышление. «Мы планируем заниматься по 120 минут, из которых одна половина посвящена развитию критического мышления, а другая — развитию творческого мышления, — рассказывает Лиля. — Занятия будут проходить 2 раза в неделю, что повышает их эффективность и влияние на школьное образование. В конце курса мы напишем подробный отчет о прогрессе каждого участника на основе измерений уровня навыков в начале занятий и в конце».

Навыки критического мышления авторы проекта намерены развивать на основе занятий по литературе, где вместе с детьми они будут читать и разбирать тексты, учиться выделять основные и дополнительные части текста, задавать вопросы, различать факты и мнения.

Навыки творческого мышления они планируют развивать на основе занятий по изучению эмоций. Это курс, написанный Полиной Стружковой, театральным режиссером и педагогом. Он состоит из игровых театрализованных занятий, на которых участники будут выражать разные эмоции, учиться взаимодействовать друг с другом и работать в команде.

О расписании и месте проведения 

Чтобы занятия были максимально эффективными, авторы проекта планируют проводить их два раза в неделю — по вторникам и четвергам с 17.00 до 19.00 — по адресу: Малый Саввинский переулок, 8, здание лицея №1535 (м. Спортивная).

Занятия начнутся 5 октября 2017 г.

О регистрации

Если вы хотите, чтобы ваши дети приняли участие в занятиях, пожалуйста, зарегистрируйтесь по ссылке.

Количество участников ограничено.

Инструкции по теме