Иоланта Качаева
Иоланта Качаева 16 января 2017

«Хочу как можно быстрее вернуть детей домой»

0
1999
5

Представители опеки и попечительства вместе с сотрудниками полиции изъяли из приемной семьи в Зеленограде 10 детей. Поводом послужило заявление сотрудницы детсада. Она утверждала, что увидела у ребенка ссадины и кровоподтеки. В итоге детей забирали из дома, из детсада, с новогоднего праздника. Двоих детей отвезли в приют, 8 – в больницу. Еще трое остались дома.

Эта история буквально взорвала Интернет. Социальные сети, форумы пестрят сообщениями и комментариями. Сюжеты на телевидении, статьи в изданиях. Раскрыта тайна усыновления, опубликованы диагнозы детей. Светлана, приемная мама в интервью корреспонденту фонда «Измени одну жизнь» рассказала, где сейчас находятся ее дети, и как вся семья переживает случившееся. Ситуацию прокомментировали эксперты и приемные родители.

рисунок мамы

Дочка Светланы нарисовала в приюте рисунок. Фото — Инстраграм Светланы.

— Светлана, вам разрешают общаться с детьми?

—  Я могу встречаться с двумя детьми, которые сейчас находятся в приюте Зеленограда. Они очень сильно подавлены, плачут, просятся домой. В пятницу их одели в 21 час, сказали, что они могут пойти домой. Потом снова раздели, решили держать до субботы.  Потом передумали – решили, что до понедельника. У чиновников суббота и воскресенье – выходные дни. Они отдыхают. А дети в это время находятся, можно сказать, в тюрьме.

Я даже не могу описать встречи с ними. Меня слезы душат, дышать невозможно. Дети домой просятся, а я, их мама, пока не могу это сделать.

— А с детьми в больнице можно видеться?

—  8 наших детей — в инфекционном отделении, в больнице. В этом отделении одно правило для всех – встречи не разрешаются. Поэтому я сегодня отвезла и передала вещи, гостинцы. Разговаривала с заведующим филиалом. Он сказал, что дети здоровы. Но в данной ситуации врачи не могут сами отпустить их, ждут указаний.

— Ребята в одной палате находятся?

— Сначала их в одну палату поместили. Но они очень шумели. Врачи подумали, что они балуются. В  итоге их развели по разным палатам. Но это просто проявление стресса, а не веселье.

— А дети, которые остались дома, как они переживают случившееся?

-Младшему — 3 года, он еще всего не понимает в силу возраста. В детский сад мы его не водим теперь по понятным причинам. А старшие  очень переживают, конечно.

— Мужу можно встречаться с детьми в приюте?

— У мужа умерла мама. Он уехал на похороны в Санкт-Петербург.

— Где вы силы берете, кто вас поддерживает в этой ситуации?

— У меня стрессовое состояние, сплю по два часа в сутки. Сама я бы не справилась. Помогают родственники, друзья. Подруга приехала, старшая дочь, мама поддерживает, даже бабушка с дедушкой хотели приехать, но я их остановила. Все очень переживают, конечно.

— Вы преподаете в ШПР. Когда вернетесь к занятиям, что скажете будущим приемным родителям?

—  Мое мнение по ситуации в сфере сиротства не изменилось. То огромное количество детей, которые живут в детдомах, губительно для нашей нации, для нашей страны. Все воспитанники выходят из детдомов травмированные, неприспособленные к самостоятельной жизни.Нельзя быть равнодушным к такому положению вещей.  Но перед тем как взять в семью приемного ребенка, надо обязательно взвесить свои возможности, свой ресурс. Понять, сможете ли вы воспитать и вырастить его.

— Вы опытная приемная мама — у вас 16 детей, тренер в ШПР — наверное, знаете немало случаев, когда детей изымали из семьи. Что-то похожее с тем, что произошло  с вашей семьей, вам известно?

— Нет, причем не только я, никто из моих знакомых, коллег, приемных родителей ничего подобного не видел и не слышал. Не было такого, чтобы полиция проводила подобный «захват» детей, которые живут в семье, отлавливая их в садике, на новогодней елке, на занятиях балетом. Одну дочку забрали в праздничном платье, другую – прямо в пуантах и балетном трико…

Детей допрашивали в отдельной комнате, без родителей, без психолога. Записывали их ответы. Один мой ребенок сказал, что не умеет расписываться и не может прочитать то, что написано чужим почерком. Ему предложили ничего не читать, а вместо подписи просто написать свою фамилию…

— Вы уже встречались с уполномоченным при президенте РФ по правам ребенка Анной Кузнецовой. Что вы намерены делать дальше?

— Хочу как можно быстрее вернуть детей домой.

Фонд «Измени одну жизнь» будет следить за развитием событий.

Комментарии экспертов и приемных родителей:

Мария Эрмель, приемная мама:

 photo_small_1179941_55948503df853

«Я приехала к Светлане из Санкт-Петербурга, чтобы поддержать близкую подругу. Вся история, которая развернулась в их доме, напоминает страшные события 1937-го года. В квартиру приходят полицейские. Люди в форме, не разуваясь, ходят по комнатам, все рассматривают, буквально обыск устраивают. Одного ребенка раздевают и осматривают, ищут возможные следы побоев. Детей, которые находятся дома, по очереди допрашивают в отдельной комнате без присутствия родителей. Потом забирают и увозят. Забирают и  детей из садика. Увозят в больницу и в детдом.

Родители – и Света, и Миша – в ужасном состоянии. А в каком состоянии могут находиться мама и папа, у которых забрали детей? Светлана очень подавлена. Сама она сейчас не сможет справиться с ситуацией. Мы, подруги, ей помогаем.

Мы решили привлечь общественность, СМИ к освещению этой истории. Ведь по сути, если бы об этом не стали показывать сюжеты по ТВ, публиковать статьи, никто бы и не узнал, что вот так среди бела дня к любому могут прийти люди в форме и изъять детей.

Мы с мужем собирали документы, чтобы взять в нашу семью еще одного ребенка с ДЦП. Так после того,  что случилось со Светой и Мишей, муж сказал, что пока надо повременить. И я его понимаю.  Растить приемного ребенка, тем более с особенностями развития очень сложно. И если вместо поддержки государство устраивает расправу над приемной семьей, вряд ли захочется эту семью создавать.

Вообще, у меня создается впечатление, что чиновники заинтересованы в одном: чтобы дети были не в приемных семьях, а в детских домах. Тогда у сотрудников этих заведений и надзирающих ведомств будет работа и зарплата. Другого объяснения действиям полиции и органов опеки, устроивших этот кошмар, я не нахожу».

Светлана Строганова, приемная мама:

10403570_644923572273170_7147195518188533667_n

«Детей из семьи изъяли 10 января.  Их буквально «захватывали» из разных мест: школы, детсада, из дома… Очень похоже на подготовленную спецоперацию. Выглядит это ужасающе. Причем, как говорят представители опеки, у родителей-алкоголиков или наркоманов, которые своих малышей бросают дома одних, не кормят-не поят, бьют, детей изъять достаточно сложно, на это уходит очень много времени. А в данном случае все решилось в один момент. Почему?

Трое детей остались в семье. То есть, по отношению к одним детям в этой семье, органы опеки усмотрели угрозу жизни, а к другим нет?

Безусловно, ужасно и то, что очень много информации об этих детях стали вдруг доступны многомиллионной аудитории.  Диагнозы ребят, информация об усыновлении, — все в абсолютно свободном доступе. Нарушены права и родителей, и детей.

В этой истории много непонятного. Официальные представители не дают развернутых комментариев, только какие-то обрывочные сведения. Это очень странно. Ведь если принято решение об изъятии детей, значит, есть основания. А их не оглашают.

Причем, по словам тех же официальных лиц, к приемной маме никаких претензий нет. И если с отцом ситуация вроде как неоднозначная, то почему же матери не давали возможности видеться с ребятами?

В итоге, получается, что представители власти детей не защитили, а наказали. Ведь то, что их изъяли из семьи, разлучили с родителями, с мамой, это очень страшно. Приемной маме сказали, что с детьми все в порядке, ими занимаются, и даже их развлекают.  Вроде как не надо за них переживать. Но это же чудовищная глупость! Пусть люди, которые говорят подобные вещи, представят себе, что их детей поместят в детский дом или в больницу,  дадут им игрушки, одеяла, еду. И родителям скажут, что у детей все отлично, они сыты, одеты, сидят в тепле и играют… Как эти родители отреагируют на такие известия?

Я не знакома с этой семьей лично. Но я очень переживаю за детей. Что сейчас они испытывают после того, как незнакомые дяди и тети увезли их в больницу или в детдом? Как им объясняют, почему к ним не пускают маму?

Я считаю, что детский омбудсмен Анна Кузнецова, органы опеки должны защитить этих детей. И разобраться в ситуации как можно скорее».

Людмила Петрановская, психолог:

http://readly.ru/public/media/authors/c/7/c7cddf5bd68e81f94db9a1bbe1e3233e_180x0.jpg

«Мы не знаем, не можем знать и не должны пока знать, имело место или нет физическое наказание ребенка.

Мне лично, поскольку мы неплохо знакомы со Светланой, в это трудно поверить, но мои ощущения тут ни при чем. Поступила информация, должна быть проведена работа по ее проверке. Профессиональная работа в сотрудничестве с приемными родителями.

Что мы знаем, так это то, что на основании только лишь слов 6-летнего ребенка, не проведя не то что никакой работы — даже никакой беседы с приемными родителями, у семьи отбирают 10 детей, включая усыновленных. Детям врут в процессе, приемной маме не дают на руки никаких документов об отобрании, детей раскидывают по приютам и больницам, не обеспечив терапией…

Все это чудовищный непрофессионализм и по сути является жестоким обращением с детьми. Намного более жестоким, чем гипотетически имевшее место физическое наказание. При этом маму уговаривают не волноваться, ведь «детям там хорошо, их развлекают». Специалисты, которые не представляют себе, что происходит с ребенком, когда его вот так забирают из семьи и отправляют в приют, профнепригодны.

Специалисты, которые не знают психологических особенностей детей, проведших первые годы жизни в учреждении, например, того, что ребенок нередко готов сказать все, что от него хотят услышать, любом взрослому, чтобы быть в центре внимания, и что нужно каждый раз вникать и разбираться с привлечением детских психологов, прежде чем переходить к оргвыводам, просто опасны.

Это все равно что врач, который не знает анатомии и физиологии. Им нечего делать в сфере защиты прав детей.

Обсуждать чужие семьи может быть увлекательно и приятно, но благополучие каждого из нас и наших детей зависит не от того, было что-то или не было в какой-то отдельной приемной семье. Оно зависит от профессионализма специалистов, которые в силу должностных обязанностей могут вершить судьбы, в том числе ломать их. Оно зависит от того, как решаются сложные и конфликтные ситуации, неизбежные в социальной сфере — с помощью сотрудничества и разумных процедур, или путем государственного киднеппинга».

Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.

Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.

Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!

5 комментариев
  • Юлия

    Это просто ужас, что твориться в этой сфере, пока не сталкиваешься, не задумываешься, но теперь и мне пришлось с этим столкнутся, в 2016 мы решили взять в семью приемного ребенка, я пошла в местные органы опеки, мне сказали о шпр и выдали сразу список документов и бегунок на медкомиссию, в итоге пройдя шпр, сдав кучу анализов и пройдя специалистов, я счастливая явилась в опеку, где мне любезно сообщили о том, что теперь к нам приедет специалист для обследования жилья. Обследовав жилье, сфотографировав все, инспектор начала просить у меня копии тех паспорта с указанием квадратов, как оказалось ей это нужно было для того, что бы дать отказ. Аргументировав его тем, что у нас не хватает квадратов, хотя я сказала ей о том, что для ребенка есть свободная комната, где стоит кровать обсалютно пустая. Вот так три месяца наших усилий, ожиданий оказались коту под хвост. Больше всего возмущает то, что ни одна ….. Ни о чём не предупредила, что квадратура будет иметь решающую роль.

    21 января 2017
    • Татьяна Мардиросова

      Здравствуйте, скорее всего причина не в жилье, поскольку в законодательстве сейчас нет норм, по которым можно отказать в заключении на основании количества квадратов. Усыновлять/брать под опеку разрешают и в съемное жилье, и в однокомнатную квартиру, если там физически есть место для сна, игр, занятий ребенка. Это то, что проверяет сотрудник органов опеки при своем визите.

      31 января 2017
  • илья мамлюков

    а я в такой же ситуации оказался. у меня тоже до нового года забрали двух приёмных детей. брата и сестру. причём старшему уже осталось чуть больше года до совершеннолетия. причина типа ненадлежащий уход. хотя всё было отлично. идиотизм полнейший. скоро суд.

    17 января 2017
  • Елена, приемная мама

    Страшно. Страшно за детей, за себя, за мужа.
    Страшно от ощущения собственного бессилия. Мои дети
    часто рассказывают о том, как их бил папа, как они прятались под кроватью. И кто будет разбираться, что это происходило в их родной семье, откуда их изъяли год назад? С ужасом жду звонка в двкрь — а вдруг «бдительные» соседи вызовут полицию на детский крик? А ребенок просто не хочет есть кашу, купаться или ложиться спать. Как нам жить дальше, как воспитывать детей? Или пусть едят конфеты, ходят грязными и весь день смотрят телевизор? А на улицу — ни-ни, никаки горок, санок и велосипедов. А то вдруг упадет и у него, шебутного семилетнего мальчишки, найдут синяк и ребенок вернется обратно в дд.
    Если сейчас не разобраться в этой ситуации, не наказать виновных и не сделать невозможным повторения ее в будущем — мы так и будем бояться. Потому что завтра могут придти к вам.

    16 января 2017
  • Александр

    Сколько же можно разбираться, когда дети дома то будут? Как им теперь жить с такой травмой?!

    16 января 2017