Марина Глазкова
Марина Глазкова 10 мая 2016

Талантливые бывшие сироты: Философия, живопись и бои без правил Игоря Ефимова

0
489
2

Это история отказника с рождения, который, попав в приемную семью в девять лет, достиг ярких достижений в учебе, спорте, искусстве и не собирается останавливаться на достигнутом. Дети-сироты могут быть яркими и успешными, и пример Игоря Ефимова это подтверждает в полной мере.

index

Все фото из архива семьи

Людмила и ее супруг прожили в браке 20 лет прежде, чем задумались о том, чтобы взять приемного ребенка. К этим размышлениям их привела смерть их родного ребенка, который родился тяжело больным и умер в 2001 году.

Супруги долго горевали, но жизнь не стояла на месте, и однажды Людмила нашла в сети проект «Невидимые дети». Так, она стала сотрудничать с детским домом в Алтайском крае в качестве волонтера. В детском доме было три ребенка ее однофамильца, супруги зацепились за эту фамилию и стали с ними общаться.

Ефимовы попытались забрать детей в Москву, но те отказались уезжать. Им было страшно покинуть маленький привычный городок ради незнакомой столицы. Поскольку Людмила и ее муж уже рассматривали своих подопечных как членов семьи, отказ выбил их из колеи.

index2

«Берите Игоря и не выпендривайтесь!»

Однажды, собрав еще раз все необходимые документы, так как предыдущие уже потеряли срок годности, Ефимовы пришли в районную опеку, в Москве. В тот день мальчика, с которым они собирались познакомиться, не было, так большая часть детей была в лагере. Тогда дирекция детского дома просто предложила им другого ребенка со словами: «Берите Игоря и не выпендривайтесь!»

…Вошел мальчик, маленький, плохо подстриженный. Девятилетний отказник с рождения, он очень хотел родителей, а в ту пору забирали только совсем маленьких детей. Супруги посмотрели друг на друга и поняли, что они и Игорь нашли друг друга. Это был сентябрь 2008 года.

«Мы взяли то, что дали, не выбирали и не смотрели», — вспоминает Людмила. Сначала они с мужем ходили навещать Игоря в детский дом, потом стали брать его домой, а через два месяца забрали совсем.

index3

Без адаптации

Адаптации у Игоря не было. «За свой волонтерский опыт я поняла: самое главное – это настрой ребенка, а понять его может помочь администрация учреждения. Если сотрудники говорят: «Этот сможет жить в семье», то к ним надо прислушиваться», — отмечает Людмила.

«Есть очень много детей, которые привыкают жить в системе и прекрасно себя чувствуют в детдомовской свободе, где у них нет никаких обязанностей, где они не готовят и не убирают. И далеко не все дети готовы жить в семье», считает она.

index4

«Спасибо 46-му детскому дому!»


Игорь пришел в семью Ефимовых в ноябре 2008 и пошел во второй класс. Это был первый год, когда дети из детдомов шли учиться в обычные школы. Свой второй класс он, единственный сирота во всей школе, закончил круглым отличником.

Статус усыновленного ребенка не был проблемой для Игоря. Он понимал: «Да, я сирота, но я уже в семье», поэтому в новую школу он пришел как равный, а, начав учиться, показал, что был даже сильнее многих как ученик. А вот с поведением у него были проблемы: конфликтовал с учителями, а девочек, которых никогда не видел в детском доме, состоявшем из одних мальчиков, задирал.

Откуда такие успехи в учебе? Спасибо 46-му детскому дому в Гольяново. Это учреждение пятой степени коррекции, предназначенное для детей с речевыми отклонениями, а также для глухонемых, говорят родители.

Там была прекрасная служба логопедов-дефектологов, работа которой и заложила основы того, что сейчас Игорь, по выражению его приемной мамы, — это человек-слово. Он талантливо говорит, у него огромный словарный запас, богатая и разнообразная речь. Также в детском доме его научили учиться и получать знания, потому что там сиротам не разрешали лениться.

index5

Философия, живопись и бои без правил

Первый год, проведенный мальчиком в новой семье, ушел на то, чтобы привыкнуть к тому, что есть мама и папа, что есть домашние обязанности, что надо мыть посуду, участвовать в уборке квартиры.

При этом родители много путешествовали с ним по России в рамках образовательных проектов «Путешествие с ребенком. Элефантик». Это были поездки в жанре образовательного туризма, когда дети не только видели новые места, ходили на экскурсии, но лепили, клеили, рисовали карты пути.

А на второй год жизни в семье Игорь серьезно занялся спортом. Все началось с похода в клуб, где занимаются боевыми единоборствами. Игорь увлекся айкидо, джиу-джитсу, а потом и боями без правил, в которых дошел до пояса и получил международный паспорт. Параллельно он занялся скалолазанием и позже получил первый взрослый разряд.

Когда Игорь учился в 4 классе, его родители узнали, что в МГУ набирают детскую группу при Школе юного философа. Так, два года он посещал занятия в Школе, что тоже дало большой скачок в его развитии.

Одновременно мальчик увлекся живописью и даже брал уроки у одного очень известного художника, а работы Игоря однажды были выставлены на персональной выставке этого мастера.

index6

«Травма брошенности нас миновала»

«Травма брошенности, о которой пишут психологи, нас миновала. Игорь словно получил новое рождение в семье. У него нет брошенности, он наш. Я, общаясь с большим количеством приемных семей, не считаю травму брошенности какой-то особенной проблемой. Здесь очень много надумано и притянуто за уши психологами. Если семья принимает ребенка полностью и с потрохами, травмы нет и не будет. Задача родителей вовремя дать адекватный ответ на его вопросы и правильное осмысление того, что произошло в его жизни», — говорит Людмила.

По ее словам, Игорь понимал, что в жизни такое бывает, что родители отказываются от детей. Но в то же время он знал, что сейчас у него есть семья: мама, папа, бабушки и дедушки.

«У нас не было серьезных проблем или конфликтов. Мы никогда не ходили к психологам или сопровождающим педагогам. Мы просто живем. Да, мы можем разругаться в пух и прах, потому что любой ребенок пробует границы. Но на общем фоне эти проблемы во взаимоотношениях выглядят незначительно», — с улыбкой говорит Людмила.

index7

Дети-сироты могут быть успешными

Приемные родители не успевали нарадоваться успехам сына. На фоне его спортивных успехов мальчика пришлось даже взять из обычной школы, потому что его учитель в определенный момент сказал: «Забирайте его. Ему здесь делать нечего». Сейчас он учится в специальной школе с углубленным изучением английского языка и музыки, перевели его, минуя третий класс, сразу в четвертый.

Сегодня это подросток 16-ти лет, который ищет себя. Хочет стать президентом или, как минимум, войти в список Forbes. К таким размышлениям Игоря привели занятия на философском факультете МГУ. «Я думаю, это будущий политик, философ, адвокат. У него есть здоровые перехлестывающие амбиции, и есть умение просчитывать ситуацию и реализовывать свои стремления», — считает Людмила. И, действительно, несмотря на то, что Игорь, стопроцентный гуманитарий, на сегодяшний день он трехкратный призер бизнес-школы Высшей школы экономики.

«Дети-сироты могут быть успешными. Это новый тренд, который возник в 2015-16 году. И если кто-то, задумываясь об усыновлении, боится, что ему придется работать репетитором, дефектологом, логопедом в одном лице, то думаю, что наша история поможет этот страх преодолеть», — заключает Людмила.

2 комментария

  • Анна

    Согласна с Еленой. У меня 7 приёмных. Срок проживания в семье от полугода до 9 лет. Да, они очень растут в развитии ( именно потому, что родитель становится репетитором, логопедом и прочее). Да, достигают каких-то высот , кто на что горазд. Да, становятся счастливыми и они и семьи, взявшие их. Да, все живут наполненной жизнью. Да, не надо бояться брать детей в семьи. НО надо всё же помнить, что труд достижения этого очень большой. И проблем надо будет преодолеть очень много. А такие счатсливые истории — очень и очень единичны. особенно про отказников с детства….

    27 мая 2016
  • Елена

    Хочется добавить, что если кто-то намерен взять приемного ребенка для того, чтобы он стал успешным, то не стоит этого делать. Далеко не любой ребенок способен быть эдакой звездой. Брать детей надо для того, чтобы они были счастливы в семье. И подавляющему большинству родителей придется-таки работать и дефектологом, и репетитором, и логопедом. А также столкнуться с травмой брошенности, которая, конечно, есть. Возможно, существуют дети, у которых эта травма менее заметна и не создает проблем, но таких детей мало. Это надо понимать будущим приемным родителям. Удачи всем!

    11 мая 2016