Катерина Демина
Катерина Демина 31 марта 2015

Синдром отличника. Стоят ли оценки жертв

1
166
1

Родители часто беспокоятся об отбившихся от рук троечниках, нанимают репетиторов, пытаясь выровнять шаткое положение. А если дневник чада усыпан пятерками, стоит ли волноваться? В какой момент жизнь отличника может стать настолько невыносима, что единственным решением окажется «прекратить эти мучения любым способом»?

612fd5bec055a35bed10086cf71729ac

Образование как цель и смысл жизни


Буквально в предыдущем поколении это было аксиомой. Если у тебя есть мозги, ты будешь хорошо учиться и поступишь в вуз, закончишь его и получишь хорошую, гарантированную, высокооплачиваемую работу. Мало того, кандидатская учёная степень давала право на дополнительную жилплощадь, дополнительную пенсию, дополнительный отпуск. То есть, никому даже объяснять не надо было, почему и зачем надо хорошо учиться, выгоды были настолько очевидны, что мало кого надо было заставлять.

А какие были альтернативы? В ПТУ, напильником махать? В армию, дачи генералам строить? У девочек была перспектива замужества хотя бы.

Так что старались все, кто мог. Кто не мог и трезво оценивал свои возможности, уходил после 8 класса в техникумы, получал рабочую специальность и старался быть счастлив в своей профессии.

Жили-были две девочки-закадычные подружки, не разлей вода, расставались только на ночь, везде и всюду вместе со второго класса. Одна была из профессорской семьи, не просто все с высшим образованием, а на самом деле – профессура МГУ в пятом поколении. Училась левой задней ногой на одни пятерки, не прилагая ни малейших усилий, позволяла себе и двойки за несделанное домашнее задание, потом исправляла с запасом… Вторая – из потомственных военных, многодетная семья, строгое воспитание, физические наказания за тройки, про двойки никто и не заикался. Ей учеба давалась трудом, трудом и еще раз трудом.

Но девочки дружили, им было абсолютно все равно, кто из какой семьи. Взрослым было заметно, насколько разнится их уровень, видно было, что одна – лидер и тащит за собой, а вторая все время «прицепчиком», но главное ведь результат? А в результате отличницами были обе, так что все были довольны. И так все было прекрасно до 8 класса (помните, раньше была средняя школа, до 8 класса, и старшая, 9-10, и можно было после 8 класса уходить).

Так вот, Лена, которой учеба давалась с трудом, категорически отказалась уходить после 8 класса в педучилище, хотя ей советовали все, кто мог, учителя, родители, друзья. Но она не мыслила себе жизни отдельно от подруги, девочки уже давным-давно договорились поступать на одну специальность и так и идти по жизни вместе.

(Ау, блюстители морали и нравственности, любители искать жареную гомо-тему везде и во всем, где вы? В наше время это называлось «дружба», и никому даже в голову не приходило видеть в таких отношениях что-то порочное.)

В старших классах стало очевидно, что Ленка программу еле тянет, особенно по точным предметам. Машка-то еле справлялась, но ей помогали отец и старшие братья-физики, а Лена стала засиживаться заполночь. К тому же, у веселой и слегка хулиганистой Маши появились ухажеры, она каждого знакомила с Леной, пыталась организовать квадрат «двое-надвое», но что-то буксовало.

Закончилось все сокрушительным провалом Лены на вступительных экзаменах. Обязательное для всех вузов сочинение Машка написала на 5/5, лихо, за час. Лена отсидела отведенные 6 часов и получила пару. Это было ударом неимоверной силы. Девочки настолько верили в свою мечту «учиться и работать вместе пока смерть не разлучит нас», что Плана Б просто не придумали. В последнюю секунду, с привлечением дедушки-генерала, Ленку за шкирку втащили в отходящий вагон педучилища. Но это был не её поезд. После первого курса она забрала документы и ушла в никуда. Спустя 25 лет о ней нет никакой информации, по слухам, работает то ли уборщицей, то ли сиделкой. Профессии никакой так и не получила.

К чему «сей фрак»? То есть, какое отношение имеет та давняя история к проблеме нынешних выгоревших дотла отличников, ушедших в депрессию медалистов, залегших на диван победителей Всероссийских Олимпиад?

Самое прямое.

Большая часть историй, с которыми я сталкиваюсь в своем кабинете (обычно, почему-то в апреле), выглядит так.

Завоевать мир

Родители, москвичи в первом поколении, что называется «понаехавшие» из провинции в столичные вузы. Они хорошо помнят, как упирались всеми конечностями, как пахали день и ночь, до того, что кровь носом шла. Они пережили уже несколько кризисов и дефолтов, вырвались наверх и продолжают впахивать что есть силы. Высшее образование – единственно доступный им социальный лифт, они self-made man/woman, за их спиной не было никаких влиятельных родственников. Свой бизнес они строили с нуля, буквально, с лотка в Лужниках, с одного ларька с сигаретами.

Дети для них – основная ценность, смысл и одновременно цель жизни, на них, как на последнего туза, поставлено все. «Мой ребенок будет жить как принц».

Поэтому – дизайнерски обставленная детская, элитные детские сады с носителями трех языков, самая крутая школа в городе, каникулы в Британии и Шотландии, развивающие занятия с года. Зачастую жена/мать оставляет работу и всю себя посвящает образованию детей. Я лично знаю мам, которые день-деньской развозят деточек по дополнительным занятиям: школа, музыка, теннис/карате/выездка, иностранный язык. «У нас в неделю восемь дополнительных занятий. ВОСЕМЬ!» — с непередаваемой гордостью в голосе.

(У моей младшей тоже восемь, только все это не выходя из школы. И когда она тут ветрянкой болела, я чуть не повесилась от этой атомной энергии в замкнутом объеме).

Особенно тяжко приходится тем детям, у которых обнаружили «способности». Их начинают рвать на части как учителя, так и родители. В период «гона» бедолаги ездят на олимпиады каждую неделю.

Ко мне на прием они попадают, когда начинает сбоить организм. Непонятные тики, экзема, которая не поддается никакому лечению, вырванные брови и ресницы, приступы рвоты… Все эти симптомы можно перевести одним словом: «ДОСТАЛИ!».

Им не разрешают просто гулять, они не балдеют в наушниках, валяясь на ковре, не читают дурацкие комиксы. Они учатся-учатся-учатся, 11 лет без передышки, потому что на каникулы у них тоже есть задание. Если посчитать нагрузку, получится, что 10-15летний человек работает больше взрослого: с 8 утра до 10 вечера. Практически без отдыха.

Ради чего все это чудовищное напряжение?

Не поверите: ради поступления в престижный вуз. Когда мне это говорят, я просто подпрыгиваю в кресле. Зачем, скажите на милость, зачем вам это поступление в Вышку или в МГИМО? Как изменится ваша жизнь, если ребенок будет там учиться?

На этом этапе родители начинают как-то путаться в показаниях. Вроде бы престижный вуз является ценностью сам по себе. Поступил – и все жизненные задачи выполнил. Или нет? Или это только ступенька к «высокооплачиваемой работе»? Или дверь заграницу?

Как показывается практика, сам по себе сильный вуз ничего не определяет. Это абсолютно не гарантия будущей безоблачной жизни. Дети, которые не умеют в жизни ничего, кроме как решать математические задачи или писать олимпиады по иностранному языку, оказываются совершенно беспомощными перед лицом реальности.

И еще они устали.

Продолжение следует

1 комментарий

  • 273 ФЗ

    Хороший и полезный материал в первую очередь для родителей.

    23 августа 2016