Вера Рыклина
Вера Рыклина 17 ноября 2014

Одаренность — благословение или мука?

0
235
0

A child prodigy

У 34-летней учительницы Зои Александровны растет чудесный сын Максим. В три с половиной года он свободно читал книжки, в четыре – писал большие письма, к шести научился играть в шахматы так, что преподаватель престижной столичной шахматной школы предложил ему провести сеанс одновременной игры со взрослыми. А еще Максим рисует: красками и цветными карандашами. У него уже было несколько выставок в районном ДК. Знакомые и родственники давно называют мальчика вунеркиндом. Зоя отшучивалась, но недавно она наткнулась на большую серьезную статью об одаренных детях и ахнула: действительно про Максима.

На самом деле вундеркинды — явление не такое уж редкое. По данным Всероссийского центра по работе с одаренными детьми, каждый третий ребенок в мире обладает каким-то специальным умением и талантом. Дети, обладающие удивительными возможностями и выдающимися способностями, встречаются часто – а вот сохранить свою одаренность и вырасти в таких же «вундер»-взрослых получается не у всех и не везде. Родители, учителя и наставники таких детей должны очень постараться, чтобы помочь таланту развиться, а ребенку не потерять интерес к внутреннему развитию.

Во всем мире существуют сотни специальных образовательных программ, рассчитанных на вундеркиндов; в большинстве западных стран будущих преподавателей специально и отдельно готовят для общения с такими детьми. С 1975 года существует Всемирный совет по одарённым и талантливым детям. Он координирует работу по изучению, обучению и воспитанию таких детей. С 1988 года действует Европейский комитет по образованию одаренных детей, — он регламентирует работу учителей талантливых малышей. Во всем мире с родителями вундеркиндов подолгу работают психологи; социальные службы берутся помочь со всем необходимым для гармоничного роста и поддержания таланта. «Одаренные дети – это наше будущее»: под таким лозунгом прошел недавно межевропейский форум учителей.

В России это тоже понимают, но особенно многого сделать не могут. Отечественные специалисты – психологи и учителя, занимающиеся вопросами детской одаренности, в унынии: они говорят, что все советские наработки и достижения в деле воспитания одаренных детей давно забыты, а ничего нового толкового не предлагается. Между тем, одаренным детям необходимо особое отношение, говорят эксперты, и если срочно его не выработать на федеральном уровне, страна рискует растерять свой главный интеллектуальный ресурс.

«Родители предоставлены у нас сами себе, — говорит детский психолог Андрей Новиков, специализирующийся на вопросах одаренности. Им необходимо отнестись к этому очень серьезно – в первую очередь ради собственных детей: нет ничего хуже, чем талант, который задавили или которому не помогли развиться». По его словам, одаренные дети, которые в силу обстоятельств и, в первую очередь, из-за невнимания взрослых растеряли свою одаренность, мучаются всю жизнь. Они даже могут и сами не понимать причину своих мучений, но это что-то вроде фантомных болей – тоска по невоплощенной идее или самоуничижение из-за отказа от увлечения.

Так что родителям у нас приходится действовать по наитию: уточнять, действительно ли перед ними вундеркинд, решать, не стоит ли сменить простой районный детский сад на что-то более специализированное, думать как выбрать подходящую школу и так далее.

Зоя Аленксандровна теперь поднаторела. Это сначала она растерялась, заметив в своем Максе черты из учебника, а теперь с легкостью сама пересказывает все признаки настоящей одаренности.

Чтобы носить звание вундеркинда у ребенка должны быть задатки. Он должен учиться чуть выше среднего, интересоваться чуть глубже, чем сверстники, быть очень увлеченным и очень усердным. Американский психолог Джордж Рензулли предложил свое определение одаренности, и хотя у него есть противники в среде отечественной профессуры, уже долгое время, это определение считается основным. «Одаренность – это результат сочетания трех характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень; творческого подхода и настойчивости». Иными словами, одаренность – это когда у ребенка контрольные на «пятерки», а на книжкой полке всевозможные энциклопедии. Это когда креативность из него так и прет, а его усидчивости можно только позавидовать.

«Если вы видите все эти качества в своем ребенке, напрягитесь и начните много думать», — советует Зоя Александровна. Родители вундеркинда не могут больше ничего пускать на самотек. Почему-то считается, что настоящий талант пробьется, даже если его никак не поддерживать: мол, если у человека талант, ему и учителя-то не нужны – сам справится. Но похоже, что как раз наоборот: все больше ученых приходят к мнению, что таланту просто необходима благоприятная среда, иначе он затухает.

Среду, в первую очередь, обеспечивает учитель — человек, который понимает и умеет работать с такими детьми: на него ложится львиная доля ответственности. Еще в 1968 году американские исследователи провели в школах США интересный эксперимент. Они устроили тестирование умственных способностей учеников и рассказали о результатах тестирования их учителям. Исследователи наврали и назвали вундеркиндами трех обычных мальчиков, без каких-либо выдающихся особенностей. Через год исследование повторили, выяснилось, что у тех самых отобранных мальчиков, результаты теста стали гораздо лучше, почти выдающимися. Этот эксперимент показывает, как важна роль учителя и его веры в ребенка.

«Теоретически одаренным может быть каждый, — подтверждает психоневролог Александра Кузина. — Если ребенком не занимаются, а его талант никого не интересует, малыш закрывается от внешнего мира. Тем не менее, до 11-12 лет зарытый талант можно еще восстановить». По ее словам, так случается достаточно часто. Например, в одной из семей, которые она курирует, мальчик в раннем детстве очень хотел и любил танцевать. Отец категорически запрещал и отдал его на каратэ. Ребенок отзанимался 8 лет, получил соответствующий пояс, и как только добился минимальной свободы, пошел и записался в танцевальную секцию. Сейчас он готовится к Чемпионату мира по бальным танцам».

Так часто бывает и с воспитанниками из детских домов. Попадая в приемную семью, они расцветают – обычные на первый взгляд дети вдруг начинают с упоением рисовать, писать стихи или сочинять музыку. Почти всегда это свидетельствует о хорошей атмосфере дома и всеобщей любви друг к другу. Почти всегда это означает, что склонность к творчеству была у этих детей и раньше, просто условия детского дома не располагают к развитию талантов.

В этом случае, говорит психолог Новиков, родителям надо открыть перед ребенком все возможности – пусть занимается всем, чем только хочет. Узнает мир и ищет себя. Настоящее – останется, чрезмерное – отвалится со временем.

Только посмотрите на этих детей  – ведь каждый из них ждет того, кто откроет в нем его особенный талант, и просто будет любить его и поможет стать цельным и самодостаточным человеком.

prodigy

 

Комментарии

Еще никто не оставил комментарий, вы можете стать первым!