Вера Рыклина
Вера Рыклина 23 сентября 2014

Учиться по собственному желанию

0
111
0

kruzhki1

У Анны Пичкиной из небольшого подмосковного города проблемы: дети хотят заниматься английским и каратэ, а негде. Этим летом закрылись два единственных в городе частных детских центра, в которых были кружки для малышей и школьников, а в единственном государственном, что остался, нет ни иностранных языков, ни спорта.

Этой осенью многих родителей ждал неприятный сюрприз: после бума начала 2000-х детские образовательные центры либо потихоньку начинают сворачивать свою деятельность, либо сильно повышают стоимость занятий. Все, как обычно, упирается в деньги: это становится невыгодным.

Дополнительное образование в России уже много лет существует «на честном слове и на одном крыле»: государственное финансирование минимально, частный сектор вроде бы растет, но на деле еле-еле выживает. Желающих, кажется, много, но платить готовы далеко не все. Даже в муниципальных детских центрах один кружок (8 часовых занятий в месяц) стоит 2000-3000 рублей; в частных клубах средней ценовой категории стоимость месячных абонементов доходит и до пяти тысяч. Часто для родителей это много. Для большинства – неоправданно много.

Психологи, методисты и социологи уже который год говорят, что дополнительное образование едва ли не важнее обязательного. Мол, минимум знаний, который дает школа, это прекрасно, но

именно кружки и секции, которые ребенок выбирает по собственному усмотрению, развивают его таланты и помогают расти в гармонии с самим собой.

kruzhki2

 

«Во всем мире дети после уроков занимаются тем, что им действительно интересно, важно и к чему у них лежит душа, — рассказывает методист Тамара Уланова. – И в развитых государствах уже давно признали, что именно в дополнительном образовании ключ к индивидуальному успеху человека, а значит, и к процветанию общества в целом».

В большинстве европейских стран дополнительное образование поставлено на широкую ногу: во Франции, Великобритании, Германии, Австрии и Голландии ребенок может заниматься практически всем, что в голову придет: от традиционных дисциплин до самых экзотических танцев, спортивных игр, увлечений. Как правило, это не бесплатно, но и не дорого. За малоимущие семьи платит государство. Остальных государство уговаривает заплатить. В Европе школьные учителя и чиновники не устают объяснять взрослым важность дополнительного образования. Про это выпускают брошюры, показывают передачи по телевизору и даже запускают социальные кампании с билбордами на улицах, рекламой на автобусах и плакатами в развлекательных центрах.

На Востоке, кстати, с дополнительным образованием тоже проблем нет. В Японии, например, все школьники обязаны ежедневно посещать минимум два разных дополнительных урока. А в Китае центры для детей и молодежи, предоставляющие самые разнообразные образовательные услуги, открываются за государственный счет даже в самых маленьких деревушках.

Анне Пичкиной такого образовательного центра для своих сыновей очень будет не хватать. Дело не только в том, что мальчики в кой-то веки захотели чем-то заниматься. Просто в прошлом году, когда ей удалось уговорить их пойти на карате в еще открытом тогда местном клубе, и они втянулись, у них резко улучшилась успеваемость в школе, и учителя стали меньше на них жаловаться.

Организованный досуг всегда оказывает на детей и подростков положительное воздействие, уверяют специалисты:

они становятся более уверенными в себе, раскрепощенными и спокойными. По исследованию лондонских психологов, дети, посещающие факультативы во второй половине дня, не только лучше учатся, но и гораздо лучше социализированы.

И это понятно, говорит методист Уланова. Когда ребенок предоставлен сам себе, он подсознательно чувствует себя брошенным и обиженным. Это накладывает серьезный отпечаток на его взаимоотношения с миром и окружающими людьми. Когда ребенок занят делом, у него появляется ощущение собственной значимости, он чувствует, что нужен и важен. «В этом смысле пионерская организация – замечательный пример того, как государство должно относиться к своей молодежи, — говорит Уланова. – Там было много лишнего, конечно, но и много очень хорошего и правильного».

kruzhki

В семье Бариновых (фамилия изменена) из Москвы трое детей: двое родных дочерей и усыновленный мальчик. Когда Миша попал к ним в дом, ему уже было 8 лет, и он тяжело привыкал к новому месту и новым людям. Были проблемы, в том числе и с милицией. Один из социальных психологов, с которыми консультировались Бариновы, посоветовал найти мальчику занятие по душе – поводить его по разным кружкам. Миша и его новая мама перепробовали почти все – от модного нынче «общего развития» и традиционного рисования до моделирования и шахмат. Нигде Миша не задерживался больше пары недель: ему было неинтересно, он хулиганил, грубил преподавателям и детям. Как-то мама увидела объявление о наборе в школу юного зоолога, и предложила Мише. Тот неохотно согласился, но после первого же занятия «стал другим человеком». Он так увлекся, что проводил в школе дни напролет, а по вечерам читал Даррелла и смотрел Animal Planet. Он очень скоро стал более-менее нормально учиться и вовсе перестал прогуливать. Сейчас он готовится поступать в биологический класс престижного столичного лицея.

У вашего приемного ребенка проблемы с учебой? Возможно, именно дополнительные занятия, кружки и секции помогут ему адаптироваться в школе? А еще можно заниматься с приемными детьми самостоятельно, здесь вы найдете запись вебинара  «Арт-терапия в реабилитации детей, имеющих опыт утраты родителей»

В 1980-х в Дании провели масштабный социальный эксперимент: в рамках борьбы с подростковой преступностью (которая на тот момент была колоссальной), по всей стране стали открывать клубы по интересам для детей и подростков – в каких-то неимоверных количествах. За 10 лет подростковая преступность в стране снизилась вдвое. Одновременно местные университетские преподаватели стали отмечать гораздо более высокую мотивированность студентов, которую объясняли тем, что дети привыкли сами выбирать себе занятия и понимают, что им действительно интересно. Считается, что это стало одной из причин быстрого роста экономики страны и благосостояния ее граждан.

Но никакие кружки и секции не заменят ребенку времени, проведенного вместе с родителями. Как и во что играть с ребенком, чтобы помочь ему нормально развиваться и социализироваться — об этом можно узнать, посмотрев вебинар «Игра — ее место, особенности и возможности в развитии детей. Как, зачем и во что играть с детьми, чтобы помочь им?»

Спортивные-кружки-для-детей

 

Комментарии

Еще никто не оставил комментарий, вы можете стать первым!