Вера Рыклина
Вера Рыклина 1 сентября 2014

Внеклассное обучение

1
170
0

хоумскулинг

Для шестиклассника Миши из Москвы 1 сентября – совсем не праздник, а самый обычный день. Учебный год у него начался уже две недели назад, и первый понедельник осени он встречал без хризантем и пионов, праздничной линейки, будильника и рюкзака за спиной. И дело не в том, что Миша ходит в какую-то специальную школу, где занятия начинаются раньше: Миша учится дома. Они с мамой вместе решили, что три месяца каникул – это перебор, и назначили свой День знаний на 18 августа.

Таких, как Миша и его мама Маргарита, — отказавшихся от традиционной системы образования в пользу семейного обучения, — достаточно много, и с каждым годом становится все больше. В Великобритании среднее образование на дому получают 600 000 детей в возрасте от 5 до 18 лет, в Австралии – почти 500 000, в Канаде – около 800 000. В США, где хоумскулинг (от английского home – дом и school — школа, у нас его еще называют анскулинг) уже стал серьезным общественным движением, от школьных уроков отказались 3% всех учеников. Кажется, что это немного, но на самом деле это более 2 миллионов человек, и это очень много.

В России пока все скромнее. По данным Министерства образования, в прошлом году домашнюю форму обучения выбрали около 80 000 школьников. В 2010 году таких было 65 000. И этот рост впечатляющий.анскулинг

 

Домашнее обучение выбирают по нескольким причинам. Самая простая – это когда ребенок не может посещать школу по состоянию здоровья. Это основная причина выбора домашнего обучения в России. Наша традиционная система образования практически не предусматривает условий нормального обучения для детей с ограниченными возможностями. Поэтому-то у их родителей просто нет выбора. Обычная школа не умеет и не может учить их детей. К таким ученикам ходят учителя из соседних школ или нанятые репетиторы. Иногда родители вспоминают и осваивают школьную программу и сами готовят детей к обязательной ежегодной аттестации.

На Западе болезнь – из последних в списке причин. Там домашние обучение – не вынужденный, а вполне осознанный родительский выбор. Каждая третья семья предпочитает хоумскулинг из-за религиозных взглядов или общественной позиции. Каждая пятая – критикует существующую систему образования. Столько же боятся негативного влияния сверстников и сомневаются в безопасности школьных учреждений в принципе. Так что американский или британский хоумскулинг – это система взглядов и представлений. А еще традиций и обязательных условий.

Джеми Мартин – одна из главных идеологов хоумскулинга в США — детский психолог и в прошлом даже школьный учитель. У нее трое детей – один родной и двое усыновленных. Джеми говорит, что никогда и не задумывалась о возможности учить детей дома, но однажды, когда штудировала всевозможные сайты об образовании для усыновленных детей, наткнулась на рассказ о хоумскулинге и заинтересовалась.

«Там писали про то, что для приемных детей, по крайней мере, на первое время так лучше, — рассказывает она. – Это позволяет наладить более тесную связь с родителями и оберегает от возможных негативных эмоций в новом коллективе».

Джеми вчиталась и втянулась. Для себя и своих последователей она так формулирует основные принципы хоумскулинга: учи ребенка тому, что сама знаешь, что ему интересно и что ему пригодится. Не надо перечитывать учебники, говорит она: просто посвящайте несколько часов в день развитию – рассказывайте, показывайте, придумывайте то, что интересно именно вашему ребенку. Существует миллион методик и триллион учебных пособий – выбирайте то, что близко вам по духу и любопытно ученику. Если мальчишке восьми лет неинтересно правописание, но он обожает гулять в парке – сделайте упор на природоведение. Если девочка 14 лет не может освоить физику, но тянется к иностранным языкам, забудьте про Ома, смотрите фильмы на языке оригинала. Правописание и физику потом подтянете.

Критики хоумскулинга считают, что это не образование, а ерунда. Во многих странах Европы хоумскулинг и вовсе запрещен как антисоциальное явление: мол, взрослые не в праве лишать своего ребенка общества и общепринятного блага в виде школьного образования.

Тем временем исследования показывают, что дети, обучавшиеся дома, очень успешно поступают в вузы. По данным психологов из института Майами, четыре из пяти хоумскуллеров получают высшие баллы при выпускных экзаменах из школы. Более того, считается, что они более мотивированы, чем обычные школьники. Например, по данным Ассоциации учителей Австралии, дети на домашнем образовании более эрудированны.

«Это можно объяснить тем, что обучение в их случае связано не с обязаловкой и необходимостью, а с интересом и самостоятельностью, — говорит Джон Макрой.- У них все индивидуально – начиная от программы, заканчивая графиком: все удобно. И это очень важно для того, что мы называем самообразованием».

Family_Reading_Hour

Мама шестиклассника Миши из убежденных хоумскулеров: ей надоело будить сына в 6:30 утра и выслушивать замечания о его поведении на родительских собраниях. Она видела, что из-за постоянных конфликтов с учителями Миша все меньше хочет ходить в школу и учиться в принципе. Оценки пошли вниз. «Я знаю, что он способный мальчик и очень любопытный, — говорит Маргарита. – Но он действительно неусидчивый и не очень хорошо концентрируется». У Маргариты нет претензий к учителям, она понимает, что с Мишей сложно, но ей-то от этого не легче. «Я хочу, чтобы мой сын был образован, — говорит она. – В какой-то момент я поняла, что по вечерам рассказываю ребенку то, что они проходили на уроках, и делаю это так, что ему интересно».

Почти всю программу Маргарита рассказывает Мише сама. По точным наукам к ним приходит репетитор. Два раза в неделю Миша ходит на фехтование и еще один раз на шахматы. Во второй половине дня они гуляют во дворе, по выходным ездят в детские театры, на праздники, мастер-классы. Миша вполне общительный и с легкостью сходится с другими детьми.

Методист-психолог Екатерина Жаворонкова рассказывает, что хоумскулинг впитал в себя сразу несколько педагогических течений: тут и модный Вальдорф, и отечественный Тубельский. Мол, ребенок сам знает, какие его умения надо развивать и каким склонностям потворствовать.

По ее словам, нет никаких данных о том, что та или иная методика более или менее эффективна. Правда, что каждому ребенку подходит что-то свое, однако, по словам Жаворонковой, в российской системе образования нетрадиционные методики не очень живучи – просто потому, что система очень косная и жесткая, встроится в нее практически невозможно. На практике это означает, что ребенку после домашнего образования сложнее поступить в институт. Тем не менее, Жаворонкова уверена, что хоумскулинг – сознательный, а не от безысходности – будет в ближайшее время набирать обороты.

Во-первых, растет число недовольных качеством отечественного образования. Единый учебник истории, возможное возращение политинформации, сокращение обязательных часов по литературе – все это делает школу все менее привлекательной для большой части родителей. Во-вторых, существует такая вещь, как мода – и в родительском сообществе ее роль необычайно высока.

Еще полгода назад президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков называл основной причиной популярности хоумскулинга в мире – моду и деградацию традиционной образовательной системы. По его словам, если мы признаем, что в российском образовании тоже проблемы, то нам так или иначе придется создавать собственную систему хоумскулинга и вводить понятные всем правила игры.   А это гарантировано означает, что в ближайшие пару лет все больше мальчиков и девочек будут обходиться без первосентябрьской линейки.

homeschooling

Чтобы узнать больше по теме — смотрите видеозапись нашего вебинара «Школьные проблемы приемных детей»

Комментарии

Еще никто не оставил комментарий, вы можете стать первым!