Вера Рыклина
Вера Рыклина 25 августа 2014

Все новое детям?

0
230
0

Максим Розанов – отец троих детей. Он очень серьезно подходит к воспитанию своих отпрысков, читает специальную литературу, консультируется с лучшими врачами, зависает на родительских форумах в интернете. Последний месяц его мучает серьезный вопрос: надо ли ограничивать доступ детей к завоеванием технического прогресса. Проще говоря, дозировать ли компьютер, приставку, телефон.

Старшей дочери Максима уже 14 лет. Когда она росла, гаджеты еще не были так распространены, как сегодня, поэтому и вопросов было куда меньше. А вот с младшей 4-летней Вероникой проблемы появляются уже сейчас: она беспрестанно требует то папин телефон, то мамин планшет, то компьютер 11-летнего брата.

gadgets

Век технологий принес родителям новую головную боль. Как понять, что важнее – идти в ногу со временем или остаться приверженцем традиционных взглядов и ценностей? Как решить – запрещать, ограничивать или полностью разрешать? И как, собственно, воплотить свое решение в жизнь?

Пока родители ищут ответы на эти вопросы, социологи фиксируют и рапортуют: современные дети уже разбираются в цифровых технологиях лучше взрослых.

В Великобритании провели глобальное исследование: специалисты компании Ofcom, специализирующейся на коммуникациях и средствах распространения информации, разработали   особый «цифровой коэффициент» DQ, указывающий на степень владения всевозможными гаджетами. Вот и получилось, что у взрослых старше 45 лет коэффициент равен 96-ти, а у шестилетних малышей он — 98. Самый высокий показатель у подростков: 113.

В других странах до коэффициента еще не додумались, но ситуация приблизительно такая же.

В Нью-Йорке недавно выяснили, что четверо из пяти 6-летних детей в совершенстве владеют айфонами, но не умеют завязывать шнурки.

Французский опрос начала года показал, что 91% десятилеток проводят по 2-3 часа в день в соцсетях, и только 50% встречается с друзьями вживую где-нибудь, кроме школы. Институт Барселоны огласил результаты исследования – 58% школьников в Испании просят на день рождения смартфон, 12% — приставку и еще 18% — плеер.

Московский психолог Екатерина Мурашева провела нехитрый эксперимент: попросила 68 подростков провести без каких-либо гаджетов всего-то 8 часов и записать свои ощущения. С заданием справились только три человека: остальные 8 часов не продержались. Эксперименту два года, но интуитивно понятно, что сегодня испытуемые не проявили бы большего терпения.

gadgets2

Мнения экспертов расходятся. Некоторые бьют тревогу: мол, гаджеты разрушают ребенка изнутри и не очень понятно, каких взрослых мы получим через 20 лет. Известный французский психолог Серж Тиссерон считает влияние технологий на детей губительным. Он уверен, что ребенка надо держать от компьютеров и телефонов как можно дальше, или по крайней мере, максимально минимизировать их соприкосновение. Его аргументация понятна: ребенок познает мир, и для него совершенно невозможно познавать одновременно мир реальный и виртуальный. Это совершенно ненужный перегруз, говорит Тиссерон. Дошкольники учатся элементарным манипуляциям, для которых необходима хорошо развитая мелкая моторика: гаджеты тормозят ее развитие. Кроме того для гармоничного развития ребенку совершенно необходимы физические нагрузки: тут не поспоришь, — любовь к компьютерным играм уменьшает часы проведенные на улице за активными играми. И наконец, волнуется Тиссерон, дети вскоре окончательно разучатся налаживать социальные связи в реальности.

Опасения Сержа Тиссерона очень понятны и по большей части справедливы. Мало кто из коллег взялся бы поспорить с ним в этой части. Однако большинство современных психологов, методистов и социологов сходятся во мнении, что по большому счету технологии несут обществу благо. А значит, нам просто надо научиться правильно их использовать.

Недавно Британская ассоциация учителей выпустила расширенную памятку для родителей. Специалисты предупреждают обо всех опасностях, которые несут в себе средства технического прогресса, но призывают мам и пап не пугаться и не пытаться искусственно оградить детей от реальной жизни, которая в современном ее виде во многом виртуальна.

Антрополог Милен Херт рассказывает, что гаджеты – не первый прецедент, когда родители массово в штыки воспринимают прогресс.

«Родительство — наиболее консервативная среда,

— объясняет она. Понятно, почему: тут все риски повышенные». Тем не менее, говорит Херт, рано или поздно родительское сообщество сдается и принимает новшество как должное, выработав критическое к нему отношение. В среднем это происходит через два поколения.

По словам Херт, сегодня родителю совершенно необходимо понимать, что отлучая ребенка от гаджетов, он не только закладывает бомбу замедленного действия в свои взаимоотношения с ребенком (которому сложно смириться с тем, что ему нельзя то, что можно всем остальным), но и обрекает его на заведомо проигрышную позицию в будущем. Человек должен идти в ногу со временем, считает она, и если нынешнее время предписывает нам пользоваться гаджетами, значит, чем лучше ребенок освоит их, тем проще ему будет добиться поставленных перед собой целей.

Именно поэтому важно не только разрешать ребенку пользоваться гаджетами ради развлечения, но и объяснять и показывать ему, как и зачем ими пользоваться с толком. Ведь на самом деле современные технологии – это колоссальная помощь в образовательном процессе: никогда еще обучение и саморазвитие не было таким интерактивным и привлекательным.

Это главная причина, по которой во всех школах должны быть компьютеры с выходом в Интернет. Она же заставляет руководителей детских домов задумываться над тем, чтобы приобретать различные гаджеты – хотя бы в общее пользование.

Ведь детям, у которых нет семьи и дома и которым негде увидеть современное разнообразие всевозможных технических примочек, тоже нужно вырасти современными людьми.

gadgets3

 

Об этом сказано в памятке британских учителей: не мешайте, а помогайте. Не позиционируйте свое стремление ограничить ребенка как запрет, — преподносите его как совет. Введите строгое расписание на телевизор и игры с самого детства, объяснив это необходимостью организма отдыхать от подобных нагрузок; на каждую минуту игры – две минуты прогулки в счет заботы о физическом развитии; имейте пароли от аккаунтов в соцсетях и договоритесь с ребенком (особенно если речь о подростке), что вы можете заходить и проверять, с кем он в переписке – ради безопасности.

Cамое главное правило папа троих детей Максим Розанов вывел сам: каждый раз после игры или «сеанса» интернета обсуждать с ребенком, что именно он делал – что удалось или не удалось в игре, чего интересного он прочитал в сети, с кем общался. Не ради безопасности, а для поддержания отношений. Максим уверяет, что помогает.

Чтобы узнать больше об особенностях общения приемных детей смотрите видеозапись нашего вебинара «Приемный ребенок в детском коллективе» 

 

 

Комментарии

Еще никто не оставил комментарий, вы можете стать первым!