Александр Трифонов
Александр Трифонов 23 июля 2012

«Наедине они называют меня мамой». История гостевой семьи

0
622
0

Наталия Новикова — волонтер, руководитель проекта «Гостевая Семья» в петербургской общественной организации «Наши Дети».  У нее трое своих взрослых детей. А год назад Наталия взяла к себе на гостевой режим из детского дома двух шестилетних близнецов с диагнозом ДЦП. О том, как изменились они за это время, как приняли их в семье, Наталия рассказала в интервью порталу «Измени одну жизнь».

Наталия, как родилась идея проекта «Гостевая семья»?  

Общественная организация «Наши Дети» занимается в основном уходом за отказными ребятишками, курирует семь больниц. Год назад в детские отделения одной из них поступили детки с ДЦП и другими физическими отклонениями, семь человек из детских домов от 4 до 7 лет. Волонтеры стали за ними ухаживать. Детки были тяжелые, с патологиями, некоторые после операции — им нужен был круглосуточный уход, кормить, мыть, развлекать… У нас получалось сделать их жизнь комфортной, насколько это возможно, но если на выходные семейных ребят забирали домой, то наши оставались в больнице, им было очень одиноко и тоскливо. Кроме того, тогда в Питере было очень жарко, а нам по ряду причин не всегда разрешали выводить их гулять на улицу.

Тогда у меня и возникла идея забирать детей на выходные. Волонтеры ее поддержали, но не очень активно. Я сама целый месяц собирала документы, и за это время этих детей уже выписали. Но так как документы были готовы, я все же поехала к директору детского дома, а вдруг разрешит забирать, все-таки лето… Директор согласилась, это и дало начало проекту.

Вы работаете только с одним детским домом?

По гостевому проекту пока да. Я обзванивала многие детские дома, но только директор этого пошел нам навстречу как знакомым проверенным волонтерам. Дело в том, что там особые детки — в основном, с ДЦП, в возрасте от 3 до 7 лет. Чего греха таить, таким возможность быть усыновленным предоставляется довольно редко, поэтому гостевой режим для них — это шанс, та ниточка, которая позволит им найти если не приемных родителей, то хотя бы своих личных взрослых, возможность познакомиться с семейным укладом и приобрести элементарные навыки поведения среди людей за стенами их детского дома.

Расскажите про первый день, когда вы привели детей к себе домой.

Мне предложили взять двух близнецов шести лет Матвея и Тимофея. Оба с ДЦП, отказнички с рождения, один еще и сильно заикается. При этом оба интеллектуально сохранны, то есть отстают в развитии только из-за отсутствия специального ухода. Когда я их привезла, у всей семьи случился настоящий шок — мальчики стали всюду бегать и все хватать, включать технику, газ, стиральную машину, полностью перевернули всю квартиру. То, что они в тот день ничего не сломали, это чудо. Правда, потом много всего было поломано, и аппаратуры в том числе. Для них же это все впервые. В детдоме очень хорошие условия, но многих вещей и процессов, которые для семейных деток в порядке вещей, они просто никогда не видели. Нет навыков бытовой адаптации, они просто не понимают, как вести себя в семье, с окружающими на улице. Например, когда мы впервые пошли вместе в магазин, их невозможно было остановить, они набрали две корзины всяких продуктов. Не потому, что хотели есть, а сам процесс был им интересен. Мы тогда купили все те продукты, но дома показали и рассказали, что они нам просто не нужны.

Приемные дети с особенностями развития
Матвей и Тимофей

Как мальчики изменились за этот год?

На самом деле, очень сильно. Стали более уверенными в жизни, это заметно. Хотя и сейчас часто ведут себя не совсем адекватно, но уже многому научились. Они учатся с удовольствием, очень увлеченно. Например, стирать белье. В детдоме они привыкли жить на всем готовом, испачкал-отдал нянечке, она новое чистое дала. А тут испачкались, мы вместе их одежду стирали. Я рубашечки, а им в тазиках дала их носочки. Только тогда они поняли, почему вещи получаются чистыми. Правда, им это очень понравилось, и они потом с удовольствием пачкали и стирали.

Еще им было очень интересно узнать, как делается картофельное пюре, что оно оказывается не растет готовым на грядке. Вместе пошли на огород, выкопали картошку, помыли, почистили и сварили. Я им говорю – «следите, чтоб не убежала», а они так удивились, как это картошка из кастрюли убежит? Зато потом с огромным аппетитом ее ели, потому что сами участвовали в процессе.

Для них все новое, все впервые. Цель проекта – дать им адаптацию в жизни. Ведь когда такие детки выходят за пределы детдома, у них нет необходимых навыков, они часто даже не умеют воспользоваться льготами, потому что не знают, куда пойти и что сказать. Поэтому им и нужен личный взрослый, показать направление в жизни, путь развития.

Как ваша семья отнеслась к идее приводить мальчиков в дом?

Муж сначала был недоволен, он и к волонтерской деятельности ревностно относился – лучше бы дома больше времени проводила. Я до конца не была уверена, что он даст разрешение, но обошлось. Когда я в первый раз привела Тимофея и Матвея, он через пару часов уехал на дачу, так толком и не пообщавшись с ними. Зато после второго раза сам предложил отвезти их в детдом. А на обратном пути сказал – это надо же, мало того, что отказные, еще и инвалиды, очень тяжело их видеть, как можно помочь?… Я даже не ожидала от него таких чувств.

А дети — у меня трое своих, два сына 22 и 16 лет и дочка 20 лет — с пониманием отнеслись, хотя тоже сначала были шокированы. Дочка даже иногда сидит с ними, занимается, учит чему-нибудь. Конечно, им нужно время, чтобы привыкнуть. Я довольна тем, что отрицания нет. Очень хотелось бы, чтобы они не разочаровались в этом поступке.

Дети не просят вас совсем забрать их из детского дома?

Периодически говорят, что хотели бы остаться надолго, навсегда. Очень тяжело им отвечать. Я стараюсь говорить предельно честно, что я не могу одна решить этот вопрос, что решение зависит от всех членов семьи. Сейчас по ряду причин мы не готовы принять его, но может быть потом… Для себя-то лично у меня есть решение, но обещать им пока не могу окончательно.

Они вас мамой считают?

Сначала они стали называть меня мамой, но муж постоянно их поправлял, потому что ему это было дико. Кроме того, тогда речь шла о том, что в дальнейшем их усыновит семья итальянцев, но потом не сложилось. В результате сейчас, когда мы наедине, я для них мама, а когда вокруг много посторонних — тетя Наташа.

 

Как вы справляетесь, ведь это очень тяжело психологически? 

Тяжело. Но им же еще тяжелее, им очень не хватает любви, направленной именно на них, участия конкретно в их жизни. Они меня постоянно спрашивают – ты меня любишь?.. Я как-то у Тимофея спросила, есть ли у него заветное желание. Он сказал, я хочу иметь большой дом и сына. Это семилетний ребенок! Просто его самого никто никогда не называл сыном.

Справляюсь за счет понимания того, что это благо. Я так для себя решила, хотя психологи до сих пор не дают однозначного ответа. Да, лучше всего своя родная семья. Если нет – усыновление, опека, приемная семья. И практически на последнем месте стоит гостевая семья, но это все же лучше, чем быть постоянно в детдоме.

Наверное, это для них травма, когда их забирают в семью, а потом отдают обратно? 

Это правда. Когда через два дня им говоришь, что нужно ехать в детдом, тут и крики, и плач, это очень тяжело. Но я все время вспоминаю своих родных детей: когда забирала их, например, от бабушки, они так же ревели. Это же не значит, что им плохо дома. Я уверена, что это все равно меньшая травма, чем если они вообще семьи не увидят, если просто выйдут из детского дома в мир без подготовки – это настоящая трагедия. Да и может, к каким-то определенным травмам, потерям, как раз нужно привыкать, научиться их переживать, чтобы быть более защищенными в жизни.

А другие ваши волонтеры в результате стали забирать деток на выходные? 

Год назад желающие были, но у каждого возникли какие-то сложности. В итоге участвуем только я и теперь еще один волонтер. Многие приходят с желанием взять малыша, но потом пугаются. Приезжают, смотрят и отказываются, понимают, что это будет слишком тяжело для них. И отклонения пугают, и возраст небольшой (в нашем проекте пока участвуют дети от 3 до 7 лет). Надеюсь, что в ближайшем будущем у нас сложатся доверительные отношения с другими детскими домами, где детки будут постарше.

Сейчас в проекте не больше десяти человек. Довольно тяжело идет процесс. Многие детские дома отказываются от гостевого режима по разным причинам. Например, в одном детдоме потребовали, чтобы люди были атеистами, а у нас в основном верующие волонтеры. Им почему-то хотелось, чтоб икон в доме не стояло, разговоров о Боге не велось… Редко удается найти понимание с директорами, может, гостевой режим чем-то сложен для детдома.

Возможно, негатив из-за того, что в СМИ широко освещались негативные случаи, связанные с криминалом. Как проверяют тех, кто хочет взять ребенка в режиме гостевой семьи?

Все документы собираются как для усыновления, куча справок, беседы с психологом. Копии документов потом хранятся у директора детского дома, он сам обязательно проводит личную беседу.

Наша организация тоже проводит свой отбор волонтеров, мы не всех берем, только тех, кто вызывает доверие. В основном у нас работают женщины, по негласному правилу мужчин мы принимаем только от знакомых. Мы должны быть уверены, что все будет хорошо. Тут лучше перестраховаться. Удостоверение волонтера выдается только после сбора всех справок, собеседования и нескольких пробных посещений. Наша организация существует уже 4 года, и никаких инцидентов не было, нас хорошо знают в городе.

Какие планы на ближайшее будущее в рамках проекта?

К сентябрю собираемся объединить силы с другой общественной организацией, которая также занимается гостевыми семьями, и провести круглый стол. Хотим обсудить, как лучше выстроить нашу работу, как привлечь к проекту людей, ведь многие на самом деле не знают про такую возможность, думают, что есть только вариант усыновления, но не чувствуют в себе готовности к такому ответственному шагу. А нам, конечно, хотелось бы, чтобы как можно больше деток обрело хотя бы гостевые семьи – ведь это дает им шанс для обретения в дальнейшем приемной семьи и пример для построения своей семьи во взрослой жизни.

Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.

Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.

Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!

Комментарии

Еще никто не оставил комментарий, вы можете стать первым!