Почему дети, которые попали в семьи из закрытых учреждений, физически нуждаются в особых условиях и уходе? Об этом в своем докладе рассказал один из ведущих мировых специалистов в области педиатрии усыновления — доктор Дана Джонсон, профессор кафедры неонатологии и педиатрии университета Миннесоты (США). Он выступил на форуме «Каждый ребенок достоин семьи», организованном в Москве в октябре 2016 г. фондом «Обнаженные сердца». Какое влияние оказывает на детей жизнь в детских домах, и как, по мнению доктора Джонсона, можно избежать этих последствий — в материале фонда «Измени одну жизнь».

Дана Джонсон, профессор кафедры неонатологии и педиатрии университета Миннесоты

Дана Джонсон, профессор кафедры неонатологии и педиатрии университета Миннесоты. Фото — фонд «Обнаженные сердца».

С самого момента возникновения детских домов стало понятно, что это не самое лучшее место для малышей и подростков. Люди видели, что большинство детей, которые туда попадали, умирали. Уровень смертности детей в Европе в учреждениях был от 70 до 90 %. Когда в 18-м веке был создан воспитательный дом в Лондоне, там столкнулись с той же проблемой. Младенцев стали размещать в приемных семьях в деревнях. И дети выживали. Это была первая демонстрация того, что приемное семейное воспитание лучше, чем воспитание в условиях учреждения.

Первые детские дома стали развиваться еще в XII веке. Созданием таких учреждений в Европе занималась церковь. Однако уровень смертности в них достигал 90 %. Так продолжалось вплоть до XVIII — XIX века, пока не началось реформирование системы и более широкое использование приемных семей в деревнях.

Педиатры пытались понять, почему в воспитательных учреждениях такой высокий уровень смертности. Они думали, что основная проблема – инфекции. Дети умирали от диареи и дыхательных заболеваний.

Психиатр Рене Шпиц, который в 30-х годах 20-го века работал в Вене, верил, что причина скрыта не только в инфекционных заболеваниях, но и в недостатке заботы о детях. Он провел эксперимент. Группе детей, которые находились в учреждении, обеспечили такой уход и условия, чтобы их окружала абсолютная чистота. А другая группа детей проживала вместе со своими мамами в тюрьме, где была грязь. Несмотря на стерильность, треть детей в учреждении спасти не удалось. А дети с мамами в тюрьме выжили все. Психиатр сделал вывод, что виной детских смертей были не столько инфекции, сколько нехватка материнской любви и заботы. А уже в 60-е годы 20-го столетия появились исследования, которые продемонстрировали, что даже если ребенок выжил в учреждении, то у него появились когнитивные нарушения.

За последние 30 лет, благодаря исследованиям, стало понятно, какое влияние оказывает жизнь в учреждении на развитие ребенка. Профессор кафедры неонатологии и педиатрии университета Миннесоты, (США) Дана Джонсон ввел понятие педиатрии усыновления. Он говорит о том, что дети, которые попали в семьи из закрытых учреждений, физически могут нуждаться в других условиях и уходе. И вот почему:

  1. Показатели роста. Первое, что делает любой доктор – измеряет ребенка, смотрит на его физическое развитие. Когда ребенок здоров, он хорошо растет. В учреждениях можно увидеть, как 17-летние подростки еще не вступили в пубертатный период, а их рост в два раза меньше, чем у их сверстников, которые живут в семьях.
  2. IQ детей, которые проживают в учреждении, могут быть ниже на 40 пунктов.
  3. Электрическая активность мозга – активнее у детей в семье.
  4. У детей, растущих в учреждении, часто наблюдается дезорганизованное поведение привязанности. При нормальных условиях развития, когда у ребенка возникает потребность, и он эту потребность каким-то образом выражает (например, плачет), к нему приходит взрослый и успокаивает. Так ребенок учится доверять миру и начинает понимать, что мир – хорошее место, что есть кто-то, кто о нем позаботится. Это происходит тысячи раз на протяжении первого года жизни. Это начало социальных отношений. Показатель нарушений психического здоровья у детей, растущих в семьях, — 5-10%, а у детей, живущих в учреждениях, — 50%. Этот показатель включает депрессию, тревожные расстройства, нарушения поведения, проблемы с вниманием. Частота нарушений внимания у ребят в учреждении в пять раз выше, чем у детей, живущих в семьях.
  5. Что касается структуры мозга, то объем белого и серого вещества у детей, которые живут в учреждениях, меньше. Два фактора влияют на то, как развивается наш мозг. Первое – хромосомы. Второе – окружение. В ранние годы жизни есть «сензитивные периоды», которые открывают окна возможностей, когда опыт человека оказывает более существенное влияние на определенные области развития мозга.
  6. Неблагоприятные исходы ранней депривации могут передаваться последующим поколениям через мать или отца. Это можно изменить в процессе раннего вмешательства.
  7. После 6 месяцев проживания в учреждении у детей чаще возникают проблемы в области психического здоровья. После 18 месяцев в учреждении – у детей хуже с развитием речи. После 21 месяца — не так хорошо с социальными навыками. Лучше никогда вообще не помещать ребенка в учреждение. Когда ребенка забирают из детского дома и помещают в семью, результат улучшается. Никогда не поздно помочь, но чем раньше, тем лучше.

«Если вы посмотрите на историю своей собственной семьи, то увидите, что всегда был кто-то, кто отвечал за вас. Возможно, вы не знаете, кто это был. За последние сто лет миллионы людей погибли, но кто-то заботился о детях. И кто-то заботился о членах вашей семьи, и это позволило вам жить. Мы не можем воздать им за это, но можем заплатить вперед. Вы можете помочь детям, чтобы следующее поколение могло расти в семье», — резюмирует профессор Дана Джонсон.

Материалы по теме:
Инструкции по теме:

Добавить комментарий

 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *