Фонд «Измени одну жизнь» продолжает следить за ситуацией с отменой выплат родителям с иногородними приемными детьми в Москве. Мы публикуем ответ столичного департамента труда и соцзащиты на наши вопросы. Считаем необходимым представить точки зрения всех участников дискуссии.

О позиции федеральных органов власти можно прочесть здесь.

1444290853_1438100322_1

Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы в пределах установленной компетенции рассмотрел ваш запрос с просьбой прокомментировать случаи отказа органами опеки и попечительства города Москвы в оформлении москвичами возмездной опеки над детьми-сиротами из других регионов в связи принятием постановления Правительства Москвы от 23.12.2015г. № 932-ПП «О внесении в правовые акты города Москвы и признании утратившими силу правовых актов (отдельных положений правового акта) города Москвы» и сообщает следующее.

Вопрос: Правда ли, что москвичам, согласно этому постановлению, запрещено оформлять приѐмные семьи (опека на возмездной основе) с детьми из регионов?

Ответ: Порядок создания приемных семей в Москве определен постановлением Правительства Москвы от 15 мая 2007 г. № 376-ПП «О мерах по реализации Закона города Москвы от 30 ноября 2005 года № 61 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве» и постановлением Правительства Москвы от 29 марта 2011 г. № 93-ПП «Об утверждении порядка выплаты в городе Москве ежемесячного вознаграждения приемному родителю (приемным родителям), патронатному воспитателю».

Указанными нормативными правовыми актами (в редакции постановления Правительства Москвы № 932-ПП) установлено, что договор о приемной семье заключается органом опеки и попечительства с лицами, которые имеют место жительства в городе Москве, если в приемную семью передаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, также имеющие место жительства в городе Москве. В случаях если ребенок-сирота и (или) гражданин не имеют места жительства в городе Москве, органы опеки и попечительства не вправе заключать договор о приемной семье.

Вопрос: В чем причины принятия такого документа? Какую цель они преследуют?

Ответ: Вопрос семейного устройства детей-сирот является приоритетным для всех субъектов Российской Федерации, в том числе и для Москвы. Только в 2013 — 2015 годах численность детей, состоящих на учете в региональном банке данных для детей, оставшихся без попечения родителей, города Москвы, сократилась более чем на 36%.

Вместе с тем, одновременно в столице отчетливо выявилась тенденция к существенному росту численности детей-сирот, местом жительства которых являются другие субъекты Российской Федерации. За этот период количество таких детей увеличилось на 35%. В частности, их число сегодня составляет почти 30% всех детей, воспитывающихся в приемных семьях города Москвы.

Правительством Москвы реализуется комплекс мер поддержки детей- сирот, выявленных и проживающих на территории Москвы, и граждан, которых их воспитывают. Установленные в городе выплаты на содержание детей-сирот являются одними из самых высоких в России. При этом в столице с 2009 года установлен порядок, в соответствии с которым лицам, усыновившим детей-сирот из города Москвы, направляются денежные средства на усыновление ребенка по месту их совместного жительства, в том числе в другом субъекте Российской Федерации. Размер выплат составляет от 15 000 до 25 000 рублей в зависимости от возраста и количества детей, воспитывающихся в семье, наличия у них инвалидности.

Полномочия по определению порядка создания приемных семей отнесены к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В связи с этим субъекты Российской Федерации не вправе в акте о назначении гражданина опекуном или попечителем на возмездных условиях указывать другому региону, что с гражданином должны заключить договор о приемной семье. Данное решение является исключительно компетенцией того региона, который создает приемную семью и выплачивает вознаграждение приемным родителям из своего бюджета. Это следует из норм действующего законодательства (статьи 121, 145, 153.1 Семейного кодекса Российской Федерации, Федеральный закон «Об опеке и попечительстве»).

С учетом перечисленных обстоятельств постановлением Правительства Москвы от 3 декабря 2015 г. № 932-ПП «О внесении изменений в правовые акты города Москвы и признании утратившими силу правовых актов (отдельных положений правового акта) города Москвы» внесены изменения в нормативные правовые акты, регулирующие порядок создания и финансирования приемных семей в Москве (Порядок выплаты в городе Москве денежных средств на содержание детей, находящихся в приемной семье, на патронатном воспитании, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 15 мая 2007 г. № 376-ПП, и Порядок выплаты в городе Москве ежемесячного вознаграждения приемному родителю (приемным родителям), патронатному воспитателю, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 29 марта 2011 г. № 93-ПП).

Данные изменения направлены на стимулирование жителей Москвы к принятию в свою семью детей, являющихся воспитанниками организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, города Москвы. Кроме того, содержащиеся в указанных документах нормы, касающиеся места проживания получателей ежемесячного вознаграждения приемным родителям и денежных средств на содержание детей, находящихся в приемной семье, приведены в соответствие с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

Вопрос: До декабря 2015 года получателями денежных средств на содержание детей, находящихся в приемной семье, на патронатном воспитании, являлись лица из числа приемных родителей, патронатных воспитателей, «постоянно проживающих на территории города Москвы» и заключивших договор о приемной семье, договор о патронатном воспитании с уполномоченным органом в сфере организации и деятельности по опеке, попечительству и патронажу. Основным требованием было наличие постоянной регистрации в Москве у приемных родителей (но не приемных детей) и заключение договора о приемной семье с ООП (органами опеки и попечительства) Москвы, при этом акт о назначении опекуном мог быть выпущен ООП по месту происхождения ребенка, например, в другом регионе. Что изменилось после принятия постановления?

Ответ: С 1 января 2016 года договор о приемной семье заключается только с лицами, местом жительства которых является город Москва, в отношении которых органами опеки и попечительства города Москвы издан акт о назначении опекуна или попечителя, исполняющего свои обязанности возмездно, и только в том случае, если в приемную семью передаются дети-сироты, имеющие место жительства в городе Москве, либо являющиеся воспитанниками организаций для детей-сирот города Москвы.

Для подтверждения места жительства гражданин должен представить копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность и содержащего сведения о месте жительства в городе Москве.

Вопрос: Можно ли говорить уже о некоторых итогах того, как действует постановление в течение примерно двух месяцев?

Ответ: Департаментом в настоящее время осуществляется мониторинг реализации постановления Правительства Москвы от 23 декабря 2-15 года №932-ПП «О внесении в правовые акты города Москвы и признании утратившими силу правовых актов (отдельных положений правового акта) города Москвы».

Для рассмотрения спорных ситуаций, связанных с созданием приемных семей и предоставлением им мер социальной поддержки, в департаменте создана специальная комиссия, на которой будут приниматься решения по каждой конкретной семье. Для последующего рассмотрения вопроса на указанной комиссии гражданам необходимо направлять обращения в отделы социальной защиты населения районов города Москвы по месту жительства.

Подготовлено пресс-службой Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Материалы по теме:
Инструкции по теме:

Добавить комментарий

 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *