В очередной раз получил сообщение: «Есть проект по подготовке сирот к самостоятельной жизни, не глянете». Смотрю проект, а проекта там и нет. Типичный для наших некоммерческих организаций посыл: если начинять сироту знаниями в рамках сиротского учреждения, то его адаптация, а затем и социализация, будет успешной.

Александр Гезалов

Александр Гезалов

 

Почему так нельзя

Все равно, что позвать в детский дома банкира и сказать – делайте как он, и будет у сирот горизонт. Или учить девочек сирот макияжу, чтобы потом их брали в салоны, где этот самый макияж делают. А ведь помимо макияжа, там еще надо будет общаться, не стыдится смотреть в глаза и меть хорошо одеться. Ведь почти самое главное, ради чего потом клиент вернется, желание получить качественное общение. То же самое с парикмахерами. Сироты выпускницы имеют весьма скудный словарный запас, а значит, попадание их в эту систему, — самообман.

Это как помогать детям из сиротских учреждений игрушками, только несколько иначе, ведь вопросы адаптации — это не только сам сирота и его знания, но и признание им своих личностных проблем, работа с ними.

К примеру, можно научить сироту ходить в магазин, но встреча с охранником магазина, который заинтересован в том, чтобы поймать зазевавшегося или не знающего как себя вести себя с чеком сиротой, может стать для него трагичным. Или, научив ребенка, мы помещаем его в общежитие, но едва ли кто-то рассказывает ему, что коменданты чаще всего негативно настроены относительно выпускника сиротского учреждения. «Каменды» часто ждут ошибки сироты, чтобы лишить его жилья, а проблема контакта с начальником лежит в области незнания сиротой этого внутреннего посыла. Часто дети теряют осторожность, могут и грубо наехать, даже с матом на задавшего им вопрос служащего, считая, что с ним будут обходиться, также как и в детдоме – не заметят. Заметят, и еще как.

Надо учитывать многие факторы, к примеру, то, что встраиваясь в систему детского дома, ребенок может получить свою иерархическую «лестницу», и такой статус, который открывает возможности вершить судьбы многих сирот, и даже сотрудниц. Это осознание будет мешать ребенку встроиться в новое общественное пространство. А чем дольше ребенок в детском доме, тем выше там обычно его статус. Он не позволяет многим спуститься в небес, и снизойти для попадания в семью.

Что надо сделать

Нужен индивидуальный подход, и не на территории детского дома, а, к примеру, в гостевой семье или семейной воспитательной группе. Ведь «сиротская память» влияет на то, как и какую информацию ребенок принимает, а какую, с оглядкой на своих одногруппников, используя алгоритм сиротского – мы, мешающее отожествить себя как единоличного субъекта.

К тому же главным информатором о ребенке может быть так не любимый добровольцами субъект – воспитательница детского дома. Причем разговор должен совсем иной, нежели просто беседа в детдоме, где она запаренная, бегает от ребенка к ребенку. Нужна иная зона и формат общения, разговор совсем иного и внешнего, и внутреннего содержания. Диагностика.

Часто, обучая сироту, никто не проводит диагностики его поведенческой роли в рамках учреждений, где он встроенный в иерархическую линию, не может вести себя иначе. И для перестройки поведения надо поменять статус внутри детского дома. Но это невозможно, и ему это надо доказать и пояснить, что в рамках новых отношейни стойка бойца уже будет не нужна. Или нужна тогда, когда есть угроза личностному пространству, но точно не всегда, как это бывает в детском доме.

Ребенок после детского дома продолжает внутреннее жить «как в детском доме», а значит, застревает в прошлом, где ему было и комфортно и тепло, ведь государство и все вокруг именно это состояние и создавали. А вот личной ответственности перед своим будущим у него нет.

А чтобы не замереть в прошлом как муха в янтаре нужна новая жизненная идентификация, которая позволила бы ему достать из рюкзачка знаний те компетенции, которые нужны в реальности жизни после детдома. И это вопрос к тому, насколько точно обучающий сведет вчера и сегодня, чтобы завтрашний день был известен сироте даже если он об этом и не задумывается, получив новые знания и социальные технологии в алгоритмах и процессе обучения.

Давайте же думать о будущем, выстраивая партнерские отношения с ребенком, учитывая то, чего ему еще не видимо в ближнем горизонте.

 

Материалы по теме:

1 коммент. к записи “Александр Гезалов: Как правильно адаптировать сирот после детдома

Добавить комментарий

 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *