Николай Абросимов — педагог-организатор в коррекционном детском доме. Его задача — сделать досуг воспитанников не только интересным, но и полезным. О том, как это удается, Николай Абросимов рассказал в интервью корреспонденту портала «Измени одну жизнь».

Николай Абросимов

 

«С ребенком ним нужно постоянно разговаривать, пытаться понять его», — уверен Николай Абросимов.

Он может часами рассказывать о своей работе. Чувствуется, что работу педагога Николай Иванович по-настоящему любит. Он пришел в школу в 1983 году, работал учителем физкультуры, замдиректора по воспитательной работе. Он планировал работать педагогом еще очень и очень долго, но жизнь внесла свои коррективы. С развалом СССР Абросимов вынужден был уйти из школы в коммерческие структуры, чтобы прокормить семью. Выбор, признается он, был для него непростой. Но еще более непростой выбор ему суждено будет сделать 19 лет спустя. В 2010 году он возвращается к работе педагога, приходит на работу в ГБОУ города Москвы специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, VI вида, № 2. Работает педагогом-организатором, то есть организует досуг детей, курирует кружковую работу и т.п.

Николай Иванович, тяжело ли вам далось решение вернуться к работе педагога?

Честно признаться, непросто. В 2010 году я решил резко изменить свою судьбу. Хотя считаю, что немногие люди, особенно в моем возрасте, решаются на такое. Но я возвращался в среду, которая для меня всегда была понятной и комфортной.

Сильно изменилось сознание детей, их система ценностей с момента, когда вы ушли из школы и сейчас, когда вернулись?

Безусловно, дети изменились. Это были разные эпохи, разные государства. У детей изменились идеалы. Эти идеалы нельзя назвать ни плохими, ни хорошими. Они другие. То, что раньше воспринималось как нечто неотъемлемое, сейчас отрицается, и наоборот. Конечно, раньше в детях было больше патриотизма, отсюда и характер соответствующий. Но если оставить некоторые моменты, то дети остались детьми.

В чем состоит психологическое отличие детдомовцев от обычных школьников?

Что касается сирот, то основную их часть составляют так называемые социальные сироты. То есть дети, чьих отцов и матерей лишили родительских прав. Их восприятие мира отличается от тех ребят, у кого нет родителей. Но и в тех, и в других сильно развито чувство коллективизма, именно детдомовского коллективизма. После выхода из детдома это мешает им интегрироваться в большой мир. Но мы готовим их ко взрослой жизни, стараемся расширять их кругозор.

Каким образом это происходит?

Важно отметить, что наш детский дом – коррекционный. Дети имеют те или иные проблемы. Причем их не всегда сразу увидеть можно: когда только начинаешь с ребенком общаться, ничего особенного не замечаешь. Между тем, они очень закрыты. С ребенком ним нужно постоянно разговаривать, пытаться понять его.

Как педагог-организатор я курирую досуг, налаживаю связи с общественными и другими организациями. Мы проводим экскурсии, походы в театр, тематические мероприятия. С нами активно работают волонтеры благотворительного фонда «Чистое небо». Они придумывают совершенно невероятные проекты. Например, проект «Вокруг света»: берем одну из стран (Англию, например) и вместе с ребятами изучаем ее культуру, ездили в настоящий английский гольф-клуб, построенный в Подмосковье. Когда изучали Китай, ездили в национальный ресторан, в культурный центр. Знакомство с Данией началось с посещения библиотеки Ганса Христиана Андерсена (я даже не знал, что такая есть в Москве). Таким образом, ребята, не выезжая за пределы столицы, могли хотя бы отдаленно познакомиться с традициями некоторых стран. Они уже начинают мечтать о поездке в эти страны. Таким образом, формируются жизненные цели, интересы, ребята начинают учить иностранные языки, с тем чтобы потом свободно общаться в тех странах, куда они мечтают поехать. Как сейчас принято говорить, проект получился креативным. Я очень благодарен волонтерам «Чистого неба». Удивительные люди.

Эти экскурсии открывают им глаза на мир.

Они не просто открывают им глаза на мир, они формируют систему ценностей. В каждой программе есть не просто географическое, не просто развлекательное содержание, но еще и эмоциональная, нравственная. Ребята постарше понимают, что время летит быстро, они повзрослеют, сами станут мамами и папами. Им важно не повторить ошибки своих родителей, не пить, не бросать детей.

К слову о здоровом образе жизни, наши ребята активно занимаются спортом, учительская просто заставлена всевозможными кубками, наградами. Что касается спорта, то расскажу вам один интересный случай. Наш детский дом периодически навещает руководитель УВД ЗАО Москвы генерал полиции Алексей Сергеевич Лаушкин. Он профессионально играет в настольный теннис, и наши ребята тоже увлекаются этим видом спорта. И вот однажды один из ребят выиграл у него партию в теннис. Алексей Сергеевич с уважением отнесся к мастерству юного спортсмена. С тех пор он приезжает к нам на мероприятия, на праздники.

Мы посещаем также 5-ю гвардейскую мотострелковую (Таманскую) дивизию, они также приезжают к нам. Наши ребята, порой, собирают-разбирают автомат быстрее солдат. Может быть, кто-то из воспитанников в будущем свяжет свою жизнь с военной службой. В апреле 2012 года у нас прошла презентация военно-патриотического клуба. В этом учебном году, в рамках работы этого клуба, у нас предстоят частые совместные встречи и занятия с сотрудниками УВД и военнослужащими. Может быть, я нашу жизнь описываю чересчур красиво. На самом деле, каждый день с воспитанниками – это труд, но труд для души.

Зачастую после выхода из детдома многие ребята не знают даже, как приготовить себе еду. То есть в социальном и бытовом плане они плохо ориентированы. Вы обучаете ребят прикладным вещам?

Во-первых, у нас есть педагог, который ведет соответствующие занятия по домоводству. Они там все эти вопросы изучают: от шитья до приготовления пищи. Плюс к этому процессу подключились волонтеры, они обещали пригласить шеф-поваров с тем, чтобы обучить ребят кулинарному мастерству. Кроме того, воспитанники сами по себе самостоятельны: за ними никто не заправляет постель по утрам. Если пуговица оторвалась – иди и сам пришей. Еще мы сотрудничаем с фондом «Новая Евразия» и, в частности с Надеждой Алениной. У них есть прекрасный проект по социальной адаптации детей-сирот. Недавно проходил конкурс по дизайну будущей квартиры, ребята делали макеты, за что были отмечены призами.

Как обстоит вопрос с профориентацией старшеклассников? Ребята видят перед собой цели?

Многим старшеклассникам трудно определиться с профессией. Это со мной было, и с вами, наверное. Возраст такой, со временем человек понимает, в каком направлении ему двигаться. Наши ребята – не исключение. Воспитанникам детдомов, правда, немного сложнее, поскольку они не заканчивают 10-11 классы, а сразу после 9-го поступают в колледжи. У нас бывают встречи с представителями колледжей, и ребята имеют возможность ознакомиться с различными профессиями. Сразу получить высшее образование тут сложнее, но если есть желание и стремление, то ребята поступают и в вузы.

Материалы по теме:

Добавить комментарий

 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *