Фонд «Новая Евразия» помогает преподавателям готовить воспитанников детских домов к взрослой жизни. Курс выживания в «открытом море» включает в себя все: от приготовления пищи до формирования будущего семейного бюджета. И конечно, искусство общения с другими людьми. О том, с какими знаниями сирота должен выйти в большой мир, корреспондент портала «Измени одну жизнь» поговорил с директором программного направления «Развитие социальной сферы» фонда «Новая Евразия» Надеждой Алениной.

Социализация детей-сирот

Надежда Аленина

Какие задачи решает проект «Социальная адаптация выпускников детских домов и интернатов города Москвы»?

Проект реализуется именно в Москве. Здесь проблемы подготовки детей к взрослой жизни намного острее, чем в регионах. В глубинке детские дома не имеют тех возможностей, которые есть в столице, поэтому дети там более приспособлены к трудностям. Они умеют трудиться в огороде, чинить одежду, готовить пищу и т.д. Получается, что лучшее – враг хорошего. Парадокс, но это так. Замечательно, что правительство Москвы имеет возможность помочь сиротам, но есть и обратная сторона этой медали – патернализм. Один юноша из числа выпускников мне однажды сказал поразительную фразу: «ребята берут сиротский флаг в руки и идут с ним до конца жизни». Под этим девизом, к великому сожалению, многие сироты живут с ранних лет и до седин. Правда, есть исключения.

Задача нашего проекта — дать ребятам необходимые навыки, которые они не могут получить в стенах детдома. Я с безграничным уважением отношусь к педагогам, руководителям интернатов и детских домов, но они настолько ограничены всевозможными инструкциями, формальными рамками, что не могут, подчас, дать воспитанникам набор тех знаний, которые пригодятся во взрослой жизни. Мы же более свободны в общении с ребятами, хотя соблюдаем все правила безопасности. Проект заключается не только в приобретении бытовых навыков, он выходит далеко за эти границы. Мы учим молодых людей планировать бюджет, вести здоровый образ жизни, быть законопослушными гражданами.

Еще очень важный момент: культура общения полов. До недавнего времени и в школах, и в детдомах уроков сексуального воспитания вообще не было. Считалось, что об этом стыдно говорить. Мы приглашаем специалистов, которые дают необходимые знания о культуре общения полов. Говорить на эти темы педагоги пока не готовы.

А каких специалистов в этом направлении приглашает ваш фонд?

На тренинги, мастер-классы, практикумы мы приглашаем только высококвалифицированных специалистов, имеющих опыт общения с молодежной, замечу, очень непростой аудиторией. Могу рассказать небольшую историю. На встречи с ребятами мы приглашаем одного из врачей. Зовут ее Ирина Ивановна, она очень много лет проработала в медицинской сфере. Ей за 70 лет. И, если честно, я очень волновалась, какие слова она найдет для молодых «слушателей», чтобы быть понятой? Как только она начала выступать — все просто были поражены, насколько просто и доступно она объясняет многие «неудобные» вещи. Открыв рот, ее слушали сами педагоги. Найти таких специалистов непросто, но нам это удается.

О чем думают сироты накануне выпуска? Они планируют свои дальнейшие шаги?

Они думают, что сейчас у них будет квартира, большое сиротское пособие по безработице. Они думают о том, что сейчас появится свобода, что никто им не будет указывать. Я, конечно, сгущаю краски, но, чаще всего, дело именно так и обстоит. Наша задача провести правильную профориентационную диагностику и помочь выпускнику выстроить свою личностную траекторию, программу роста. Он должен осознавать дальнейшие шаги. Только единицы старшеклассников знают, чего они хотят от жизни. Например, одна из воспитанниц поступила в училище Фаберже. И следует отдать должное педагогам: с ней индивидуально и активно занимались уроками рисования. Еще один ребенок собирается поступать на театральный факультет, и это желание умно поддерживается педагогами.

От чего зависит наличие или отсутствие целеустремленности у ребят?

Во многом это зависит от руководителя детдома и педагогов. Если руководитель сильный, то и команду он подбирает себе соответствующую. Детские дома у нас очень разные. Есть и коррекционные учреждения, и там, кстати, дети бывают более подготовлены к самостоятельной жизни, потому что активно внедряются программы бытовой социализации. Вообще важно, чтобы у ребят был стимул. Мы хотим разработать систему оценки знаний, чтобы, получив аттестат, ребята смогли бы иметь на руках еще и некий сертификат (пусть даже он не будет иметь юридической силы при поступлении в вузы и ссузы), который показал бы, что выпускник успешно освоил дополнительные курсы. Наша стратегическая задача расширять границы сознания, развивать социальный интеллект у ребят.

Фонд ведет работу не только с детьми, но и педагогами. Чего не хватает специалистам, работающих в детских домах?

Не хватает современных и эффективных технологий. Мало любить ребят — им надо помогать. Каким образом это делать? Педагог с большим стажем, придя на тренинг коммуникативных навыков и увидев технологию «Город общения», открывает для себя новые подходы к оценке поведения подростка. потому что начинает видеть различные психологические типы, находить способы общения не просто со своим воспитанником, а с учетом его психотипа. Кроме того, есть проблема профессионального выгорания. У педагогов в детдомах те же проблемы: происходит стирание чувственности, расшатывается психика, появляются штампы. Это ощущение, когда выгорает желание делать что-то новое. Поэтому мы стараемся помогать и педагогам, открывая что-то новое в профессии.

Какой вывод вы сделали для себя в работе с сиротами?

Когда я в первый раз пришла в детдом, у меня было острое желание всех приютить, обогреть. Но через месяц я поняла, что сирот не надо жалеть, им нужно помогать. Всеми материальными благами, о которых не каждый россиянин мог бы мечтать, обеспечивает государство. Наша задача помочь им сориентироваться в жизни, объяснить смысл окружающих вещей. И я уверена, что нам это удается.

Считаете ли вы лозунг «Россия без сирот» реалистичным?

К сожалению, такая идея на данный момент является утопической. Сегодня семейные пары разбирают, в основном, малышей или ребятишек дошкольного возраста. Мало кто хочет брать на воспитание больных ребятишек или подростков. Опять-таки, кто из семей, изъявивших желание усыновить, реально сможет взять на себя такую ответственность? Усыновить ребенка и заботиться о нем – это тяжкий труд. Не всем это по силам.

Добавить комментарий

 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *