согласно Правилам осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 года, № 423,
в целях осуществления надзора за деятельностью опекунов орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного проводит плановые и внеплановые проверки условий жизни подопечных, соблюдения опекунами прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей (далее — проверки) (п. 2).
При этом плановые проверки проводятся в следующем порядке:
при помещении подопечного под опеку или попечительство плановая проверка проводится в виде посещения подопечного:
а) 1 раз в течение первого месяца после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна;
б) 1 раз в 3 месяца в течение первого года после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна;
в) 1 раз в 6 месяцев в течение второго года и последующих лет после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна.
При поступлении от юридических и физических лиц устных или письменных обращений, содержащих сведения о неисполнении, ненадлежащем исполнении опекуном своих обязанностей либо о нарушении прав и законных интересов подопечного, орган опеки и попечительства вправе провести внеплановую проверку.
Внеплановая проверка проводится уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства на основании акта органа опеки и попечительства о проведении внеплановой проверки (п. 6)
В случае изменения места жительства подопечного орган опеки и попечительства по новому месту его жительства при получении личного дела подопечного обязан в течение 3 дней со дня его получения провести внеплановую проверку (п. 7).
Члены семьи не являются опекунами и их деятельность не подлежит проверке со стороны органов опеки и попечительства, члены семьи не могут быть обязаны присутствовать в то или иное время в том или ином месте. Также на них не могут быть возложены обязанности каким -либо договором, если этот договор заключался не с ними.
Однако необходимо иметь в виду, что вы подписали условий договора о приемной семье, которые преследуют цели обеспечения надлежащих условия жизни детей в семье, и обязаны их соблюдать.
Также следует исходить из того, что органы опеки и попечительства — государственные органы, на которые возложены обязанности по защите прав и интересов подопечных. Деятельность специалистов органа опеки и попечительства и психолога направлены не на ущемление интересов вас или детей, а на помощь подопечным и семье в целом. Психологическое обследование членов семьи поможет выявить проблемные места, если таковые имеются, и помочь семье и детям адаптироваться , что в итоге благоприятно скажется на условиях жизни в семье.
К сожалению, возврат детей в детское учреждение, а также неблагоприятные условия жизни детей в приемной семье не столь уж редкое явление, как могло бы показаться, передаче ребенка в семью предшествуют почти формальные процедуры, также отношения после помещения ребенка в семью складываются совсем иначе, нежели отношения до помещения ребенка , в момент знакомства и визитов в детское учреждение. Судя по вопросу, у вас несколько детей, к сожалению, вы не указали их возраcт, но зачастую количество детей повышает риски возврата или создания неблагоприятных последствий пребывания в семье.
Контроль за пребыванием ребенка в семье — совершенно необходимая и важная процедура, которую нужно рассматривать как составляющую вашего правового положения приемных родителей, а также правовое последствие именно вашего решения по выбору формы семейного устройства. Так, усыновление ,решение о котором принимает суд, не влечет за собой столь строгих мер по осуществлению контроля. Возможно, что усыновление невозможно в силу особенностей правового положения детей в настоящее время, это означает также, что государство сохраняет вас собой повышенные обязанности по защите прав и интересов несовершеннолетнего.
Порядок проведения проверок и работы с приемными семьями определяются в каждом субъекте РФ самостоятельно, как правило, предусмотрено, что сопровождение семей не может иметь характер вмешательства в дела семьи, нарушать семейную автономию. Если такое происходит, рекомендую обжаловать действия органа опеки и попечительства. Также рекомендую использовать в формировании отношений в семье и с детьми рекомендации специалистов органа опеки и попечительства. психолога и поддерживать сотрудничество с ними, во благо как подопечных, так и семьи в целом.