Сиротские истории. Аня: «Так важно знать, что ты приехала именно ко мне»

0
647
0

Я не успеваю писать... Так много всего происходит. Скорее, больше внутреннего, связанного с общением с Аней, к которой я езжу с середины осени прошлого года

Часть 12. Сиротские истории. Аня: «Так важно знать, что ты приехала именно ко мне»

Вначале я хотела не пропустить ничего и записывать все то, что меня саму очень цепляло, в блог. Позже жизнь как-то набирала обороты, и не удавалось все фиксировать сразу. Но многое я запомнила, попыталась объединить в эту запись некоторые моменты, которыми и поделюсь с вами.  Что-то будет особенно трогательным, что-то грустным или радостным. Это наша история с Аней, такая, какая есть. И в разные дни я проживаю ее по-разному. Где-то я была полна энтузиазма и сил, а где-то наваливалось чувство сожаления, что ничего не могу изменить. Хотя, так происходит и сейчас — те же чувства, с разной интенсивностью…  Об этом всем потихоньку и рассказываю.

Читать все записи в блоге Natalie Bright

Первое время в мои поездки к Ане я ощущала себя немного странно: и радостно, что мы видимся с девочкой, и сложно, что несмотря на общение, прогулки – оставляю ее на неделю в детском доме. К этому требовалось привыкнуть. Я часто мысленно, будто еще и еще раз напоминала себе самой, что я – волонтер, что это не я ее оставляю ее в детском доме, наоборот – я здесь, чтобы немножко расширить ее мир, показать ей, что она важна мне, а когда пройдет время и смогу ее забирать из детского дома на несколько часов погулять – буду показывать ей немного другую жизнь, по ту сторону забора. Пусть, и ненадолго… Но я с ней, чтобы быть рядом…

Как воспринимала меня Аня? Мне кажется, как фею. Нет, я не задаривала ее подарками, но привозила ей игры, поводила время только с ней, что-то по мелочи дарила или угощала чем-то (старалась не сладким), читала ей книги, расспрашивала, как ее дела… Мы даже завели традицию вспоминать, что интересного было за неделю, какие события произошли, пока мы не виделись. Это, кстати, дается нелегко, даже сейчас. Не привык ребенок делиться, рассказывать, отмечать самое-самое интересное… А может, не знал, что это может быть кому-то интересно…

В один из моих приездов привезла Анюте книгу. Читать она умеет, но нужна практика. Сидим в игровой комнате на мягких подушках. Аня устроилась поудобнее, почти лежит, уютно свернувшись. Договаривались, что она читает один абзац, а я потом продолжаю –  весь рассказ. Какие-то слова переспрашиваю, понимает ли значение, выясняется, что не все… Объясняю. Смотрим внимательно картинки. В книге рисунки красочные, большие, привлекательные – специально выбирала такие, чтобы заинтересовать, чтобы ее внимание не потерять… По ходу можем обсудить, какое время года, кто на картинке, в чем одет и т.п. В начале рассказа – большое изображение, зима. И много-много детей.  Я как-то не сильно подумав, замечаю нарисованного ребенка, самого симпатичного, на мой взгляд, и не особо осознанно спрашиваю:

– Аня, а тебе какая девочка больше всех нравится на картинке? (спросить про мальчика в голову не пришло).

Она пристально всматривается, выбирает… И показывает именно на ту нарисованную малышку, которую и я заприметила. Так интересно, что совпало. Говорю ей:

– Надо же! Мне тоже нравится именно эта девочка! В красной курточке.

Смотрю на Аню, она выглядит совсем маленькой, лежа в этих мягких подушках. И я добавляю:

– А ещк мне во-о-о-от, эта девочка нравится! – показываю на Аню, легонько щипаю ек, играя… Аня смеется, видно, что ей приятно, что я это сказала. А потом смотрит на меня со всей серьезностью и вдруг спрашивает:

– Скажи, а какая из девочек тебе нравится больше – та (показывает на картинку), или – эта (показывает пальчиком на себя)?

И я отвечаю ей, что конечно же, эта, вот эта, лежащая тут рядом, и показываю на нее, легонько щекочу. Несомненно, она нравится мне… И я считаю важным, чтобы она про это знала…

Мне хочется, чтобы ушло у нее это напряжение, желание быть идеальной. Она и правда прекрасна на наших встречах. Такой вот у нас, как называют психологи, «медовый месяц». Воспитатели просили меня, чтобы я немножко помогала Ане с учебой (да, к сожалению, у детей из детского дома, школа – не самое любимое место, не всегда они успешно учатся, ввиду разных причин). Например, эта девочка за первые три месяца с сентября по ноябрь дважды болела, один раз из которых провела в больнице (если не два). Там, естественно, никто уроки с ней не учил и домашнее задание не выполнял, так как лежала она там сама. Ко всему, на каникулах она тоже переживала перемены – гостевала у потенциальной приемной семьи, а в выходные обычно бывают какие-то мероприятия… В общем, со школой отношения непростые. Хотя воспитатели стараются делать домашние задания с детьми, объяснять, но детей-то много, и не все хотят учиться.

Аня во время занятий старается показать себя с наилучшей стороны. Она делает все, довольно быстро схватывает. Теперь ей есть, для кого стараться.

Например, она научилась читать по-английски всего за 4-5 уроков по 15-20 минут! Да, не самые длинные слова, но все же – она не могла, а быстро научилась. И я радуюсь и подчеркиваю ей ее успехи. Купила ей яркие и красивые тетради по математике. На уровень полегче, чем идет ее класс – опять же, чтобы пробудить интерес, чтобы показать, что она может, что все получается, если стараться. Тетради ей нравятся, счет идет легко, хотя часто она все еще прибавляет и отнимает на пальчиках… Но, в общем-то, правильно. Стараюсь строить наши встречи так, чтобы мы могли и поиграть, и позаниматься немного… Или на прогулку сходить.

Аня в первые встречи  спрашивает меня, когда уезжаю:

– А ты приедешь еще?

– Приеду.

– А на следующих выходных?

– Вот, на следующих и приеду.

– А потом, через выходные, тоже приедешь?

– Тоже.

Она успокаивается. Дома я вспоминаю эти вопросы, понимаю, что она тревожится, а долго ли я с ней буду…  Но не очень знаю, что сказать, ведь я и сама не могу точно ответить, а сколько у нас впереди времени вместе. Советуюсь с психологом. Мне рекомендуют говорить Ане правду. И следующий диалог уже примерно такой:

– А ты приедешь на следующих выходных?

– Да, Аня.

– А зимой, будешь ездить?

– Да.

–  А потом?..

И я отвечаю честно, что да, и на следующих, и через месяц, и зимой, и весной… Но не могу сказать дальше про лето и следующий год. Говорю, что иногда бывает, что по каким-то обстоятельствам волонтеры вынуждены переехать или по какой-то причине не могут продолжать поездки, но я понимаю, что для нее важно знать заранее, важно, чтобы я вдруг не исчезла, потому, если у меня что-то такое будет в жизни, я скажу ей заранее, не исчезну просто так, и еще, мы сможем созваниваться, общаться по видеосвязи, по телефону. А у нее тогда, скорей всего, будет другой волонтер, но я даже на расстоянии смогу с ней общаться. Она слушает внимательно, понимающе кивает, говорит, что все поняла. Возможно, несмотря на то, что это не было обещание быть вместе всю жизнь, ее успокаивает ясность, и больше она с тех пор не задает этого вопроса, не переспрашивает, и мне кажется, не боится…

Чтобы добавить больше радости в этот наш непростой разговор, я решаюсь рассказать ей еще что-то. Она с удивлением замечала какие-то схожести у нас – мы обе любим рисовать, гулять, обращаем внимание на красоту природы, можем долгое время мастерить поделки, у нас похож даже цвет волос, и глядя на первую общую фотку, Аня с восторгом произнесла:

– Да мы тут с тобой… как сестры! Нет, больше. Удивительно! Как две капли воды!

И она восхищалась тем, как  так  совпало, что у нас много общего.

Потому, я рассказываю ей еще одну историю. Говорю, что обычно волонтеры не знают, к какому ребенку попадут. Но, я признаюсь ей, что видела ее уже однажды в детском доме во время спортивной игры (у детей мероприятий  столько, что Аня не вспомнила, когда и где мы встречались). И рассказываю, что она мне очень понравилась. И после того я пошла учиться в специальную школу волонтеров. И в какой-то момент – мне, на удивление, предложили приехать к ней. Говорю Ане о том, что это было необычно, неожиданно, но я очень обрадовалась, потому что я помнила ее, такую замечательную девочку.

Мы идем за руку по улице во время этих разговоров и в какой-то момент Аня останавливается…

– То есть, получается, ты обрадовалась, когда тебе предложили меня?.. И ты приехала – специально, ко мне?

– Выходит, что да. Конечно, обрадовалась! Ты же мне понравилась еще раньше. И я согласилась быть твоим волонтером в этом году.

Аня стоит рядом, за руку, и вдруг прижимается ко мне и обнимает. И я слышу тихое:

– Я тебе очень благодарна… Спасибо тебе, что ты, получается, сюда вернулась… Спасибо. Мне так важно знать, что ты приехала – не к кому-нибудь, а именно ко мне.  

Я обнимаю ее в ответ, и думаю о том, сколько удивительной мудрости и нежности в сердце у этого ребенка… И какая-то необъяснимая интуиция… Ведь я действительно вернулась летом из другого города, хотя могла и остаться там. Вернулась не конкретно из-за Ани – по разным личным причинам, но кто знает, может, Господь устроил все так, чтобы этот ребенок хотя бы то время, пока мы вместе сейчас, был очень сильно кому-то нужен и, кажется, уже по-своему, в какой-то степени, любим…

(продолжение следует)

P.S. Имена и фамилии детей изменены, любое сходство – всего лишь случайное совпадение.

Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.

Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.

Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!

Комментарии

Еще никто не оставил комментарий, вы можете стать первым!