Сиротские истории. Аня и зимний «откат»

1
551
0

Сейчас конец августа, и я жду возвращения Ани из лагеря. Какой она приедет в этот раз?

Часть 18. Сиротские истории. Аня и зимний «откат»

Читать все записи в блоге Natalie Bright

Все детдомовские дети уезжают на зимние и летние каникулы в лагеря. Иногда между сменами есть перерывы, и мы с Аней видимся. Пока меня в целом радует, что нет такого «отката», как зимой. И все же немного тревожусь, какой приедет девочка.

Зимой Аня уезжала всего на 2 недели. Это был санаторий, где-то далеко, куда ребята добирались поездом целую ночь. Зачастую группу сопровождает воспитатель из учреждения (и часто не один!).

Приехала Аня назад, и чувствуется дистанция в отношениях. Если раньше она как бы была со мной маленькой, ребенком, то после санатория заявила: «Ты знаешь, а ведь я уже большая. Мне 9 лет!»

И первое, в чем выразилось ее взросление, было то, что она наотрез стала отказываться делать задания по учебе. Обычно я привожу в детский дом для нее некоторые игры, занимательные задания, чтобы немного восполнять пробелы в образовании. И у нас существует договоренность: «Сделал дело, гуляй смело». То есть, я выбираю, что бы с ней выучить или проработать в определенную встречу. А там — поле не паханное.

Мне не хочется превращать наши встречи в репетиторство, и я стараюсь использовать с Аней игровые методики, обычно она с удовольствием делает, потом мы можем пойти на площадку или даже в кафе, в особых случаях — поехать в кино/театр/музей… А тут — был такой откровенный протест. Не хочет ничего делать. Взрослая.

Для меня ново ее такое отношение, и я пытаюсь уговорить ее что-то поделать. Рассказываю, как ей будет полезно (повторить названия месяцев, к примеру). Она начинает вспоминать пройденное, что-то не помнит и сразу же быстро сдается. Я вновь ее увлекаю тем, что рассказываю о сюрпризе — после занятий хотела с ней поехать посмотреть на животных (что-то вроде мини-зоопарка), но раз она не хочет заниматься… То я вот пока не знаю, ехать ли нам к животным или просто на площадке поиграть.

Да, я понимаю, что с моей стороны это небольшая хитрость, но это работает сразу же. Аня загорается идеей посмотреть животных и сама начинает открывать все тетради, спрашивает, что ей сделать, чтобы мы скорее поехали. Так дело начинает двигаться.

Вижу, что за 2 недели она подзабыла то, что мы учили. Особенно, есть у нее сложности с математикой. Когда мы познакомились осенью, к сожалению, Аня, закончив уже 1-й класс, считала более-менее по порядку только до 30, а дальше начинались ошибки…  За пару месяцев до зимних каникул мы с ней делали задания, которые помогали ей освоить числовой ряд до 100, тренировали сложение и вычитание — и в пределах 10 сначала, потом все больше и больше брали новые числа (к концу года дошли до 100!).

После санатория она по знаниям снова откатывается назад, те примеры, которые устно решала — теперь не получаются так сразу, и это огорчает Аню. Меня это тоже слегка расстраивает, но не обессиливает. Я не намерена сдаваться, так как вижу потенциал девочки и ее возможности знать больше и лучше, пусть и идем мы с ней в своем темпе, более медленно, чем могли бы. Обычно я вижу прогресс, пусть и не такой быстрый, какой мог бы быть у домашнего ребенка, но динамика, как говорят, положительная. И мы снова начинаем тренировать то, что уже проходили… К счастью, хватает нескольких занятий, чтобы вернуться в точку «до санатория».

Кроме того, появились у «взрослой» девочки секреты. Она спокойно может сказать: «Мне надо поговорить с подружками», развернуться и, не обращая внимания на меня, куда-то уйти минут на 10-15. В такие моменты чувствую себя неловко, будто зря приехала, но я понимаю, зачем я здесь. И потихоньку проговариваю ребенку, если что-то мне кажется неуместным, но очень аккуратно, чтобы не спугнуть ее, не наседать, а делиться тем, что мне было бы гораздо приятнее, если бы мы вместе проводили время в тот период, когда приезжаю, без ее походов к подругам.

Я в какой-то степени пока еще боюсь быть требовательной в этих отношениях, ведь я не воспитатель, не родитель, не учитель, а вроде как — друг, близкий и принимающий взрослый. Потому и отношения стараюсь выстраивать таким образом, чтобы было и не панибратство, но и не активно воспитывающий взрослый.
Далее, после возвращения Ани из санатория, она сказала, что сама будет следить за своими карманными деньгами, когда мы поедем смотреть на животных (каждый месяц дети получают небольшую сумму на расходы, покупают что-либо — чаще, вкусняшки, а чеки сдают воспитателям для отчета). Положила все себе в сумочку. Раньше боялась потерять и всегда отдавала мне. Ну, взрослая — значит, взрослая.
Кроме того, она спросила, на такси ли мы поедем к животным, и выразила желание ехать общественным транспортом. Напомню, что Аня обычно спрашивает на каждой остановке, когда уже выходить, даже, если я детально расскажу ей наш маршрут и покажу на карте. В этот раз она просила ехать автобусом, говорила, что выдержит, не устанет, что не надо такси (обычно в холодное зимнее время я действительно брала такси, мне самой в первые наши поездки так было спокойнее, хотя вызвать такси с детским креслом в район, где детский дом — та еще задача).
Дорога была неблизкой. Я заранее описала ее Ане, но она все равно хотела ехать автобусом, что мы и сделали. Девочка не просила ни есть, ни пить, как это обычно было в машине. Не говорила, что уже болят ножки, что устала, замерзла, не задавала вопросов, когда уже нам выходить. Она мужественно преодолевала путь к животным и ни на что не жаловалась.
А когда я на обратном пути спросила ее, как поедем, такси или автобус, она умоляющим взглядом предложила такси. Такую взрослость я не считаю откатом, но это все было что-то новенькое, к чему понадобилось привыкнуть. В мини-зоопарке Аня вела себя более по-детски, как раньше — кормила зайчиков и лошадок, смотрела на незнакомых животных и пыталась запомнить их названия, гладила тех, кого можно было погладить, пряталась от настоящего северного оленя, впервые каталась верхом и, наконец, была обычным ребенком…
А насчет «взрослости» — после санатория даже вкусовые предпочтения поменялись. Если волонтер вывозит ребенка из детского дома за территорию, то в его обязанность входит — покормить. Аня никогда не хотела пиццу, говорила, что не полезно и не вкусно это. В ту встречу после разлуки длиной в две недели она сказала мне, что пиццу уже распробовала, что хочется именно ее сейчас. И это было вкусно!
За ручку в эту встречу тоже она не ходила… Только через дорогу держалась, так как у нас договор. Взрослая. Хотя, на самом деле, такая маленькая еще. Глядя на нее, я понимаю, сколько помощи и поддержки ей еще нужно…
Кстати, мы каждый раз обсуждаем с ней ситуации, когда кого-то забирают в семью — Аню тревожит эта тема и она всегда начинает рассказывать истории. Изначально мне было сложно морально, непросто слушать и быть поддержкой, когда откликаешься на эти рассказы. А потом я привыкла. Детей за время со дня нашего знакомства разбирали активно. И Аня делится, что маленького Мишу недавно взяли, что он Новый год уже отмечал в семье, что у него хорошая приемная мама. А еще, говорит, что ее подругу Таню, 8 лет, брали на гостевой на все каникулы, но не берут навсегда.

И та девочка горько плакала по этому поводу, что никто не мог утешить, потому что она уже настроилась на то, что ее обязательно возьмут, успела привыкнуть, помечтать. Плакала, плакала — а потом успокоилась. И рассказала всем, что не сильно-то и хотелось. Когда я спрашиваю Анюту, о чем мечтает она — спокойно мне отвечает: «Ни о чем». Это позже она признается и поделится… А пока что — она не рассказывает.

А я уже давно мечтаю… Мечтаю о семье для Ани. Пока еще не поздно…

(Продолжение следует…)

P.S. Имена и фамилии детей изменены, любое сходство – всего лишь случайное совпадение.
Фото — freepik.com  (но, ламу, верблюда и альпаку мы тоже видели!:))

Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.

Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.

Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!

Комментарии

Еще никто не оставил комментарий, вы можете стать первым!