Сиротские истории. «Аня, это к тебе мама приехала?»
Посещение детского дома после долгого перерыва было наполнено новыми эмоциями
Часть 11. Сиротские истории. «Аня, это к тебе мама приехала?»
Читать все записи в блоге Natalie Bright
Связано это было с тем, что я готовилась приехать к Ане в качестве постоянного (насколько это возможно) взрослого – волонтёра. Было волнительно. В тот же день к другим детям тоже приехали волонтёры. Куратор, как обычно, собиралась познакомить детей с их взрослыми. Мы стояли и смотрели с любопытством друг на друга с небольшого расстояния…
И куратор произнесла:
– Дети, к Вам я сегодня приехала не одна, а с волонтерами. Знакомьтесь.
И она стала называть имена взрослых, детей… Они подходили друг ко другу, здоровались.
Примерно, это было так:
– Познакомьтесь, это – волонтер для Маши Клинковой, — и она показала рукой на девушку возле меня. Девочка-подросток и её взрослый в этот момент поприветствовали друг друга… Куратор продолжила:
– А это…
Я смотрела на Аню в тот момент и заметила, как она сжала руки, будто просит или умоляет о чём-то, но слова произносила тихо и быстро… я прислушалась… она шёпотом повторяла одну и ту же фразу: «Волонтёр для Ани… волонтёр для Ани… волонтёр для Ани… ну, пожалуйста, пожалуйста… пожалуйста… пусть это будет волонтёр для Ани…»…
– …волонтёр для Ани!.. – продолжила куратор, показывая на меня рукой.
Аня закрыла лицо руками, потом посмотрела на меня снова, потом снова закрыла лицо… Она отреагировала так, будто неожиданно выиграла в каком-то конкурсе приз или награду… или нашла спрятанное сокровище… Но на самом деле – этим сокровищем стала для меня она.
Дальше было общение, прогулка по территории детского дома. Аня показывала и рассказывала мне, как она живет, где любит гулять, она крепко держала меня за руку и, если до этого я ещё немного сомневалась, а правильно ли поступаю, что иду к ней волонтёром, то после нашего общения я всё же четко поняла, что назад дороги нет. Не могу же я в следующий раз не приехать, потому что мне, взрослой, немного страшно, что будет дальше в мире и в моей жизни… Нет, я понимала, что надо делать то, что могу, здесь и сейчас, и если так все удивительно сложилось, значит, надо идти вперед.
И мы шли за руку. Ходили, гуляли. Потом пришли на площадку. Аня очень хотела понравиться. Рассказывала мне стихи великих русских поэтов, делала гимнастические трюки, быстро бегала. Кстати, про бег. Это её любимое занятие, это лучше всего получается. И, неудивительно, что любимая игра, в которую она с радостью готова была играть бесконечно (чего не скажешь обо мне :)) – это догонялки. Но, я играла. Пожалуй, я тоже почему-то хотела ей понравиться. Ловила её, или не могла поймать, хвалила за то, как ловко она умеет обходить препятствия, как шустро уворачивается от меня… Аня была весёлой, счастливой, радостной. Настолько, что смеялась, звала меня громко, а когда я её ловила, то она будто пыталась вырваться, но на самом деле – ей было здорово просто играть и взаимодействовать со взрослым.
И на этот её звонкий смех в окошках стали появляться лица других детей. Да, окна детского дома выходили на площадку. Я поняла, что пора нам куда-то скрыться, почувствовала этот взгляд ребят, которые с интересом и болью смотрели на счастливую Аню.
Надо сказать, что в центре живут и дети «без статуса», это такие «невидимые дети»… Которых нет в базе данных. Которым не положен волонтёр. Но родители отдали их в центр по заявлению. И у них есть родные, но дети на какое-то непонятное время помещены в государственное учреждение. Взять под опеку или усыновить таких детей нельзя. И с осени там прибыло… К кому-то приезжают на выходных, а к кому-то – нет…
Я замедлилась и обратила внимание на окна. Несколько ребят смотрели на нас, кто-то даже прижался щекой к стеклу как на грустных картинках… Я видела детей, но не знала ,что им сказать. Поздороваться? Сказать «привет»… Не обращать внимания? Ведь Аня ждёт продолжения общения… Я с большой скоростью перебирала варианты, как кто-то открыл окно на первом этаже и позвал Аню поближе. Она пошла. И о чем-то её шепотом спросили, будто меня и не было рядом. Она что-то ответила… И вернулась ко мне, пытаясь продолжить игру. Я решила предложить ей куда-то переместиться, и мы стали думать, куда пойдем. За этот момент ребята у окна сменились, и кто-то менее робкий открыл окно и закричал громко на весь двор:
– Аня, Аня, эй, к тебе что – мама приехала?..
Внутри у меня всё напряглось, и я решила, раз меня не спрашивают, что пожалуй, промолчу. С другой стороны раздался ответ Ани, такой же громкий и звонкий.
– Нет, это не моя мама! Это волонтёр!
– Кто?
– Во-лон-тёр! – прокричала она медленно и по слогам.
– А….а мы подумали, что это твоя мама.
Они говорили так, будто меня и не было рядом, и я решила как в каком-то весёлом кино повернуться и хотя бы помахать им рукой, показав, что я здесь и вообще-то всё слышу. Что, собственно и сделала.
– Привет! Я – волонтёр, – после этих слов, улыбнулась и помахала детям. Старалась не подавать виду, что этот диалог про маму был всё же неожиданным и внезапным и вызвал у меня определенные эмоции. Ребята помахали в ответ и стали расходиться. «Наверное, волонтёр – это не так интересно, как если бы к Ане приехала мама», – подумала я, и мне стало полегче, что на нас перестали пристально смотреть. Но позже я лучше поняла, что волонтёр значит для детей.
Только речь пойдет не о разовом приезде, а о том варианте, когда к ребенку ездит человек постоянно, хотя чаще участники такой программы все же подростки. Это у нас с Аней получилось необычно…
Волонтёр у воспитанника детского дома – это «статусно». Это означает, что ты уже взрослый. Маленьким не дают волонтера. И дети могут годами ждать, когда у них появится свой взрослый. Так было у Ани. Она призналась мне, что очень долго, несколько лет мечтала, чтобы к ней, как и к её старшему брату, стал приезжать взрослый… Она надеялась и верила… И первым делом спросила, когда мы сможем поехать куда-то за территорию.
Да, волонтёр – это пропуск. В какой-то другой мир. Волонтёр (не сразу, но позже) может написать заявление и взять ребенка на день куда-то в город погулять – сходить в кафе, кино, музей, театр… Да просто показать, какая она – та другая жизнь. Поездить на метро, на автобусе, сходить в супермаркет. На самом деле, у волонтёра есть определенные задачи, в том числе, помочь ребёнку социализироваться, чему-то научить, стать другом. Но часто дети из детских домов воспринимают такого человека – как кого-то, кто может им что-то дать. И только потом учатся ценить отношения, обретают привязанность и значимого взрослого. В общем, волонтёр – это почётно для ребёнка. Это – перемены, когда жизнь обретает какие-то новые, другие краски. И, конечно, многие бы хотели волонтёра, некоторые стали спрашивать у меня, нет ли в фонде кого-то и для них… И я поняла, что в следующие приезды лучше нам общаться где-то в стороне. Особенно, когда какой-то мальчик крикнул в окно:
– Эй, Аня, ты чего там расшумелась?!… Смеешься на весь двор! Я тебе….я тебе….ленточки твои из волос повыдёргиваю, попадись ты мне!..
Крикнул и скрылся… И я поняла, что всё это – тоже его реакция на боль, боль внутри него.
Были и другие истории, более позитивные. Одна девочка следила за нами, когда мы, чтобы никого не смущать, сели на скамейку порисовать в блокноте. На вид девочка была младше Ани. Стояла в стороне, а потом подошла и несмело спросила:
– Можно я просто хотя бы чуточку постою возле вас?..
Аня была щедрой и разрешила и постоять, и посидеть, и поиграть потом вместе в прятки. Невольно наш разговор зашёл о приёмных родителях, которые иногда приезжают в детский дом знакомиться с детьми. Девочка на полном серьёзе спросила:
– А как понять, когда знакомишься, что приёмные родители – хорошие? Может, они детей ради денег берут? Или, чтобы работой грязной нагрузить, чтобы дети там дом у них убирали, полы мыли… Мне старшие говорят, что некоторые даже могут продать детей. Так страшно. Как узнать, что эти «приемные» – нормальные люди?
И я говорила о том, что до того, как кандидаты приезжают в детский дом – их учат, проверяют, дают специальные бумаги… Что и потом они вначале общаются с начальством, и только потом – с детьми… Что такие случаи, как она описала – бывают кра-а-айне редко, что у детей обычно есть время присмотреться к этим новым непонятным взрослым, задать им вопросы, почувствовать, нравятся они или нет, даже в гости съездить…
Девочка очень хотела общаться со мной и Аней. И её смелость, решимость подойти к нам – увенчалась успехом. На тот момент Аня не проявляла ни капли ревности. Она сама предложила вместе поиграть в прятки, в другие подвижные игры. Хотя у меня есть задача – выстраивать отношения только с Аней, мне было несложно немного времени уделить им двоим.
Это позже Анюта начнёт ревновать, уводить меня подальше от её товарищей, говорить, как они её обзывают иногда или обижают… и ждать – с нетерпением ждать момента, когда мы сможем по правилам программы – выйти за территорию, поехать куда-то в город. Для меня это абсолютно новый опыт и я тоже представляла, куда можно съездить с 8-летним ребёнком, что будем делать, как это всё произойдёт… ну, а как это случилось на самом деле – расскажу в следующих записях.
А пока – я играла с ней… и столкнулась со всепоглощающим чувством, что я уезжаю домой после проведенного вместе времени, а девочка – остается… пусть и в хорошем – но в детском доме. Я потом неделю жила с ожиданием встречи, с мыслями – а как она там? Эти чувства оказались для меня новыми и непростыми – осознавать, что в детском доме живёт и ждёт меня уже не чужая мне маленькая девочка… к этому так сложно было привыкнуть…
(продолжение следует)
P.S. Имена и фамилии детей изменены, любое сходство – всего лишь случайное совпадение.
Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.
Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.
Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!
Поддержать портал
Елена Игнатовская
Наташа, я так за Вас рада, наконец Ваши сомнения все развеяны, Вы поступили так, как должно! Подвешенное состояние, в котором, как мне кажется, Вы находились до принятия этого решения, выматывает очень, лишает моральных сил. Судьба вела Вас все это время к этому именно ребёнку, за девочку тоже можно только порадоваться-её мечта сбылась, у неё есть Вы! А как надолго вы вместе, опять же, решат высшие силы.
Natalie Bright
Елена, благодарю за эти слова. Особенно за то, что всё неслучайно, что так по Воле Божьей произошло, что мы встретились с девочкой и эта история продолжается. Мне было важно прочитать то, что период времени, сколько мы будем вместе — тоже определяю не только я…
Иногда ещё переживаю на эту тему. Но, я буду перечитывать Ваш комментарий. И он меня будет греть и успокаивать.
Спасибо! 🌷
Наталия Шварцер
Наталья, спасибо за ваш рассказ! С удовольствием прочитала на олном дыхании и будто рядом была с вами там, так ярко и живо все описываете. Полное погружение в вашу историю. С нетерпением буду ждать продолжения ❤️
Natalie Bright
Наталия, спасибо, я тоже читаю Ваши истории, смотрю, как у Вас с Катюшей всё происходит.
Рада, что наша с Аней история Вам так же интересна. ☺
Юлия
Наталья, как Вы интересно пишете! Очень жду продолжения истории
Natalie Bright
Юлия, спасибо.
Да, продолжение будет, многое происходит — не успеваю писать. :)
Подписка на комментарии
Ответить на комментарий
Спасибо, ваш комментарий принят и после проверки будет опубликован на странице.