Шаг вперед, два назад, или Про свободу и контроль

1
887
2

Много советчиков, знающих, как воспитывать детей, возникают вокруг. Особенно, как только появляется в твоей жизни ребенок с трудной судьбой

Часть 8. Шаг вперед, два назад, или Про свободу и контроль

Читать все записи в блоге Виктории

Считаю, что Настя — ребенок, хотя, все-таки ближе к подростку. Трудности из детей делают травмированных взрослых. И как мне с ней себя вести, и что ей можно, и что нельзя, и как ее учить и куда водить…

Так иногда интересно наблюдать за взрослыми, у которых нормально воспитать своих детей не получилось. Или получилось, но не так, как хотелось бы… Или просто очень хочется дать умный совет…

Каждый взрослый несет отпечаток своей семьи, своего рода, своей национальности и культуры, традиций. И учитывать это надо и с приемным ребенком. Хорошо, когда знаешь его корни, откуда он, кто его родители. А если нет? Тогда ты пытаешься ребенка «вплести» в свое родовое дерево.

А как это сделать безболезненно для ребенка? Как бы я, мама, не хотела воспитать «правильно» ребенка из системы, все-равно будут работать механизмы воспитания тебя самой из детства. Ни один, даже самый умный психолог, опытный, не сможет помочь. И только сердце, голова и терпение тебе в помощь. А еще умение слушать, слышать, наблюдать и говорить.

И вот я наблюдаю за Настеной. Слушаю ее. Много с ней разговариваю. И, почитав умные книги психологов, подумала, а не сильно ли я давлю на нее. Может дать немного свободы, ответственности, доверия и самосознания?


Учитывая, что была претензия ко мне, типа все время проверяю уроки, которые она сделала самостоятельно. И решила я, что неделю посмотрю, что из этого выйдет. Как раз навалилось много работы. Мы с ней все обсудили. Во сколько я буду уходить и приходить с работы, какие у нее будут задачи на день, после школы. И уроки она делает самостоятельно, в продленке и я не проверяю. Если что-то не получается, обращается — и я помогаю. Решено — сделано.

Неделя, семь дней. Полная самостоятельность. Уходит в школу сама, завтрак на столе, еда с собой упакована. Я не провожаю. После уроков идет в продленку, делает уроки. Приходит, греет еду, кушает, доделывает уроки, собирает портфель. Купается, заводит будильник, ложится спать.

Я прихожу вечером, ужинаем мы вместе, новости дня обсуждаем, вопросы и спать. Мое участие минимально. Эксперимент. Раз ты взрослая, все можешь сама – делай. И действительно. С радостью меня встречает, жалоб нет, вопросов нет, все рассказывает, со всем справляется. Настроение отличное у ребенка: «Вика, не волнуйся, все хорошо».

Мое сознание, наоборот, начинает настораживаться. И так устаю очень, а совесть гложет, в глаза заглядываю ребенку, жду подвоха – а нет, все хорошо. Суббота. Неделя почти на исходе. Аврал на работе закончен. И пришло время подводить итоги эксперимента.

Открываю дневник… И — о боже! Весь в красных записях! Домашнее задание – не делает, контрольная одна, вторая – двойки. Посмотрела тетради… Все красное. Кто это ей в тетради писал? Курица, енот, безрукий бандит? За неделю резкий скачок вниз, вернее, ПРОВАЛ вниз! Прошу прочитать сказку – ааааааа! Уровень первого класса. По слогам почти что… Короче, со школой эксперимент не удался. Жаль.

Проверим быт – где лапша быстрого приготовления? Кто-то съел все «бомжики» из нз? При наличии нормальной домашней вареной еды… Конфеты. Все  заначки найдены и съедены. Фантики под матрасом. Пакеты из-под еды для продленки давно протухли и лежат горой в портфеле. Кто это грязное белье скомкал и спрятал в шкаф? Пластилин вокруг письменного стола и в столе бардак. Быт – эксперимент и тут потерпел неудачу.

Самообслуживание — ни разу не открывалась зубная паста, ни разу не мыла голову и волосы. И тут тоже ожидания не оправдались.

Понимаю, возможно я и тороплюсь. 9 лет еще мало для осознанности. Но дать возможность сравнить ей, в первую очередь, что такое контроль, помощь, свобода. Свобода от чего?

Теперь мы наверстываем, лезем изо всех сил из ямы. Приходиться работать в два раза больше над ошибками. Но лень, отсутствие дисциплины обязательно скажутся. И Настена это поняла.

Да, мне тяжело, но и ей тоже… Эксперимент удался для меня – контроль, направление, повторение, требования и еще раз контроль. Пока будет так.

А впереди у нас неделя каникул и поездка в спортивный лагерь.

Фото — www.freepik.com

Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.

Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.

Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!

2 комментария
  • Alla Novikova

    У меня постоянный пунктик в голове о том, не слишком ли я контролирую. Но жизнь каждый день мне доказывает, что нет. Вчера по старшей было явно видно, что я безалаберная мамаша.

    27 декабря 2023
  • Катерина

    Виктория, лично я удивлена, что вы просто доверяете девочке 9 лет, которая всего несколько месяцев вне детского дома быть дома одной. Если она дома в принципе ничего не подпалила и не устроила что-то ужасное и ей не страшно — само по себе достижение. В этом возрасте очень многих семейных детей полностью еще опекают мамы/бабушки/няни. А тут девочка из учреждения.
    Единицы в этом возрасте могут контролировать свою деятельность и самостоятельно отвечать за учебу. Ну а эксперимент — почему бы и нет. Ведь это только проба пера.

    21 декабря 2023