Приемные дети и воровство. 2 часть

2
1056
3

Опасение, что воровство связано с тем, что ребенок приемный, имеет основания. Только гены и наследственность тут ни при чем

Часть 35. Приемные дети и воровство. 2 часть

Читать все записи в блоге Натальи Сумской

На самом деле я не знаю ни одного человека, который в детстве до семи лет не совершал бы хоть одной кражи. Понятно, что после этого следует воспитательная беседа и определенные санкции. В большинстве случаев этого бывает достаточно, чтобы домашний ребенок больше не повторял попыток воровства.

В случае с приемным ребенком история выглядит несколько по-другому. Он берет вещь, его ловят, потом наказывают, а на следующий день он снова берет.

Опасение, что воровство связано с тем, что ребенок приемный, имеет основания. Только гены и наследственность тут ни при чем. Причина всему – отсутствие привязанности к значимому взрослому.

Домашние дети не столько боятся наказания, сколько сначала боятся огорчить значимого взрослого. Они четко знают, что такое «хорошо» и «плохо»; «можно» и «нельзя». К 12 годам уже формируется «моральная норма», они способны контролировать себя, свои эмоции.

У приемных детей всего этого нет. Их детство было неблагополучным. У ребенка не было отношений, которыми он бы очень дорожил; отсюда отставание и задержки в развитии совести.

Такие дети не умеют сочувствовать другим, беречь их чувства. Еще нужно учитывать интеллектуальное развитие ребенка, повышенную тревожность и также развитие нервной системы. Все это приводит к значительно большему времени для того, чтобы научиться правильному поведению, более жесткому контролю со стороны взрослых.

Под «контролем» подразумевается не подозрительность и слежка, а создание четких требований и правил. Также нужно учитывать причины воровства и их источники.

Основные причины воровства

1. Клептомания

Ее больше всего опасаются приемные родители.

Это психическое нарушение, которое никак не связано с особенностью детей из неблагополучных семей. Заболевание это очень редкое, генетически ненаследуемое, его диагностирует только психиатр.

На самом деле истинных клептоманов очень мало. Американские специалисты утверждают, что среди взрослых людей, больных клептоманией, — не более 5 процентов, да и то половина из них симулирует это отклонение. Среди детей их и того меньше.

2. Наученность и демонстрация связи с кровной семьей

Бывает, что в кровной семье «воровство — норма жизни». Ребенка просто научили воровать. Это своего рода привычка. Возможно, его учили этому старшие воспитанники и хвалили, когда он приносил деньги и вещи.

Попав в приемную семью, ребенок старается понравиться, принося что-то из школы или магазина. В подростковом возрасте встречается: «Мой отец вор. И я такой же!»

3. Неосведомленность

Это часто встречаемое. Приемный ребенок может иметь весьма смутные представления о «собственности». Его никто не учил, что «чужое без спроса брать нельзя».

Дети из детского дома не имеют «своего». Поэтому не понимают, что такое чужое. У них нет представления о деньгах, о ценностях, откуда они берутся.

Моя дочка в 10 лет считала, что деньги в кошельке сами появляются. А я жадина, раз не все ей покупаю, что она захочет. Поэтому, независимо от возраста ребенка, надо объяснять ему прописные истины: нельзя подбирать забытые другими детьми игрушки, вещи и деньги. Нельзя брать вещи, не принадлежащие тебе, рыться не в своей сумке, читать чужую переписку и т.д.

Еще одна причина: я залез к маме в кошелек и вытащил деньги, потому что я эту маму наконец-то «присвоил». Мама моя, значит, кошелек мой и деньги тоже мои.

4. Невротическое воровство

Это воровство встречается у детей, переживших психологическую травму. Практически у всех приемных детей. Они заполняют «черную дыру» в своей душе, вызванной дефицитом любви в прошлом. Риск, азарт временно заполняет эту дыру, но ненадолго.

Также сама жизнь дома, в непривычных условиях, большой стресс для детдомовца «со стажем». В его прошлой жизни, может быть опыт насилия. Такой ребенок закрыт и постоянно напряжен. Кража для него – яркое событие, которое заставляет его на время забыть об основном стрессе.

Поведение ребенка можно корректировать работой с психологом.  Диагноз «клептомания», который в этом случае выставляют психиатры, не знающие особенностей приемных детей, в жизни почти всегда НЕ ПОДТВЕРЖДАЕТСЯ.

Часто встречается: «Я еще не уверен, что стал частью семьи, не вернут ли эти люди меня обратно в учреждение. Тогда я буду испытывать их на прочность и провоцировать». Обычно в таких случаях пропажи денег или вещей быстро обнаруживаются.

Нередко за этим следует громкое разбирательство, скандал. То есть цель воришки достигнута – получена приличная порция родительского внимания. Даже такая реакция устраивает ребенка больше, чем недостаток тепла или полная отстраненность. Кражи дома он совершал, чтобы досадить родителям, в классе, чтобы сделать плохо окружающим. Цель —  не одному ему плохо.

5. Демонстративное воровство

Ребенок намеренно ворует. Делает специально, «назло». Скорее всего, это ребенок проверяет границы: а что сделают взрослые? Это своего рода борьба за контроль, попытки померяться силами со взрослыми. Также ребенок «выбивает» особое внимание к себе любым способом. Наказание его меньше пугает, чем невнимание.

Ребенка надо учить, что привлекать внимание окружающих можно хорошими и добрыми поступками. Первое, что должно вызывать сомнение у родителя — странность поведения. В случае обычного воровства человек берет вещь, хорошо прячет и старается не признаваться. Здесь же все наоборот.

Был случай, Алина рылась в моем шкафу, я стояла и наблюдала, она увидела, что я ее заметила, и все равно продолжала рыться. Нормальный вор так не поступит. Стоит задуматься, воровство ли это?

В данном случае одной из причин может быть пережитая ребенком экстремальная ситуация — наблюдение сцен насилия или самоубийства. Адреналин, выбрасываемый при этом в кровь, превращается в наркотик.

Подобное явление наблюдается у солдат, которые служили в горячих точках, где организм привыкает к получению определенной дозы адреналина. В мирное время они, как правило, адаптируются очень плохо, так как пропадает этот источник.

У ребенка, который рос в сложных условиях, происходит то же самое.

6. Получение желаемого

В кровной семье и в детском доме ребенок почти не имел личных вещей. В приемной семье у ребенка появляется сразу «куча всего» – игрушки, одежда, канцелярские принадлежности и др. Он начинает сравнивать, это приводит к желанию получить всего еще больше. Надо объяснять ребенку, что у всех детей бывают разные вещи. Приводить примеры.

7. Завоевание расположения сверстников

Не секрет, что приемные дети из-за особенностей развития часто становятся отверженными в детских коллективах. Поэтому пытаются завоевать дружбу своих одноклассников: подарить какую-то вещь, угостить и т. д.

Для этих целей ребенок обычно ворует деньги у приемных родителей, поскольку других способов не знает. Ему нужно объяснить, что дружбу купить невозможно.

Учите детей дружить. Пожалуй, это одна из трудных задач. Отдельный разговор, поговорим об этом в следующей статье.

8. Повышение значимости

Дети боятся быть белой вороной. У всех есть, а у меня нет. Боятся травли. Если домашний ребенок может сопротивляться, то приемный нет.

Бывают случаи, когда ребенок ворует вещь (уважаемого им человека, идеал для подражания) и складывает в укромном месте — не использует. Ребенку кажется, что если он приобретает вещь такую же, как у идеала, то он становится хоть чуть-чуть на него похожим.

Иногда подросток ведет себя неодобряемым способом, желая утвердиться в своих же глазах (я — сильная личность), а чаще — в глазах сверстников (смотрите, какой я храбрый, плевал на запреты). Надо помочь ему переключиться на другие, приемлемые способы самоутверждения. Если это затруднительно сделать своими силами, с ребенком может поработать психолог.

9. Шантаж

Воровать ребенка могут заставлять более сильные сверстники или старшие дети. Также взять на «слабо!»

10. Месть

Приемным детям, бывает, хочется отомстить не только своим обидчикам, но и социально благополучным детям. Только потому, что они их ненавидят! На вопрос: «За что?» не могут ответить. Просто ненавидят и все.

Мне приходилось рассказывать Алине, что в каждой семье есть проблемы. Часто за внешним благополучием могут скрываться сложности, болезни и т. д.  Каждому человеку свои проблемы кажутся самыми сложными и неразрешимыми.

Человек должен решать свои проблемы. Никто из окружающих сейчас тебя людей не виноват в том, что ты оказалась в детском доме. Эти люди не таят в себе угрозы. Месть – очень страшное чувство! Оно может привести к разрушению личности человека.

Причин того, что ребенок берет без спроса не принадлежащие ему вещи или ценности, может быть достаточно много. Воровством можно считать СПЛАНИРОВАННОЕ присвоение чужого имущества.

Важно учитывать возраст ребенка и его способность понимать свои действия и контролировать их. Крайне редко, бывший детдомовец хочет СОЗНАТЕЛЬНО присвоить чужое. Его цели иные: любовь, покой, безопасность, успешность.

Конечно, во всех вышеперечисленных случаях детям необходимо разъяснять, что брать чужое нельзя, будет просто неэффективно. Для начала очень важно определить, какая потребность стоит за поведением ребенка, после чего можно будет выбрать подходящую воспитательную стратегию.

Например, ребенок своим поведением пытается привлечь внимание родителя. Тогда можно поискать, как дать это внимание другим способом. Задуматься, много ли вы времени проводите с ребенком вместе и насколько эффективно.

Детям, которые нуждаются в экстремальных ситуациях, можно обеспечить посещение спортивных секций, занятия в которых связаны с тем же выбросом адреналина.

Если ребенок нуждается в том, чтобы заслужить авторитет у сверстников, помогаем ему найти приемлемый способ, делимся своим опытом.

Выходит, что во многих случаях с приемным ребенком, когда он берет чужое, это не воровство. Выходит, проблема воровства больше связана с переживанием взрослых по поводу генов, глобальной испорченности и страхом осуждения окружающих.

Также нужно учитывать, что метод наказания детей, переживших тяжелые жизненные ситуации, является достаточно сомнительными.

Уж не знаю, чем вы сможете напугать и как наказать ребенка, который терпел голод, холод, побои и возможно, наблюдал драки, насилие, лужи крови и т.д.? 

Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.

Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.

Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!

3 комментария
  • Елена Игнатовская

    Согласна, у одной из моих-это норма жизни, как и у её папы, дяди, бабушки и т. д. и т.п. Украл, сел, там хорошо, там кормят, не надо работать, там красота, там живи, не хочу. Она видела с малых лет и до того, как исполнилось девять, что в дом тянут все, что только можно. Продают, перепродают, разбирают, используют. Когда столкнулись с воровством, я поняла, что ребёнок вообще не понимает, что это не нормально, крайне удивлён, а если учесть диагноз УО, то с понятием и принятием любых правил и норм проблематично в целом.

    19 августа 2022
    • Светлана

      Вы справились с этим?

      10 февраля 2024
  • Olga*

    Очень важная тема! Спасибо!

    17 августа 2022