Приемная семья. Подростки и гаджеты
Мы, вспомнив рекомендации психологов онлайн-курса «Тест-драйв», решили, что только запретами тут не исправить ситуацию. Надо было придумать что-то такое, чтобы дети сами не взяли телефоны
Часть 14. Приемная семья. Подростки и гаджеты
Читать все записи в блоге Натальи
У нас в семье 4 приемных деток. Две девочки 17 и 14 лет уже давно с нами, а две, которым 10 и 12 лет, с апреля этого года.
Наверное, сейчас нет такой семьи, где не поднимался бы вопрос зависимости детей от компьютеров и разных гаджетов. И я хотела бы обсудить этот вопрос, как у кого он решается. Ведь сегодня интернет зашел в нашу жизнь и просто пустил там корни, нам, взрослым, трудно представить уже себя без смартфона в руке. А что же хотеть от детей, и, хотя много пишут о вреде для детской психики, но оторвать подростков от экранов становится почти невозможно.
И для некоторых родителей это даже неплохо, ведь ребенок по улице не слоняется, сидит тихо дома, его практически не слышно и не видно. Но за этой тишиной может скрываться большая опасность, я, посмотрев, что обычно смотрят дети 10–14 лет, как они общаются друг с другом (про лексику их выражений надо отдельную статью писать), и какую информацию оттуда получает их неокрепший мозг, пришла к твердому выводу, что это нельзя оставлять без контроля.
Тут получается, что если ребенок много времени проводит в сетях, то и воспитывает его сеть, тот контент, который он смотрит, те «люди», с которыми он общается. Тут тишина в детской должна не радовать, а пугать, так как мы не знаем, что в этот момент наполняет души наших детей, а сами они еще неопытны, доверчивы.
Их потребность в общении со сверстниками уходит опять из реальности в мир виртуальный. Может, в небольших объемах это и нужно уметь в век техники, но, посмотрите, они не умеют играть, общаться, дружить в настоящем.
Собравшись в «кучку», они берут телефоны и пишут друг другу, сидя напротив друг друга. И их эти «сообщества», чаты не так безобидны, как кажется, там происходят разборки очень даже сильные.
А самое главное, ребенок теряет драгоценное время своей жизни, он не развивается, а повторяет, что ему навязывает псевдокультура, за которой особо-то никакие педагоги не следят.
Ну и то, что все «полочки» мозга переполнены мусором, который лезет из телефонов им в голову, вместо нужной обучающей информации, увы, после двух-трех часов проведения за листанием экрана, школьник уже не имеет возможности запомнить, осмыслить, понять обучение, для которого нужно напрягаться и иметь запас внимания и памяти. Поэтому мы дома пытаемся как-то ограничить зависание с телефоном.
Но как это сделать безболезненно, без скандалов? Тем более, что у новых детей уже сложились свои правила, в детском доме им каждый вечер выдавали эти телефоны, и для детей это, правда, помогало снимать стресс, они уходили в виртуальный мир, а в детском доме наступала долгожданная вечерняя тишина. Поэтому, приехав к нам, девочки просто с криком стали требовать свои «телефоночасы» 😀
Мы, вспомнив рекомендации психологов онлайн-курса «Тест-драйв», решили, что только запретами тут не исправить ситуацию. Надо было придумать что-то такое, чтобы они сами не взяли телефоны.
Первой альтернативой стал поход в кино, с вопросом: «Вы с нами в кино или дома с телефонами?» Дальше по аналогии: «Вы с нами играть в настолки или в телефонах сидеть?»
И так как-то к 19 часам я придумывала что-нибудь интересное, что бы это было лучше смартфона. И — ура, у нас сработало! Мадина и Сабрина бежали участвовать, забыв про «время телефона». Чуть позже они сами стали говорить: «А можно вместо телефонов что-то…»
И варианты стали расти: испечем печенье, посмотрим вместе фильм, пригласим подругу, повяжем, сделаем поделку, порисуем…
Дел оказалось — куча, дней недели не хватает, стали споры, что сегодня, что завтра, и тут помогло планирование. В планере записывали, что и когда будем делать вечером.
Но как же гаджеты? И вот тут они нам тоже пригодились, но в другой роли и под контролем взрослого. Я накачала им разных развивающих по возрасту и интересам программ. Некоторые из них, к примеру, викторины, мы выводим на большой экран и играем вместе. Когда что-то готовим, иногда используем те рецепты, которые девочки нашли в интернете, а еще рисуем по урокам в сети.
Да у девочек есть свои чаты, и они теперь посылают друзьям хорошие интересные фото из нашей жизни, и мы обсуждаем, как общаться в чатах, этому тоже надо учить.
И с компьютерами также. Есть и время поиграть всем вместе в сетевую игру, и это тоже нужно и важно.
И видео девочки снимают под контролем старшей сестры, она учит их, как сделать видео интереснее, набрать больше «лайков». Мы не отнимаем гаджеты, мы «отнимаем» бестолковое времяпрепровождение. И когда ребенок знает, как правильно себя занять, как много в жизни интересного, и, на самом деле, как мало времени, он сам его бережет и осознает, что глупо просто тупить его в гаджете.
И еще хочется отметить, что, когда правильно и для пользы используется техника, она очень развивает, учит жить в ногу со временем, надо только следить за этим и учить подростка.
Иначе если мама не научит, научит жизнь, и не всегда по-доброму. Так же мы постепенно объяснили, что нельзя паролить свои телефоны, думая, что это «личный дневник», который никто не прочитает.
Я объясняю детям, чтобы они писали в интернете только то, за что им не было бы стыдно. То, что вы написали даже одному, в интернете могут увидеть все, это мировая сеть, будьте ответственны за свои слова. Привожу им пример, что, вешая на балконе тряпочку ночью, ты думаешь, что ее видишь только ты, но днем ее будут видеть все проходящие мимо твоего дома.
Жизнь — она сложная, поэтому как бы ни хотелось хоть где-то «расслабиться и не следить за собой», сети не лучшее место, и все, что ты скажешь плохого кому-то или про кого-то, все может вернуться к тебе. И примеров таких в жизни море.
Мои дети меня услышали, и я вижу результат. У нас нет паролей на телефонах, он не стал «тайной коробочкой», связующей с миром. У нас есть виртуальные друзья, (в основном те, которые живут далеко), но реальных больше.
И работа на этом фронте продолжается, поэтому очень буду рада вашим советам.
Фото — автора.
Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.
Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.
Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!
Поддержать портал
Ольга
Вы совсем не пишете про учебу детей. Хотя с подростками это обычно одна из самых больших проблем. Насколько все запущено у девочек? Как выруливаете?
Natalie Bright
Наталья, спасибо. Очень важная и ценная информация.
Подскажите, а девочки общаются с подругами из детского дома?
Ольга Жаркова
Наталья, я подозреваю, что за предложением провести с девочками время «вместо телефона» стоит ваш авторитет и их желание вместе с вами чем- то заняться. Так что а первую очередь ваш успех в этом, мне кажется
Наталья
Да , конечно, по первости это так, что то должно перевесить, если отбираем,то должны дать в замен другое, просто отнять, запретить, я думаю нельзя, но современем у детей появилось осознание ,что время свободное можно провести по разному, и что и в телефоне можно найти много нужного и интересного, этого можно добиться не сразу ,но вот у нас пол года прошло в семье и такой жуткой зависимости к «телефоночасам» уже нет в помине, и когда они берут гаджет в руки, они совсем по другому с его используют.
До этого был ,какой то провал в мир короткого видео, и грубых чатов, девочки после этого были очень перевозбуждены, и в лучшем случае пытались пересказать муть которую вилели , и это было как наваждение, до истерик,если не дать,постепенно мы от этого ушли, и теперь уже общение с техникой не дает такой возбудимости минусовой, поэтому ,мне кажется, тут путь один, отвлекать, занимать другими делами, и если уж время уделять сети то ,под контролем и обучением.
Подписка на комментарии
Ответить на комментарий
Спасибо, ваш комментарий принят и после проверки будет опубликован на странице.