Она рыдала, увидев Машу и Андрея, говорила, как скучала и как видит их во сне, а меня трясло от нервного напряжения, и раздирали противоречивые чувства. С одной стороны, мне было жаль несчастную мать, разлученную с детьми. С другой – я на нее злилась...

Часть 21. Не так страшен черт…

Читать весь блог Елены Игнатовской

Я общаюсь с биологической матерью своих приемных детей. Мы иногда навещаем ее с детьми и даже помогаем ей материально. Не думала никогда, что такое возможно, но так получилось и теперь мы не просто знакомы – в какой-то степени мы связаны с ней общими детьми, и от этого уже никуда не деться.

Расскажу все по порядку. Зима, мы едем домой из интерната, я забираю старших девочек на праздничные выходные и решаю поехать не по привычному маршруту, а немного сократить путь.

На одном из поворотов Настя говорит: «А вот там наш родной дом». Я спрашиваю: «Хотите увидеть его?» и слышу утвердительный ответ, прозвучавший в два голоса.

Дом, где раньше жили наши дети.

По информации от органов опеки, я знаю, что дом заброшен, и там никто не живет, потому и не переживаю, что могу встретить там неблагополучных родственников моей «пятерочки». Но, по закону жанра, как вы уже, наверное, догадались, – встречаю.

На звук подъехавшей машины вышел молодой мужчина, очень неопрятный, но как две капли воды похожий на моего маленького ангелочка – Андрея. Я еще подумала тогда: «Если его хорошенько отмыть, был бы красавчиком». Стало ясно, что это биологический отец моих приемышей.

Увидев девочек, он заплакал и попытался их обнять – что-то человеческое в нем еще осталось. Но девчонки воспротивились, Настя даже заявила, что он слишком грязный и может испачкать ее белую курточку.

На мой вопрос, что он делает в доме, который принадлежит девочкам по закону, и в который им предстоит вернуться по достижении 18-летия, Александр (так он представился) ответил, что жить ему негде, и потому пришлось зимовать здесь.

Я попросила «папашку» (так называли его Юля с Настей) быть аккуратнее с огнем, чтобы не сжечь жилье, а про себя, грешным делом, подумала: «Пусть сожжет – дети тогда квартиры получат». Спросила его также, где обитает био-мама детей, получила подробные координаты ее пребывания, оставила свой номер телефона, и мы попрощались.

Уже через несколько дней у меня раздался телефонный звонок, номер был неизвестным. Звонил мальчик – двоюродный брат малышей – и просил меня поговорить с их мамой. Сама Надя тогда боялась, что я не захочу с ней говорить. И я действительно не хотела – не была готова, не могла.

Но уже через пару месяцев мы познакомились очно, она увидела детей и попросила меня иногда приезжать к ней, чтобы хоть изредка, но иметь возможность общаться со старшими. Сказала, что очень мне благодарна за то, что я забрала детей и разрешила ей видеться с ними…

Сейчас мне все это легко излагать, но тогда, при первой встрече – тоже неожиданной – эмоции накрыли и меня, и ее.


Она рыдала, увидев Машу и Андрея, говорила, как скучала и как видит их во сне, а меня трясло от нервного напряжения, и раздирали противоречивые чувства. С одной стороны, мне было жаль несчастную мать, разлученную с детьми.

С другой – я злилась на нее, не могла понять, как можно быть настолько слабым человеком, чтобы лишиться самого дорогого – родных детей.

Но позже все стало ясно. Надя – сама бывшая социальная сирота, так же, как и ее муж. Их родители злоупотребляли алкоголем всю свою жизнь, детьми не занимались, и в итоге они попали в разные соцучреждения.

Выросли, создали собственную семью и принялись проживать жизненный сценарий собственных родителей: алкоголь, гулянки, сомнительные компании, с одним только исключением – в этой семье мать не была алкоголичкой, она практически не пила.

Просто ее не научили быть хозяйкой в доме, матерью для собственных детей, женой для мужа. Не было у нее положительного примера перед глазами, некому было объяснить, как нужно жить. Она и сейчас, будучи взрослой женщиной, этого не знает…

Иногда у меня создается впечатление, что Надежда больше похожа на взрослого, несамостоятельного ребенка, о котором нужно заботиться, что я и делаю в меру своих возможностей. Старшие девочки, кстати, это ценят, и они счастливы от того, что у них появилась возможность видеться иногда с мамой.

Увидев, как тепло Надя встречает Юлю и Настю, Гретта призналась мне, что позавидовала им, потому что их мама, пусть такая, но жива, а ее мамы нет…

Из общения с Надеждой я сделала один вывод: она не настолько плохая мать, какой ее представила опека в документах, и самое главное, никакой угрозы для жизни детей она не представляет.

Мы приехали без предупреждения, и я напросилась «в гости». В доме я увидела спальные места для детей, у каждого свое, даже для Андрея была приготовлена детская кроватка. А ведь судя по акту обследования, ничего этого не было…

Однажды в телефонном разговоре она призналась мне, что после того, как я позволила ей видеться с детьми, у нее появился смысл жизни, а до этого жить не хотелось. Возвращать детей она не собирается, говорит, что я им смогу дать намного больше, чем смогла бы она. И я рада, что она это понимает.

Я не знаю, правильно ли я поступаю с точки зрения закона, позволяя общаться лишенной родительских прав женщине с ее детьми, но как мать я не могу, не имею права, запретить им видеться хотя бы изредка…

Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.

Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.

Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!

11 комментариев
  • Елена

    Елена, вы очень мудрая и великодушно женщина. На одном дыхании читаю ваш блог и радуюсь.
    Надеюсь, скоро мы тоже заберём наших детей из детдома. Сейчас проходим ШПР. Ваш пример для меня- очень ценный опыт.

    6 ноября 2023
  • Эльвира Каламкалиева

    Елена, читаю Ваш блог на одном дыхании. Какая Вы — потрясающая женщина! Столько в Вас силы, мудрости и принятия. Читаю и думаю про себя, что я не справилась бы, не хватило бы терпения и ресурсов. Вы очень правильно поступили, что разрешили детям общаться с родной матерью. И я согласна с комментариями, что надо поступать так, как Вы считаете важным. Никто не имеет права кого-либо попрекать, и в жизни нет правильного и неправильного. Есть душа и нужно ее слушать.

    16 апреля 2021
    • Елена Игнатовская

      Спасибо вам за такие добрые слова, от всей души благодарю!

      13 августа 2022
  • Гульмира Ерохина

    Я тоже была в похожей ситуации,и прочитав ваше откровение вспомнила себя. Вы все правильно делаете.Слава Господу за вас!!!

    9 августа 2020
    • Елена Игнатовская

      Спасибо за поддержку, Мира! Это очень важно для меня!

      14 августа 2020
  • Татьяна

    Елена, делайте так, как считаете правильным Вы и только Вы. Никто не в праве Вам указывать, как поступать. Считаете, что так правильно- так и делайте. Удачи и сил Вам.

    9 августа 2020
  • Александра

    Недавно у меня была такая ситуация. Есть знакомый ребенок, которого знаю лично и очень за неё переживаю. Мы взять ее не можем по жилплощади. Нет свободных метров. Это ответ опеки. Я почувствовала себя вот такой матерью, как те, кровные. Ты вроде есть, и любой нормальный человек должен понять, что ты живёшь неплохо. Дело не только в метрах. Какими метрами можно померить лес, который увидели наши дети, дачу, по которой они бегают, деревню, в которую мы вместе ездим… Да, квартира маленькая, но у каждого есть свой уголок. Наверное, это лучше, чем ДД?! Было полное бессилие, депрессия, но руки опускать нельзя.

    9 августа 2020
    • Иоланта Качаева

      Какая боль в ваших словах. К сожалению, иногда преграды кажутся нерешимыми. Вы можете проконсультироваться с юристом фонда «Измени одну жизнь», это бесплатные онлайн-консультации. https://changeonelife.ru/consultations/lawer-form/

      11 августа 2020
    • Елена Игнатовская

      Я вас очень понимаю, Александра. Сложно понять то, что не поддается здравому смыслу, а именно зависимость количества детей от наличия определенной площади жилья. Моя прабабушка во время войны жила с 7 детьми в доме площадью не больше 25 кв. м., одна их воспитывала, кормила, защищала, пока мой прадед, ее муж и отец детей, воевал. Все дети выросли достойными и образованными людьми. Не представляю, чтобы в то время, кто-то заботился об определенном количестве квадратных метров на каждого ребёнка. Главным было совсем не это..

      14 августа 2020
  • Лидия

    Елена, здравствуйте! Вы очень сильная женщина! Я потрясена Вашей историей, а этот пост, просто перевернул мою душу. Здоровья, сил и терпения Вам и всей Вашей семье!

    5 августа 2020
    • Елена Игнатовская

      Лидия, спасибо большое! Мне очень важно знать, что меня поддерживает кто-то , пусть мы и незнакомы, но когда я читала Ваш комментарий, на душе стало теплее.

      6 августа 2020