Еще одна сторона реальности
Замечайте детей, не только своих, но и чужих
Часть 18. Еще одна сторона реальности
Читать все записи в блоге Катерины
Итак, моя жизнь вновь сделала крутой разворот, чтобы дать мне увидеть новую сторону мира.
Как часто люди смотрят на одни и те же вещи под разным углом и видят противоположное.
Новый вид деятельности, в котором опыта я не имела, не сулил большой зарплаты, и потому врачебную практику совсем я не оставила, продолжая подрабатывать в медцентре как совместитель.
Но душа моя с энтузиазмом устремилась исследовать новые дебри.
Дебри – именно так выглядит педагогическая деятельность изнутри, ведь это не только оценки, уроки и домашние задания – это прежде всего неведомые существа, которые поначалу смотрят на тебя из-за зарослей с любопытством малыша, желающего во что бы то ни стало исследовать, что же внутри интересной машинки… даже ценой целостности этой машинки.
И нужно не ударить в грязь лицом перед этим напором и постараться не рассыпаться на запчасти.
Очень хотелось не только давать знания, но сделать детей более ответственными, целеустремленными, добрыми и эмпатичными, бороться со стереотипами и расширять горизонты сознания.
Иногда это получалось, иногда нет – хорошей для всех быть невозможно.
Но кое-какие наблюдения происходили за рамками уроков.
Я лично узнала четырех детей, находящихся в замещающих семьях – и ни один из этих детей не был худшим в классе ни по успеваемости, ни по поведению. Гораздо чаще «отжигали» кровные дети, часто это были дети из неблагополучных семей, но были и дети вполне себе благополучных родителей.
Родителей вызывали в школу, но они были бессильны что-либо поделать, зачастую подобное поведение было у детей и дома.
Поэтому миф о том, что приемный ребенок – будет учиться очень плохо и не будет принят коллективом – это только миф. Все дети разные, и тут уж как повезет, что с кровным, что с приемным.
Некоторые дети в классах учились крайне слабо, и возникала мысль о том, что, возможно, ребенку было бы полезнее учиться по коррекционной программе. Но родители отказывались от ПМПК и с горем пополам вместе с ребенком доканчивали 9-й класс. Сейчас ведь даже на второй год не оставишь без согласия родителей.
А если не сдать экзамен с первого раза, мир не рухнет – запишут на пересдачу и даже две… Ни одна школа не заинтересована выпустить ребенка со справкой – все должны получить аттестат.
Сразу возникала мысль о том, что с «государственными» детьми никто не церемонится. Возможно стоило бы пристальнее посмотреть на хорошистов и отличников коррекционных интернатов и дать детям шанс на получение аттестата общеобразовательной, а не коррекционной школы.
Часто в школу приходят дети мигрантов, которые очень плохо говорят/пишут по-русски. И такого ученика в его 14 лет могут например принять в 5-й класс вместо 7 или 8-го. Так почему же своим детям мы не даем шанса?
Последнее наблюдение наиболее печально. И звучит оно примерно так: никто из нас не знает, что происходит за закрытыми дверьми. Внешне благополучные семьи могут быть совсем неблагополучны.
Ребенок может хорошо учиться, родитель посещать родительские собрания, а внутри этого внешнего благополучия, например, запойный алкоголизм родителя, когда ребенок старается подольше посидеть у друзей после школы или шатается по улицам, чтобы не идти домой.
Мама, готовая, казалось бы, за своего ребенка порвать любого в школе, вдруг , оказывается, совершает ужасные вещи с ребенком дома.
И дети молчат обо всем. Они не пойдут к учителю, классному руководителю, а если что-то станет известно друзьям, то только как секрет, который опять же нельзя передать никому из взрослых.
В школах нет экстрасенсов, увы. А девочка-красавица и отличница из с виду благополучной семьи, смеющаяся с соседкой на третьей парте, втайне может думать о самоубийстве.
Замечайте детей, не только своих, но и чужих.
Не проходите мимо, если ребята кого-то мутузят на улице или кидают камни с угрозой задеть машину, залезают на крыши, высовываются из окон, регулярно просятся переночевать.
Знакомьтесь с родителями друзей своих детей. А если в вашем классе есть ребенок из неблагополучной семьи – не поливайте его грязью и не удивляйтесь, что мать не сдает деньги на общие нужды.
Вот этот вот хулиган из неблагополучной семьи – он и есть потенциальный сирота, которого так жаль в окошке сиротского учреждения, но совершенно не жаль, пока он ворует у детей в школе.
Только так, все вместе мы сможем во время заметить и предотвратить трагедию…
А дети любят родителей – любых.
Однажды исправлять двойки ко мне пришел ученик из неблагополучной семьи, прогульщик, несколько раз пойманный на воровстве.
Такие дети в классе срывают уроки или вообще ничего не делают, но если заставить прийти после уроков и заниматься индивидуально, то внезапно оказывается, что и память есть, и соображение. И похвала для них очень ценна, разумеется, заслуженная, ведь хвалят их так редко.
В кабинете сидело несколько таких двоечников, и после успешной сдачи одного блока заданий я вручила каждому по две конфетки. Все с удовольствием съели заслуженный трофей, а этот мальчик в подтрепанных ботинках — нет.
— Почему не ешь? – спросила я.
— Я маме отнесу, — ответил мальчик, и в его словах звучала искренняя нежность к матери. Ведь ему так отчаянно необходимы ее внимание и забота.
А на закуску очень рекомендую потратить 17 минут и посмотреть замечательный фильм «Проверка» режиссера Галы Сухановой.
Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.
Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.
Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!
Поддержать портал
Катерина
Еще учились 2 кровных брата и оба хорошо и 2 брата и оба плохо. Поэтому лично я никакой закономерности не вижу. Я младшая в семье и училась лучше старшего, моя подруга старшая и училась гораздо лучше младшего.
Гала
Присоединяюсь. Мы с братом. Одна семья, одни принципы воспитания. У меня два высших, брат — с горем пополам окончил ПТУ.
Анна Левински
В том то и дело,что с кровным не как повезет. Кровный- целиком продукт сотворчества родителей. Я как-то давно проходила тренинг «Секреты детского поведения» или «переориентация детского поведения»,там четко разбирают ошибочные решения детей по возрастанию игнорирования проблемы родителями-это привлечение внимания,потом, если родитель игнорирует, месть,затем протест. Разбирается,что родители сделали для этой ситуации и как переориентировать это поведение у ребенка. Очень интересно просто для себя,даже если нет детей. На счет учебы,знаю по себе,если даже родители ссорятся между собой,морально тяжелая атмосфера в семье,то учеба катастрофически быстро портится. Невозможно концентрироваться,ребенок в стрессе,голова просто не варит,одни мысли о ситуации в семье. Моя учитель по математике долго помню сокрушалась и не могла понять в чем проблема. Лучше тогда с ребенком заниматься дополнительно после уроков,потом эти знания очень сложно наверстать,у меня этот пробел так и остался до 11класса,и этот стресс сделал из отличницы троечницу,а это очень влияет на самооценку в дальнейшем.
Катерина
К сожалению позаниматься с каждым после уроков не получится, тк учеников очень много и у всех классов своё расписание. Да и мотивация должна быть у ребёнка прийти. Классные руководители гоняются за детьми, если разрешишь двойку переписать, а ученику всё равно — он бежит с ребятами на улицу
Если всё дело только в обстановке в семье, то почему тогда разные дети одних родителей могут относиться к учёбе совсем по-разному? Мне кажется зависит от ребёнка.
Анна Левински
Отношение к учебе в том числе зависит от очередности рождения и от того как учится другой ребенок в этой семье. Родители часто сравнивают и чтобы отличатся ребенок выбирает противоположную позицию в отношении учебы,чем его брат,сестра. Это не я придумала,так говорят опытные психологи,работающие с детьми. Порядок рождения очень влияет на формирующиеся качества у ребенка,функцию в социуме,в дальнейшем на профессию. Средним детям сложнее всего найти себя,они обычно связующее звено между кем-то(переводчики,организаторы..)А так у всех детей разная реакция на один и тот же стресс может быть. Кто-то не подает вида,но потом страдает здоровье,кто-то выплескивает,как родители своим примером научили,с них и спрос.)))
Катерина
Интересно и как влияет очередность? Кто учится лучше старший или младший?
Еще у меня учились 2 приемные девочки из одной семьи, обеим 14. Одна очень старается и настроена на поступление в вуз, другая еле успевает и мотивации никакой.
Анна Левински
Сама очередность рождения влияет на формирование качеств. Относительно учебы влияет не сама очередность,а факт того,что родители сравнивают и тот кого сравнивают подсознательно хочет отличатся,не важно чем,поэтому и обычно выбирает противоположную линию обучения. Часто же даже косвенно происходит сравнение,как только нам говорят:»Посмотри на Машу»,сразу хочется сделать по другому. Но эти процессы могут быть не осознанны ребенком. Еще мне нравится некоторые любят говорить:»Люблю тебя больше всех»,вроде ничего особенного,а соперничество зарождается.
Катерина
Даже семью из 4х детей учила — две старшие девочки и за ними брат учились весьма хорошо, самая младшая средне.
Подписка на комментарии
Ответить на комментарий
Спасибо, ваш комментарий принят и после проверки будет опубликован на странице.