Блог Яны Дворкиной. 16 месяцев после кохлеарной имплантации
16 месяцев после кохлеарной имплантации. Для меня это:
Садиться десятки раз писать этот текст и не представлять, что сказать кроме фразы: «Мы занимаемся, занимаемся, мы много занимаемся, мы занимаемся каждый день, я занимаюсь с Тошей каждый день, мы занимаемся, с нами занимаются все время специалисты…»
***
Иногда уставать. Тогда я перестаю с ним заниматься, объявляю нашему сурдопедагогу, что «мама выгорела», и ничего не делаю. Жду вдохновения и новых сил.
Читать все записи в блоге Яны Дворкиной.
Научиться смотреть с умным видом в глаза специалистов, которые работают с Тошей и радостно принимать от них все новые и новые методические пособия и распечатки. Они не увидят мой ужас от всей этой горы заданий. Мне кажется, они его не поймут.
***
Аккуратно складывать задания в папки. Вырастить их уже сантиметров на 15 и не иметь возможности перебрать. Ибо ничего не выбросишь. По каждому листу, каждому упражнению можно работать снова и снова… На самую простую картинку можно до бесконечности придумывать все более сложные вопросы и задания.
Знать, что Тоша уникален, что он — невероятный молодец. Всего чуть больше года он слышит, но как же активно включился в речь! Все время что-то говорит, все время спрашивает: «Мама, что это?» И пусть я уже ненавижу эту фразу, но он умничка, определенно рад быть в звучащем мире. Я не пожалела, что сделала этот выбор для него.
***
Смотреть со стороны, как Тошик качается на качелях с девочкой, и услышать, что бабушка этой девочки задает ему вопрос: «Как тебя зовут?», и уже привычно почувствовать падение сердца в пятки, необходимость включиться в ситуацию и даже успеть сделать несколько шагов в их сторону, чтобы подойти, остановить Тошины качельки, показать жестом, что «вот эта бабушка спрашивает» и пару раз четко повторить вопрос, чтобы он смог его разобрать… И подсказать ответ, если он опять его забыл. И вдруг услышать спокойный и громкий голос своего ребенка: «АНТОН!» Сердце так и осталось биться в пятках.
Активнее всего Тоша спрашивает: «Мама, что это?», когда на нем не надет аппарат, и он не может услышать мой ответ. Очень бесит. Ведь отмолчаться не получается, а чтобы он правильно разобрал звуки, мне приходится активно жестикулировать, проговаривать выразительно десять раз, махать руками и в итоге, сдавшись, пойти надеть ему аппарат, чтобы еще раз произнести слово. Ну, или помучить своего внутреннего перфекциониста и смириться сразу с тем, что он повторяет за мной неправильно.
***
Выучить первое стихотворение «Мячик» и обнаружить, что ребенку оно понравилось. И теперь он начинает его рассказывать каждые десять минут.
***
Стать уверенной в том, что я точно смогу выучить английский язык, если озадачусь этим. Если Тоша может выучить русский, вот так вот – слово за словом, зазубривая построение фраз, окончания и все то, что остальные дети усвоили сами собой… то я – взрослая тетка – с английским-то точно должна справиться. Без вариантов.
***
Понимать, что за все время Тоша выучил самостоятельно только два слова: «потом» и «всё». Все остальные слова зазубриваются механически, по карточкам. В неделю у нас получается выучивать по 5 – 6 новых слов.
***
Знать, сколько предстоит еще работы, и все время вдохновляться новыми и новыми задачами. Хоть их количество иногда и пугает.
***
Ощущать огромную ответственность. Перед Тошей. Перед той самой воображаемой идеальной приемной мамой, которая могла бы его взять, если бы не я (приемные родители, вам знаком образ этой женщины, да? Она так мило скрашивает жизнь))))).
***
Понимать, что каким бы молодцом он ни был, но «норму» нам не догнать… Между нами и этой нормой целая пропасть…
***
Много раз пытаться объяснить кому-то, на каком уровне развития находится Тоша и что он понимает… и сдаться. Кажется, кроме меня и наших педагогов этого никто не поймет. Очень все неравномерно и специфично.
Чувствовать, что с каждым новым выученным словом мне становится проще выстраивать коммуникацию с ним и наши отношения становятся лучше – больше возможности объясниться и быть правильно понятым.
***
Обнаружить в какой-то момент, что звукоритмика, которую мы давали ему, и которая вызывала столько споров между специалистами и осуждения в мой адрес, – отвалилась сама. За ненадобностью. Она помогла перейти к звукам и сама собой стала не нужна. Все пророчества, что он и будет так дальше говорить, помогая себе жестами, – не сбылись. А ведь я могла испугаться и свернуть с этого пути. Эх…
***
Выслушивать Тошино возмущенное нытье/вой по несколько раз за день. На каждое предложение позаниматься, на каждый вопрос к нему… Заниматься он не хочет. Никогда. И тогда я спрашиваю: «Почему ты занимаешься?» Тоша должен ответить: «Потому что хочу хорошо говорить». Пусть повторяет. Когда-нибудь он поймет ее смысл.
***
Пытаться объяснить окулисту, что Тошу можно тестировать по плакату с буквами, но вот плакат с картинками – очень сложный для нас… мы еще не выучили слово «самолет» и «гриб»… и другие… А буквы, да, мы выучили уже давно. Врач так и не понял.
***
Узнать, что русский язык невероятно сложный. Вот например, мы зимой учили сначала слово «снег», а потом я дала слово «снежинка» и объяснила, что «снежинка» – это единственное число, а «снег» – множественное. И десятки раз мы зазубривали с Тошей это наизусть, и вдруг до меня дошло, что есть еще слово «снежинкИ». Все. Я в ступоре. И как это объяснить? Разницу между снежинками и снегом? А?
***
Бояться дать Тоше учить слова «худой» и «толстый». Потому что мы еще осенью выучили слово «бабушка», и до сих пор Тоша радостно показывает пальцем на людей вокруг и кричит громко «бабушка!», гордо демонстрируя свои знания… например, женщине, которой до бабушки еще десяток лет…
Пока не будем учить «толстый», да ну его. И так можно прожить, без этого «толстого».
***
Все время задавать Тоше вопросы… бесконечно… Воспринимать любую ситуацию, любую картинку как возможность задать вопрос и поучиться: «Куда мы идем?», «Что мы будем делать дома?», «Что мы делали сейчас?», «Как мы идем?», «С кем ты идешь?», «Почему мы идем домой?» И я чувствую себя виноватой, каждый раз, когда у нас возникает пауза в «разговоре» и я никак ее не использую. Но я перфекционист, это да.
Чувствовать гордость. Все чаще и чаще. Например, когда приходят гости, Тоша теперь со всей своей харизмой провозглашает: «Здравствуйте!», и звучит это поистине шикарно. Горжусь, улыбаюсь и радуюсь.
Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.
Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.
Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!
Поддержать портал
Екатерина
Добрый день. С большим интересом читала ваш блог. Вы очень вдохновляете своим упорством. Каждый раз заходя на сайт ищу новости о достижениях Антона Как у Вас сейчас обстоят дела?
Михаил
Интересно. Конечно, много труда нужно вкладывать в этом. Как потерял слух в 1 году, я не подозревал, что не могу слышать, носил аппарат. Моя мать все время учила меня понимать слова, говорить, считать. В школе-интернате был лучшим в классе, со временем стал самостоятельно учиться, а маме легче и больше не придется учить меня. В настоящее время имею 2 мира: мир слышащих и мир глухих. Все благодаря труду моей матери. И Вам того же желаю! ???
Наталья
Здравствуйте, Яна! Как давно Вы не писали, хорошо, что наконец-то услышала Вас! У Вас с Антошей замечательные результаты, как далеко продвинулись вперед, я так рада за него, даже не хочется думать, сердце сжимается, что было бы с ним без Вас. Я от всей души желаю Вам крепкого здоровья, успехов, новых побед, шаг за шагом, только вперед! Молюсь за вас.
Джина
У вас потрясающий результат.
Анна
Яна, сколько же труда вы вкладываете!! Очень впечатлил ваш рассказ!
Иоланта Качаева
Анна, спасибо за комментарий! ПРиемным мамам, блогерам, очень приятны обратная связь, слова поддержки!
Евгения
Добрый день, Яна. Буквально на днях вспоминала вашу историю и заходила на сайт в поисках продолжения, расстроилась, что не увидела новых статей в блоге и даже немного запереживала, почему же вы не пишете о ваших успехах. А сегодня захожу и вуа-ля! Спасибо, вам, что не бросаете блог и пишите об успехах сынишки! Такие истории, как ваша, вдохновляют! И пусть между «нормой» и «уровнем развития Тоши» еще пропасть, зато вы подарили ребенку целый МИР! Без вас у него было бы только 4 стены и бесконечная смена нянечек. А пропасть (с вашим протекционизмом) вы еще сможете сократить!
Яна Дворкина
Евгения, спасибо за комментарий! Очень приятно, что мои рассказы интересны! Да, я стала меньше писать про сына, потому что весь экстрим с операциями и адаптацией закончился. Мы это все пережили. Что мне кажется очень хорошим) И жизнь вошла в какое то спокойное русло, я смогла начать работать и больше заниматься творчеством.
Подписка на комментарии
Ответить на комментарий
Спасибо, ваш комментарий принят и после проверки будет опубликован на странице.