Блог Елены Игнатовской. Бедная Лиза. Прости, что не смогла спасти

1
5220
9

Я хочу рассказать о девочке, которая сыграла важную роль в формировании моего желания стать приемной мамой. К сожалению, Лизы нет в живых уже семь лет.

Часть 16. Бедная Лиза. Прости, что не смогла спасти

Читать весь блог Елены Игнатовской.

Тему моего сегодняшнего рассказа невольно подсказала мне моя читательница Виктория в своем комментарии. Вика, спасибо Вам большое!

Речь пойдет о ребенке, который, пережив ужасы «домашней жизни» в семье алкоголиков, настолько перестал доверять миру и озлобился на всех вокруг, что не смог принять помощь и трагически ушел из жизни очень рано.

Я хочу рассказать о Лизе, девочке, которая сыграла очень важную роль в формировании моего желания стать приемной мамой. К сожалению, Лизы нет в живых уже семь лет.

Накануне даты ее гибели, 11 марта, я хочу рассказать Лизе, чтобы вспомнить ее и в очередной раз напомнить всем, как страшна бывает жизнь детей с мамами, которым ничего кроме спиртного не интересно в этой жизни, и как важно вовремя помочь такому ребенку. У меня не получилось, и я до сих пор чувствую свою ответственность за то, что произошло с этой девочкой.

Лиза родилась в притоне, именно так можно назвать квартиру ее мамы. Прямо на полу в пьяном угаре мама Лена подарила жизнь своей крошечной дочке, сама этого не заметив. Видимо, алкоголь — очень мощная анестезия.

Мы познакомились с Лизой, когда мой старший сын пошел в первый класс. На празднике я обратила внимание, что одна девочка из нашего класса выглядит гораздо старше других первоклашек (Лизе было уже 9 лет, когда мама, наконец, решила отдать ее в школу).

Кроме того, внешность девочки была необычной. Тогда я не поняла, что это за особенность такая. Стала изучать заинтересовавший меня вопрос, оказалось, у девочки ФАС (фетальный алкогольный синдром). Очень широкая переносица, узкие глазные щели. Лиза была похожа на инопланетянина, так мне тогда казалось.

Ее мама не просто употреблял алкоголь во время беременности, она беспробудно пила. И я сомневаюсь, что она вообще знала о своем «интересном положении» до определенного момента…

У Лизы был старший брат. К счастью, парень жив, сейчас у него своя семья. Назвать ее благополучной, конечно, нельзя. Но он продолжает жить, а Лиза — нет.

В сентябре 2008 года, через неделю после начала занятий, мой сын принес домой «подарок». В его беленькой маленькой голове я заметила каких-то «мошек», показала мужу, и он спокойно сказал, что это обычные вши. Что со мной было! Меня прямо начало трясти: как у моего ребенка могли оказаться насекомые?!

Выяснилось, что мой Артем сам подсел к Лизе (девочка сидела одна за партой), и они вместе собирали конструктор на перемене. Потом они сидели вместе на уроках, и вши за это время успешно мигрировали с Лизиной головы на новое место жительства — голову моего сына. Вот так мы познакомились с Лизой поближе. Насекомых мы успешно вывели, и я подарила Лизе флакончик антипедикулезного спрея, объяснив, как им пользоваться. Надеялась, что он нам больше не понадобится.

Дальше наше с Лизой общение ограничивалось редкими встречами в школьном коридоре, во время которых она всегда меня обнимала.

В следующем учебном году мне предложили вести в школе танцевальный кружок, и Лиза записалась на танцы. Она очень старалась, не пропускала занятия, я ее хвалила, даже если ничего не получалось.

Девочка уже тогда становилась похожа на ощетинившегося ежика. Если дети делали ей какое-то замечание, Лиза начинала кричать на них и плакать, она становилась агрессивной, случались истерики. Приходилось долго успокаивать ее.


Помимо органического поражения мозга, которого практически невозможно избежать, если мать употребляет алкоголь во время беременности, психика ребенка была искалечена равнодушием и отсутствием материнской заботы, а также, тем, что ей пришлось увидеть и пережить в ее семье. Жестокость — не только побои, но и безразличное отношение, а этого в семье Лизы было предостаточно.

Ближе к Новому году мы начали готовить традиционный для детского утренника танец снежинок. Лиза принесла свое платье заранее. Я ее попросила об этом, хотела убедиться, что у ребенка оно есть. Она много говорила о своем красивом розовом платье, которое мама ей купила. Бедная девочка, ей так хотелось, чтобы это было правдой! На самом деле платьице подарили сердобольные соседи, и Лиза успела уже его порядком износить и испортить.

Вечером того же дня я занималась реставрацией старенького платьица: стирала, зашивала его. Потом украсила его красивыми цветочками и ленточками, получился очень приличный наряд. Для Лизы я купила корону и палочку феи, перед праздником позвала девочку к нам в гости.

Кстати, муж тогда был против. Он хорошо знал эту неблагополучную семью, боялся, что она что-то может украсть, ведь, действительно, девочка в школе воровала. Но это не помешало нам с Лизой основательно подготовиться к празднику: я вымыла ей волосы, искупала ее, одела новые трусики и колготки, их я купила специально для нее. Мы сделали красивую прическу, и несмотря на своеобразную внешность, Лиза выглядела ухоженной и красивой девочкой.

Мама Лизы знала, что девочку готовит к празднику абсолютно чужой человек, но ей было все равно. На утренник она не пришла, хотя девочка ждал маму. Тогда я очень переживала за Лизу, мне было жаль ее, но сделать ничего я не могла.

Позже я стала классным руководителем Лизочки. В подростковом возрасте у ребенка начались новые проблемы. Лиза уже была практически неуправляемым подростком. Их с братом несколько раз забирали органы опеки и отвозили в приют, откуда дети благополучно сбегали. Как объясняла потом Лиза, она не хотела сидеть в «тюрьме», ведь привыкла жить без каких-либо ограничений.

Девочка воровала, в их доме, помимо алкоголиков, появились наркоманы. Много раз я посещала их семью. Скажу честно, иногда мне было очень страшно…

Почему же детей не изъяли из этого притона? Да потому, что как только детей забирали в приют, мать разворачивала бурную деятельность, направленную на возвращение наследников в «лоно семьи». Какие-то человеческие чувства у нее все-таки, оставались.

Нужно отдать ей должное, в квартире никогда не было беспорядка и грязи, еда у них была всегда, лишить ее родительских прав можно было только за то, что она употребляла алкоголь. Но за это прав не лишают…

Все остальное было очень сложно доказать, ведь, когда приезжали сотрудники опеки и инспекции по делам несовершеннолетних, в доме не было посторонних, мать была вменяема, в холодильнике стояла еда, в доме был порядок, за что ее лишать прав?! Да и сами дети были категорически против того, чтобы их забрали от матери, это может казаться странным, но дети ее любили по-своему.

Трагедия произошла в ночь на 11 марта 2013 года. Лизе тогда было 13 лет, они с подругой надышались какого-то клея, Лиза умерла. Подробности этой истории так и остались покрыты мраком. Были ли девочки одни или с ними был кто-то из маминых приятелей, полиция так и не выяснила.

Меня, как классного руководителя, допрашивали, я писала очень много объяснительных и постоянно спрашивала себя, что я не сделала для нее, как я могла еще помочь?

Конечно, я и до трагедии считала, что единственное правильное решение для этого ребенка — разлучение с горе-мамашей. Потом очень жалела, что не добивались этого, но что стало бы с ней в детском доме, кто знает… Но может быть она бы осталась жива, а теперь ее нет.

Лиза, прости, что я не смогла спасти тебя.

Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.

Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.

Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!

9 комментариев
  • Irina Sib

    Очень жаль таких детей… Родственники брали девочку Оксану в возрасте 11 лет под опеку, но позже не справились с ее поведением. В итоге жизнь девушки оборвалась тоже трагически (падение с высоты). Подробности не знаю…

    7 сентября 2020
    • Елена Игнатовская

      Какой кошмар жаль, что не справились и некому было помочь!

      4 ноября 2020
  • Елена

    Наша история тоже трагична, только Дочка моя умерла от остановки сердца, ей было 13 лет, 11 лет она была с нами, первые два года в доме ребёнка, не знаю почему уходят дети….

    9 марта 2020
    • Иоланта Качаева

      Елена, какая трагедия… Сочувствуем вам! У вас есть еще дети?

      9 марта 2020
    • Елена Игнатовская

      Примите мои соболезнования, это самое страшное, что может случиться, дай Бог вам сил пережить это горе.

      12 марта 2020
  • Инна

    Мы очень часто чувствуем себя виноватыми за чужое горе…. но, к сожалению мы не в силах объять необъятное… вашей вины в этой трагедии, я считаю, уж точно нет!

    6 марта 2020
    • Елена Игнатовская

      Спасибо большое, умом я это тоже понимаю, но на душе горько.

      7 марта 2020
  • Мария

    Какая трагическая история! Хорошо, что в жизни Лизы были Вы и нормальное человеческое отношение.

    6 марта 2020
    • Елена Игнатовская

      Спасибо большое, в её жизни было слишком много «нечеловеческого», «недетского». Такого не должны знать дети, но мир жесток, к сожалению.

      7 марта 2020