Жилье для сироты: 7 препятствий на пути к своей квартире
Какие препятствия нужно преодолеть выпускнику детского дома, чтобы получить свою квартиру? Об этом корреспонденту фонда «Измени одну жизнь» рассказал Антон Рубин, руководитель региональной общественной организации волонтеров Самарской области «Домик детства». Антон и его коллеги занимаются постинтернатным сопровождением бывших детдомовцев. В частности, помогают им решать проблемы с жильем.
Антон Рубин, руководитель региональной общественной организации волонтеров Самарской области «Домик детства»
1. А есть ли очередь?
«Воспитанников детского дома, которым квартира положена по закону по достижении совершеннолетия, должны ставить в очередь на жилье в 14 лет. Этим обязаны заниматься социальные педагоги. Но так происходит не везде и не всегда.
Постановка в очередь происходит без участия ребенка, он об этом, как правило, ничего не знает, ему об этом никто ничего не сообщает. К нам, в «Домик детства» приходят ребята, которые обращаются за какой-то бытовой помощью, — они очень удивляются всегда вопросу об этом. Нам самим приходилось делать запрос в департамент имущества и выяснять, стоит ли такой-то выпускник в очереди на жилье. И если нет — помогать ему вставать в очередь.
2. Перевод из детдома в детдом: «Кто последний?»
Если ребенок все же был поставлен в очередь в 14 лет, может появиться проблема, связанная с его переводами из одного детского дома в другой. Особенно если учреждения находятся в разных муниципальных образованиях.
Воспитанницу детдома в Самаре Аню поставили в очередь на жилье в 14 лет. Через какое-то время Аню перевели в детский дом в Сызрани. С очереди в Самаре ее сняли и поставили в Сызрани, в самый конец. В 18 лет Аню снова перевели в Самару, учиться в училище — и сняли с очереди в Сызрани, и поставили в очередь в Самаре. Опять в самый конец. Аня стоит в очереди уже несколько лет, но до сих пор — почти последняя в списке на получение квартиры.
3. Где жить, пока квартиры нет?
Пока выпускник детского дома ждет своей квартиры в очереди, ему надо где-то жить. Самарский региональный бюджет, в соответствии с федеральным законодательством, компенсирует сиротам в очереди найм жилья.
Правда, для этого человек сам должен найти себе жилье, сам должен договориться с собственником, который обязан заключить договор с органами опеки и платить налоги от доходов, так как все выплаты идут через госбюджет. Но далеко не каждый арендодатель захочет пускать на квартиру сироту, ведь детдомовцы — сильно стигматизируемая категория граждан. И далеко не каждый собственник захочет вступить в отношения с государством, и не каждый хочет платить налог. Но нам удается находить таких людей.
Кроме того, есть ограничения и по цене — сирота может снять комнату стоимостью не более 5 тысяч рублей в месяц или квартиру не дороже 10 тысяч рублей. В Самаре найти жилье по таким расценкам практически невозможно, разве только оно находится на отшибе или совсем «убитое». Бывает, договор заключается на 10 тысяч рублей, а выпускник детского дома сверху приплачивает собственнику из своего кармана.
Если жилье в найм найти не удается, ребята живут у таких же выпускников детского дома, как и они сами. Это ведет к повторению атмосферы и привычек учреждения, к конфликтам с соседями. Выпускники тяжело социализируются в таких условиях — потому что, по сути, остаются в детском доме.
4. Две очереди — кто быстрее
Если выпускнику детского дома негде жить, то мы помогаем ему подать в суд заявление о внеочередном предоставлении жилья. Чаще всего суд занимает сторону сироты — признает его нуждающимся, выписывает судебное предписание. И выпускник снова попадает в очередь — только теперь уже из тех, кто ждет квартиру по таким же предписаниям после суда.
Получается, у нас фактически две очереди на жилье — те, кто стоят просто, и те, кто стоят по предписанию. Вторая двигается быстрее, потому что за невыполнение предписаний суда чиновников штрафуют. Бывает, что человек, стоящий в очереди на квартиру семь лет, никак не может ее получить, а тот, кто обратился в суд, получает ее за полгода. Это приводит к росту недовольства среди выпускников детских домов по отношению друг к другу.
Кстати, специальных оснований для обращений в суд нет. Нужно только желание отстоять свое право на положенную законом квартиру, если тебе негде жить.
5. Три отказа — «вас здесь не стояло»
Когда, наконец, подходит очередь, начинается этап согласования квартиры. Если выпускник детдома три раза откажется от предоставляемого жилья, то это карается снятием его с очереди. А отказываться приходится часто.
Несколько лет назад девушка с инвалидностью и двумя малолетними детьми получила ключи. Вместе с ней мы поехали смотреть — но не смогли даже войти в квартиру. До этого там тоже жил выпускник детдома, освободилось жилье после смерти собственника. Умер он один, дома, летом — и никто его не искал две недели. Подъезд был обложен веточками каких-то растений, которые, по замыслу жильцов, должны были «справиться» с трупным запахом. Дверь в квартиру были забита тряпками. В итоге девушка от квартиры отказалась — ей выдали другую.
Если бы это был ее третий отказ, то мы бы пошли в суд. Жилье должно соответствовать санитарно-гигиеническим нормам.
Одному парню, Диме, квартиру выдали в новостройке на отшибе, в отдаленном поселке, который по бумагам находится в черте города, но фактически туда очень долго и сложно добираться. «Скорые» туда едут по полтора часа, а Диме это критично: у него диабет, он часто попадает в больницу из-за приступов. Жить в квартире он не может, живет у друзей.
Он не стал отказываться от предложенного варианта, потому что не знал о правиле трех отказов — и его пугали, что вообще ничего больше не дадут.
6. Неумение пользоваться жильем
После получения квартиры выпускники остаются наедине с другими проблемами. Не умеют снимать показания счетчиков, платить за жилищно-коммунальные услуги, не умеют вести быт. У них быстро копятся долги, возникают конфликты с управляющими компаниями, с соседями.
7. Квартира от государства не положена, но…
Не всем выпускникам детских домов положена квартира. Например, если родители ребенка не лишены родительских прав, а находятся в местах лишения свободы. Или они умерли — и жилье стоит пустое. Но с этим тоже бывают проблемы — и часто.
Парень с трех лет рос в детском доме после смерти мамы. Квартира у него была, стояла закрытая. Но когда он вернулся, то обнаружил космическую сумму долга за ЖКУ, потому что в течение 15 лет начислялись платежи.
Когда собственника квартиры нет — долги по наследству переходят ребенку, вышедшему из детского дома. Чаще всего удается часть списать, собрав справки о том, что выпускник детского дома в квартире не проживал. Это бывает сложно, потому что не все перемещения из учреждения в учреждение можно документально подтвердить. Часть долгов остается — и тут должна вестись работа в индивидуальном порядке.
Или вот такая история. Жили брат с сестрой, их мать была лишена родительских прав. Они стояли в очереди на жилье, которое им было положено. Но мать их умерла — и их убрали из очереди. Органы опеки мотивировали это тем, что теперь брат и сестра могут жить в квартире родительницы. Жилье это оказалось к жизни не пригодным — после пожара, без окон и дверей, притон, долги за ЖКУ.
Последние полгода мы бьемся над тем, чтобы брата и сестру восстановили в очереди. Но проблема в том, что признать квартиру непригодной для жизни невозможно — можно признать непригодным только целый дом.
Можно ли решить жилищные проблемы выпускников детских домов раз и навсегда? Я думаю, что сделать это можно только одним способом — устроить так, чтобы все дети росли в семьях».
Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.
Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.
Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!
Поддержать портал