Так воспринял первую встречу в Семейном центре с будущей приемной мамой Юлией Кириковой 12-летний Артем. Об этом он рассказал Юлии, когда пришел в ее семью в последний день марта
Приемная мама подробно рассказывает и о первой встрече с Артемом, и о первых месяцах адаптации, и говорит, что помимо поддержки родных ей очень помогли онлайн-курсы нашего фонда «Тест-драйв приемного родительства» и «Экстремальное родительство: подростки-сироты».
Теперь у Артема есть родители.
О семье
В нашей семье до недавнего времени было двое детей.
Старшая – Катерина (30 лет), взрослая, самостоятельная. Живет уже давно отдельно от нас с молодым человеком. Работает в Российской Академии наук в Институте социологии. Всегда нас поддерживала в желании взять под опеку детей.
Младшая – Милослава (19 лет), студентка 3-го курса Московского государственного психолого-педагогического университета, учится на факультете «Организация работы с молодежью».
С 31 марта 2023 года в нашей семье появился третий ребенок, приемный – Артем, подросток 12 лет. Его 13-летие отметили уже у нас дома, в апреле. Артем перешел в 7-й класс средней школы.
О желании взять в семью ребенка
Решение стать приемными родителями зрело в наших головах уже давно. Впервые о приемном родительстве мы задумались более 9 лет назад. В тот момент старшая Катерина уже отделилась от нас, стала жить отдельно.
Читать также — 5 шагов к принятию ребенка в семью
Посоветовавшись с детьми, мы приняли решение собирать документы для опеки. В тот момент даже обучение в Школе приемных родителей не требовалось. Мы собрали все документы и поехали в опеку. Нам осталось пройти медицинскую комиссию.
Сначала дочь сказала: «Нет»
И именно в тот момент младшая дочь осознала, что наше решение серьезно, и мы действительно собираемся взять в нашу семью приемных детей. Она сказала свое четкое «нет», и решение этого вопроса мы отложили на неопределенное количество времени.
Читать также — «Как подготовить кровных детей к появлению приемного»
Время шло, часто мы возвращались к этому разговору, обсуждали, что могли бы снова начать собирать документы, но обстоятельства складывались не совсем подходящие. Было и отсутствие работы, и безденежье, и потеря бизнеса.
За эти девять лет в нашей жизни произошло огромное количество событий – и плохих, и хороших. Наконец-то появилась постоянная, стабильная работа и у супруга, и у меня, мы купили большой дом за городом и переехали в него, младшая дочь закончила школу и поступила в институт.
Так сложилось, что выбрала она несвойственное до этого ей направление в учебе – работу с детьми и молодежью. И это ее увлекло.
Стала вожатой и поменяла мнение
Сразу же после первого курса дочь пошла работать в лагерь вожатой.
И после первой отработанной смены сказала, что теперь нас понимает, дети все разные, и она была бы не против, если бы мы взяли детей под опеку в свою семью.
УРА!!! Все свершилось! В это же лето мы с супругом быстро собрали все документы, оформили медицинские заключения, прошли школу приемных родителей и в сентябре уже получили свои свидетельства об окончании ШПР.
Страхи были и еще остаются
Страхи, что не справимся, существуют и по сей день. И это не неуверенность в своих силах, а именно сомнения, можем ли мы дать детям именно то, что им необходимо.
Артем прощается с Семейным центром, едет домой с родителями.
Лично мое мнение, что сомнения – это нормальная работа мозга. Страшнее, когда у человека сомнения отсутствуют. Именно тогда непонимание всех забот и проблем, которые могут свалиться на голову, и приводит к отказам.
Читать также — Чего вы боитесь? 12 страхов приемных родителей
В ШПР было очень интересно наблюдать за людьми, которые пришли туда совершенно по разным мотивам. Кому-то было скучно, у кого-то были свои внутренние проблемы, которые требовали решений, и люди почему-то решили, что приемное родительство — именно это решение. У кого-то жизнь складывалась таким образом, что пройти школу было необходимостью.
Школа приемных родителей – это не только полученные знания, но и определенный опыт человеческого общения и понимания того, что к приемному родительству приходят с совершенно разными смыслами и целями и совершенно разными путями.
Друзей и родственников мы не посвящали в свои планы. Единственным человеком, который знал о нашем решении, была моя мама – педагог с огромнейшим стажем работы с детьми.
Ее уверенность в том, что мы справимся, придавала лично мне сил, чтобы двигаться в этом направлении. Мама поддерживала нас, подбадривала и до сего дня поддерживает и помогает – и советом, и делами.
Наш приемный первенец
Артем – наш первенец. Ребенок с очень сложной, и в то же время с очень простой судьбой. Из обычного городка Подмосковья.
Родился в обычной семье, мама с папой расстались, папа ушел к другой, мама бросилась в объятия мужчин. Так и жили. У мамы появлялись и появлялись новые мужчины, новые дети (на ноябрь 2022 года она родила уже семерых).
Перед отъездом домой Артем спросил у мамы, большая ли у них машина, боялся, что все его вещи могут не поместиться.
Старшие дети уходили на задний план, и внимание на них обращалось только тогда, когда маме нужно было уйти, а с младшими детьми некому было сидеть. Вот тогда и возникала потребность в старших.
Были страшные мужчины, которые били детей, от самого старшего – Артема — и до самых младших. Предлагали выпить вместе с ними, издевались. Всякое было.
Естественно, при таком образе жизни семья неоднократно попадала в поле зрения органов опеки и ОДН. Артема изымали из кровной семьи 2 раза (в 7 и 9 лет примерно, сам он не помнит).
На третий раз его изъяли окончательно, так как с конца сентября 2022 до февраля 2023 года он не ходил в школу, мать его скрывала от органов опеки, не хотела, чтобы его забрали.
Младшие дети уже были в детском учреждении, двоих из них уже забрали в приемные семьи и семьи кровных отцов. С мамой оставался самый младший ребенок и самый старший.
В ноябре 2022 года решением суда мать была лишена родительских прав на всех детей, кроме младшего. И в феврале 2023 года Артема поместили в Центр. В пятницу его привезли туда, а во вторник я уже была там и знакомилась с ним.
Мне позвонили из опеки и сказали: «Есть мальчик, приезжайте, знакомьтесь, его срочно нужно забрать в семью».
Так и состоялось наше сумбурное знакомство в день всех влюбленных, 14 февраля 2023 года.
Нервы на пределе
Я приехала в город, в котором находился Артем, ближе к обеду, так как дорога заняла четыре часа. Выматывающие пробки, дождь вперемешку со снегом, все очень напрягало, доводило до исступления и не давало расслабиться и подготовить себя ко встрече. Напряжение только росло.
Первый день дома. Знакомство с каждым членом семьи, в том числе и четвероногим.
И к моменту прибытия в опеку я понимала, что очень волнуюсь. Еле нашла место на парковке, собрала кучу своих документов и отправилась в опеку за направлением.
Каково же было мое изумление, когда я не смогла просто попасть внутрь здания. Все кругом закрыто. Учитывая, что я и так была на взводе, отсутствие нормального входа в опеку меня просто обескуражило.
Наматывая круги вокруг здания, я пыталась внутренне расслабиться и успокоиться. Я приехала на встречу к мальчишке, о котором не знала совсем ничего, я даже не знала, как он выглядит! А-а-а-а!
Внутри меня кричала моя критикующая половина: «Куда ты приехала? Зачем тебе это нужно? Не жилось тебе спокойно!!!» Началась трясучка.
И тут я увидела, как открывается дверь, в которую я так безуспешно стучалась. Ко мне вышла специалист, с который мы предварительно договаривались о встрече. Ну наконец-то!!!
Я выдохнула. Но не тут-то было! Специалист сказала: «Сидеть и оформлять документы некогда, ребенок через сорок минут должен уйти в школу, так что бегом в Семейный центр знакомиться!!!» И я снова побежала!
Артем подумал, что я «тетка из опеки»
В семейном центре меня уже встречали. Быстро раздели, дали бахилы и проводили на второй этаж. Меня встретила психолог центра и отвела в отдельную комнату, чтобы познакомиться со мной и немного рассказать о мальчике, к которому я сломя голову примчалась.
Мы поговорили, задавали друг другу вопросы, и я поняла, что человек, который сидит напротив меня, искренне желает Артему (я уже знала, как зовут нашего мальчишку) только хорошего и вопросы задает мне не из праздного любопытства. Я немного выдохнула.
Читать также — Первая встреча с ребенком
Меня практически взяли за руку и отвели в другой кабинет, где меня совсем не ждал напряженный пацан, смешной в своей простоте, очень худой и высокий. Первое, на что я обратила внимание – это его длинные «музыкальные» пальцы.
Артем на рыбалке с папой.
И мы начали наш разговор. Я рассказывала про себя и нашу семью, задавала ему вопросы и слышала односложные ответы. Мне казалось, что разговор не идет, что заполняю своим «щебетанием» паузы, боюсь тишины и молчания. Казалось, что говорить не о чем, я не совсем понимала, о чем я могу его спросить, а о чем лучше не заводить разговор и была очень осторожна.
Полчаса пролетели, и Артем засобирался на обед. Потом ему нужно было в школу. А я отправилась назад в опеку оформлять свои бумажки.
Самое смешное, что позднее, когда Артем был уже дома, я спросила у него, что он думал про нашу первую встречу, и он мне ответил: «Я вообще думал, что пришла какая-то тетка из опеки и решила со мной поболтать. Только не понял, почему она столько про себя и свою семью рассказывала!» Вот так-то!
Потом было еще множество встреч. Мы ездили с супругом вместе, ездили с младшей дочерью, снова вдвоем. Очень много общались по телефону, переписывались каждый день, созванивались. Налаживали контакт и ждали, пока нашему ребенку сделают «медицину».
У меня почему-то даже не возникало мысли, что можно его не забирать, что можно искать кого-то еще. Что есть другие мальчишки.
Почему-то сразу появилась какая-то ответственность и было принято решение, что мы общаемся дальше. Все шло к тому, что мы забираем Артема.
«А у Вас большая машина? Просто у меня вещей много»
И вот, наконец, все документы готовы, справки собраны, комната готова.
Нам позвонили из опеки и сказали, что можно приезжать и забирать «нашего мальчика». Рано утром мы с супругом выдвинулись в сторону города. Всю дорогу молчали, почему-то не было слов. Очень долго ехали, стояли в пробках, пытались их объехать, снова как будто прорывались.
Первый улов.
Приехав в опеку, заполнили множество бумажек, бегали в МФЦ, все длилось как-то очень неспешно. Время шло, я понимала, что чем позже мы выдвинемся в сторону дома, тем дольше будем ехать, т. к. вечер пятницы не предвещал легкой дороги. Подмосковье в пятницу – это сплошные пробки.
И Артем постоянно звонил и писал, волновался, спрашивал, когда мы будем. Нужно ли ему идти на обед, что ему собирать с собой, заедем ли мы куда-нибудь по дороге и еще сто вопросов, которые требовали ответа здесь и сейчас. Волнение было у всех.
Самый смешной вопрос от него: «А у вас большая машина? Просто у меня вещей много».
Я еще подумала, что же мы не поехали на большой машине, вдруг, правда, все не влезет?
Прощание с Центром, первой учительницей и одноклассниками
И вот, наконец, нас отправили в Семейный центр. Артем был уже готов. Супруг пошел за вещами, а я со специалистами Центра занималась с бумагами. Потом спросила у супруга: «Вещей много?» Усмехнулся, промолчал.
Забрали три пакета. В одном из них был баскетбольный мяч – подарок психолога центра, в другом большая мягкая игрушка, в третьем – вещи. Одни спортивные штаны, куртка, пара футболок, пара рубашек, носки, трусы, школьные брюки и футболка для школы. Все остальное на нем. Еще была одна пара кроссовок, резиновые шлепки и тапочки для дома, которые были малы. Вот все это богатство мы загрузили в багажник нашего авто.
Потом прощались с Центром, с его детьми, воспитателями, поварами, психологами, охранницами и другими специалистами. Все очень тепло говорили об Артеме. Было как-то грустно даже.
Ранее, мы договорились с ним, что в день нашего отъезда обязательно заедем в школу к его первой учительнице и в школу, где он учился, чтобы попрощаться с одноклассниками.
Обещанная поездка к первой учительнице – это отдельная тема. Очень теплая и грустная встреча, слезы, прощание, какая-то растерянность и чувство какой-то необъяснимой потери, щемящее в груди.
Потом встреча с мальчишками и девчонками — одноклассниками. На этой встрече я уже не присутствовала, дала ему попрощаться самостоятельно. Провожал его супруг.
Все дела сделаны, все встречи окончены, вещи уложены, бумаги подготовлены. Мы садимся в машину, последний раз окидываем взглядом Семейный Центр и отправляемся домой.
Дорога домой была очень тяжелой. В дороге молчали, редко перебрасывались словами. Ехали почти шесть часов и дома были только около 10 часов вечера.
Жизнь Артема круто изменилась
Артем у нас очень интересный пацан. Естественно, вырос практически на улице, в кругу таких же пацанов. И все у них по понятиям, по-пацански.
Артем успел уже и в гонках поучаствовать.
Мальчишка простой, и в то же время очень сложный. Ему очень сложно концентрировать свое внимание, останавливаться на чем-то одном, порой он очень расторможен, а временами впадает в апатию.
Я прекрасно понимаю, что его характер пока для нас закрыт. Но надеюсь, что мы его все же узнаем. Пока я вижу, что мальчишка очень добрый, готов идти на помощь.
Ему очень сложно, ведь его жизнь круто изменилась. Раньше кровная мама со своим мужчиной и пятью детьми жили в одной маленькой комнате, теперь у Артема своя светлая комната, своя «норка», в которую он сбегает при первой же возможности.
Иногда это напрягает, но я прекрасно понимаю, что сейчас ему это необходимо. Ему безумно не хватает общения с друзьями, он каждый вечер на связи с ними по телефону. Мальчишка очень ранимый, ему хочется быть своим, но пока не очень получается. Мы все стараемся.
Сейчас задумались о втором мальчишке. Артем просит, хочет, чтобы у него был «братишка». И учитывая, что заключение у нас на двоих мальчишек, сейчас ищем друга Артемке.
Помогает разговор по душам
Адаптация у нас сейчас в самом разгаре. Это вообще очень сложный процесс. Качели, на которых нужно удержаться всем. Главное не слететь с них в самом низу или на взлете.
Я увидела, что такое подростковые истерики. Настоящие, со слезами, со всхлипываниями, со словами: «Верните меня обратно, раз я вас не устраиваю». Очень тяжело морально все это проходить. Но это нужно и ему, и нам. Мы вместе растем.
Временами между нами тепло, временами возникает какое-то охлаждение. Именно это я и называю «качелями». В такие моменты помогает разговор по душам. Стараюсь не отпускать его, а успокоить и проговорить все, что его беспокоит.
Поняла, что в настоящий момент он хочет, чтобы ему доверяли. Но это сложно, учитывая, что он врет. Не со зла, а просто потому, что так привык жить. Так научила его предыдущая жизнь.
Так что в данной ситуации учимся жить и сосуществовать вместе, в моменте, в настоящем времени, не заглядывая в далекое будущее.
Об участии в «Тест-драйве приемного родительства»
«Тест-драйв приемного родительства» – это онлайн курс, который дает возможность еще раз внимательно оценить свой потенциал и понять, в какой момент времени лучше стать приемным родителем.
Артем с Юлией.
Оценивать свои возможности нужно очень трезво, «розовые очки» слетят сразу же после окончания «медового месяца».
Это курс дал мне возможность еще раз изучить интересующие меня темы про подростков и какие-то полученные знания применить на практике.
Сейчас в адаптации с Артемом нам очень помогают, по возможности, наша старшая дочь и мои родители.
В консультации психолога фонда на сегодняшний день мы пока не нуждаемся, но при первой же необходимости обязательно обратимся. Ведь это огромнейший ресурс для приемных родителей!
Дети не должны жить в детских домах
Дети и система – это понятия несовместимые.
Лично знакома с детьми из системы, которые в силу своей неуверенности и боязни не могут уйти из детских домов в замещающие семьи. Система их ломает, загоняет внутрь все комплексы и страхи, холит их и лелеет, растит и приумножает.
Дети из системы – это дети с поломанной психикой и отсутствием веры в себя и свои силы, с отсутствием элементарных понятий об устройстве семьи, о взаимопомощи.
И еще один очень немаловажный фактор – это люди, которые управляют этой системой. В процессе поиска детей столкнулись с совершенно противоположным отношением специалистов опеки и детских учреждений.
Есть люди, целью которых является устройство детей в семьи, а есть обратная сторона – «специалисты», которые делают все, чтобы дети никуда из этой системы не делись.
Становится очень грустно и горько от таких руководителей и специалистов.
Фото — из семейного архива Кириковых.
Дизайн — Наталья Лунькова.
Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.
Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.
Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!
Поддержать портал
Валентина Тиняева
Спасибо вам за то, что подарили опору мальчишке! Это очень важно для него.
Юлия
Мы все дружно очень стараемся. По крайней мере, так хотелось бы думать). Спасибо)
Подписка на комментарии
Ответить на комментарий
Спасибо, ваш комментарий принят и после проверки будет опубликован на странице.