«Возьмем одногодку, будут как близнецы, все время вместе, это удобно, общие занятия и общий режим, а еще и друг есть постоянно рядом», - так могут рассуждать кандидаты в будущие приемные родители
И, действительно, кажется, что это значительно проще – два ребенка одного возраста, не нужно разрываться и планировать разные занятия, даже одежду и обувь можно покупать одного размера.
А может так получиться, что будущие родители ничего не планировали, но получилось, что ребенок по возрасту — ровесник кровного. И получились условные «близнецы».
Какие «подводные камни» могут ожидать приемных родителей двоих детей-одногодок?
Разбираемся вместе с психологом фонда «Измени одну жизнь» Джессикой Франтовой.
1. Первая сложность касается и кровных братьев и сестер
В паре дети имеют свойство быстро терять свою индивидуальность, к ним обращаются как к единому целому: «Наши малыши», «двойняшки», «мелкие». Может так получиться, что их одинаково одевают и путают.
Бывает, что такое объединение приводит к тому, что дети просто замыкаются друг на друге, и им не нужны окружающие.
Случается и другое — стремясь доказать свое отличие и индивидуальность, кто-то из пары начинает демонстрировать сложное поведение, чтобы обратили внимание на «меня», а не на «нас».
Поэтому крайне важно одевать детей по-разному, обращаться к каждому по имени, уходить от обезличенного «дети», «ребята» к персональному обращению.
И стараться, хоть это и может быть сложным, находить хотя бы несколько минут в день на то, чтобы побыть наедине с каждым, найти для каждого персональное занятие, соответствующее его или ее интересам.
2. Паспортный и психологический возраст
У ребенка, имеющего травму потери, психологический возраст (а иногда и физический) отличается от паспортного. Проще говоря, они выглядят младше, меньше весят и могут вести себя как дети более младшего возраста.
В ШПР объясняют, что ребенку необходимо вернуться назад (регресс) для того, чтобы прожить все то, что не было прожито, получить опыт взаимодействия с родителями «с самого начала».
Когда рядом есть сиблинг (брат или сестра), в чье развитие не вмешивался травматический опыт, у родителя невольно возникает желание как можно быстрее «дотянуть» приемного ребенка до его уровня. Родитель видит, что один ребенок может сделать какие-то действия, так почему же не может другой? У него есть и руки, и ноги, и голова, чтобы совершать эти действия.
Сравнение происходит, осознанно или нет, и оно будет, конечно же, не в пользу приемного ребенка. Первые годы он будет выглядеть менее успешным.
Если дети уже взаимодействуют с социумом (ходят в детский сад), то родитель сталкивается с необходимостью отвечать на вопрос о том, почему дети развиваются настолько по-разному.
Все эти факторы могут привести к тому, что родители будут слишком стремиться «идти вперед», лишая ребенка возможности развиваться по собственной траектории. Это может привести к разочарованию в ребенке, его неуспешности на фоне брата или сестры, к мыслям о собственной родительской некомпетентности.
При приеме ребенка лучше придерживаться другого «летоисчисления». Ребенку столько лет, сколько он прожил в вашей семье – даже если ему сейчас 6, а в семье он полгода, более реалистичные ожидания от его поведения и взаимодействия с другими лучше строить вокруг этой цифры- 6 месяцев.
3. Сложные поведенческие проявления
К сожалению, травматический опыт накладывает свой отпечаток на то, как ребенок взаимодействует с миром. Приемные родители могут столкнуться с агрессией, истерикой, порчей вещей и другими сложностями.
Когда рядом есть одногодка, в отношении которого уже есть наработанные алгоритмы воздействия, кажется, что они автоматически будут работать и на новом ребенке. Но травма развивается по своим законам, поэтому родители могут столкнуться с тем, что их алгоритмы «не работают».
Это вызывает растерянность и непонимание, ведь рядом же есть другой ребенок, он понятен, а этот — нет. К сожалению, в ряде случаев это может трансформироваться в отвержение ребенка, идею о его «испорченности», «инаковости», что может, в свою очередь, способствовать возврату ребенка в учреждение.
Когда в семью приходит ребенок с травматическим опытом, важно помнить – травма может проявляться в самых разнообразных поведенческих проявлениях и наработанные алгоритмы взаимодействия могут оказаться неэффективными.
Вместе со специалистами можно разобраться с тем, что происходит и как помочь ребенку. Но для первого шага необходимо осознание – травма имеет влияние, и «одинаковые» по возрасту и даже внешности дети могут вести себя совершенно по-разному, исходя из того опыта, который был в их предыдущей жизни.
Дорогие приемные родители!
Вас тревожит вопрос адаптации ребенка или вам важно узнать мнение специалиста по вашей проблеме? Пообщайтесь со специалистом на бесплатной онлайн консультации
Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.
Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.
Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!
Поддержать портал
Надежда
Мы забрали дочку в 1,6 года, на тот момент нашему кровному было 10 месяцев. И мне, как я считаю, очень помогло, что у них такая маленькая разница в возрасте. Во-первых дочька глядя на брата гораздо быстрее и легче адаптировалась ко всему, начиная от купания, взаимодействия с игрушками, к другим домочадцам и заканчивая детским садом, т.к. они и в сад ходят в одну группу. Конечно, были вопросы про близнецы-не близнецы, но для нас это никогда не было проблемой/тайной. И конечно есть сравнение, но сравнение есть и между кровными детьми и то что все разные, и у каждого свои задатки/способности и даже темп развития для меня тоже не открытие. Соперничество, ревность всё это бывает между детьми любого возраста и, думаю, было бы странно, если «новый» ребёнок не хочет «переплюнуть» в чем-то остальных. Но может это я как многомама так рассуждаю.🤷♀️ Задача родителей не выделять кого-то одного, адекватно ситуации поощрять или объяснять что к чему, ну и конечно быть мамой и папой, а не воспитателем. Спасибо Джессике за интересную информацию.
Подписка на комментарии
Ответить на комментарий
Спасибо, ваш комментарий принят и после проверки будет опубликован на странице.