Вырастив двух кровных дочерей, Татьяна с мужем пять лет назад взяли в семью приемного мальчика Сашу из Ростова-на-Дону. Спустя почти 3 года после этого у них появился Матвей из детдома в Самаре. А минувшей весной семья пополнилась братьями из Соликамска Кириллом и Егором. Как растить четырех ребят, двое из которых пережили не только изъятие из кровной семьи, но и возврат из приемной, Татьяна рассказала корреспонденту фонда «Измени одну жизнь».

«Мы долго размышляли с мужем над темой приемного родительства, читали про формы воспитания, — рассказывает Татьяна. — Тогда мы жили в Ступино, а когда перебрались поближе к Москве, в город Домодедово, в собственный дом, то задумались над тем, чтобы взять ребенка».

С первым ребенком – Сашей — возражений со стороны друзей и родственников, по словам Татьяны, не было. А когда они с мужем решили брать второго, то Деминых часто спрашивали, зачем им это нужно, «ведь достаточно одного приемного». Некоторое время многодетные родители колебались.

«Однажды дочь увидела во сне потерявшегося младенца, и мы посчитали, что это знак. Тогда и взяли в семью Матвея – мальчика из Самарского детского дома, — рассказывает Татьяна. — Поначалу наши с супругом мамы опасались, что нам тяжело будет заботиться о детях со сложными диагнозами. Но серьезных возражений и препятствий не возникало».

С приходом Саши в семью Татьяна оставила на несколько месяцев работу, посвятила себя ребенку. Спустя четыре месяца они все же вернулась на работу, но чувствовала себя некомфортно: «Мне постоянно приходилось отпрашиваться в виду особенностей здоровья Саши. В тот момент я поняла, что одновременно работать и ухаживать за мальчиком очень сложно, поэтому в итоге я уволилась. И теперь всецело уделяю время только семье».

Саша — 5 месяцев в семье. С родителями и старшими сестрами. 

Саша до того, как попал в детский дом, рос в неблагополучной семье. «Его бабушка и мама учились в коррекционной школе, поэтому некоторые вещи, можно сказать, были заложены генетически, — говорит Татьяна. – Саша занимается с нейропсихологом, психологом, специалистами по травмам, но ему все равно тяжело дается обучение». А по характеру мальчик очень ласковый.

«На первую встречу с Сашей мы поехали с младшей дочерью Ангелиной, ей тогда было 14 лет, — вспоминает приемная мама. — Саша нам сразу понравился и внешне, и по характеру. То безусловное принятие мальчика помогло нам в дальнейшем пережить трудности адаптации – истерики и всплески эмоций».

Бабушка и дедушка Матвея живут в Москве, воспитывают его единоутробного брата. «У Матвея прекрасная память, интеллект, но есть особенности в здоровье. У него есть некая тревожность, он очень боится, что на него накричат или оставят его», — говорит Татьяна.

Когда они с мужем приехали в Самару к региональному оператору и просмотрели базу данных, сотрудники опеки посоветовали им приглядеться к Матвею. Супруги посмотрели и согласились.

Татьяна с Матвеем — перед отъездом домой.

«Хорошим признаком было то, что он хватался за воспитательницу, не отходил от нее. Это проявление привязанности, которая у Матвея не была нарушена. И в дальнейшем мы убедились, что это, действительно, так: он не подходит к чужим людям, не просится к ним на руки», — говорит Татьяна.

Кирилл и Егор пришли в семью Деминых в конце мая, поэтому все находятся в процессе адаптации. Мальчики  – единоутробные братья, родом из Соликамска. «Ребята из неблагополучной семьи, откуда, собственно, были изъяты, — рассказывает приемная мама. — Мальчики полтора года прожили в предыдущей приемной семье, после чего их вернули обратно в детдом. Знакомились мы с ними в больнице, предложили ребятам поехать к нам в гости. Уже на второй день они начали говорить «мама-папа, мама-папа». Дети, скажем так, с гиперактивностью и расстройством привязанности.

У нас Кирилл с Егором были на временной опеке на период, пока им подыскивали новых родителей. Но найти таковых органы опеки не смогли, и братья остались с нами».

«Самая сложная адаптация была, наверное, с Сашей. Он был гиперактивным, скакал, прыгал и бегал, — рассказывает Татьяна. — Я не знала, что делать, советовалась с психологом, искала ответы в книгах. Вскоре Саша пошел в детский сад, и все нам немного полегчало».

Матвей в первое время держал Татьяну или за руку, или за колени, боялся остаться без мамы. Порой, говорит она, не могла приготовить обед, потому что Матвей стоял рядом и держался за нее.

С Кириллом и Егором приемным родителям тоже не просто в силу их гиперактивности. «Они даже дружат очень громко, не говоря уже о ссорах», — говорит приемная мама.

Когда пять лет назад Демины забирали Сашу, Татьяна даже не знала такого слова «возврат»: «Мне казалось, что если ты забрал ребенка, то навсегда. И, наверное, это незнание мне помогло в трудные минуты. Трудности бывают, но их нужно преодолевать.

Ощущение любви пришло не сразу, иногда даже эмоционально готовились к возврату, но, к счастью, ничего подобного не произошло. Нужно работать на привязанность: проявлять ласку, обнимать, целовать детей».

По словам приемной мамы, какого-то переломного момента в отношениях с Сашей и Матвеем у нее не было. «Но если к Саше я привыкла сразу, то к Матвею эти чувства рождались в течение года. С Кириллом и Егором мы в процессе», — говорит она.

Эмоциональное выгорание случается и у них в семье, признается Татьяна. Недавно и ее муж столкнулся с этой проблемой. «Он ехал с мальчиками на машине по области, и вернулся эмоционально истощенным. Ему нужно было пару дней отдохнуть от забот о детях, поэтому на эти два дня я взяла все на себя полностью».

Сама Татьяна, по ее словам, нашла отдушину — занимается садом. «Нам повезло с жильем, — говорит она. — Летом особенно хорошо: дети играют на собственной площадке. В это время я могу побыть наедине с собой, ухаживать за растениями».

Татьяна и Саша знакомятся с Кириллом и Егором.

Татьяна признается, что первое время не знала, какой именно врач требуется ее детям, где он находится. Не знала о существовании дефектологов, нейропсихологов. Теперь она легко разбирается в том, где и какого специалиста найти.

«Если что-то не получается, то чаще всего пытаешься во всем обвинить самого себя. А дело вообще не в тебе лично, а в особенностях развития ребенка, необходимой помощи ему. Просто не завышайте планку – ни для себя, ни для детей», — советует многодетная мама.

Все фото — из семейного архива Деминых.

Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.

Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.

Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!

1 комментарий
  • Елена Мачинская

    Вчера была у Тани в гостях. Волшебные все).

    25 декабря 2018