Виктория Полежаева
Виктория Полежаева 7 июня 2013

«Не надо бояться усыновлять детей старше трех лет. Они тоже очень сильно хотят иметь семью»

1
1600
5

Дина Голощапова, инженер-химик крупной международной компании из Новосибирска, оформила опеку над восьмилетней девочкой, когда ей самой было 22 года. Вскоре Дина взяла под опеку мальчика. Сейчас она готова к тому, чтобы в их семье появились еще дети.

Усыновление Новосибирск

 

Сложность воспитания ребят, считает Дина, была в том, что они не похожи на нее и они совершенно не обязаны полностью удовлетворять тем ожиданиям, что она рисовала себе изначально. «Личность складывается постоянно, — говорит Дина. — Жизнь вокруг постоянно делает какие-то изменения в личности. Вырастая, человек имеет те жизненные ценности, которые заложены семьей. Чем больше вложишь в ребенка, тем больше будет у него возможностей для самореализации в будущем».

«Мои планы будущего ученого были расписаны на десятилетие вперед»

Детей двое — зовут Настя и Ник — и истории усыновления две. Вообще-то, по паспорту он Николай, но в семье и близкие друзья его зовут Ником. Сейчас Насте 15 лет, а Нику – 14. Настя дома с восьми лет, а Ник — с девяти.

Больше семи лет назад, я была студенткой магистратуры, мои планы были расписаны на десятилетие вперед. В этих планах значилась зарубежная аспирантура, а появление детей предполагалось после защиты диссертации. В общем, весьма стандартные планы среднестатистического будущего ученого, которым я и хотела стать.

Именно тогда я пришла в детский дом волонтером, чтобы вести там рисование. На моем первом занятии ко мне пришли 10 человек в возрасте от 7 до 16 лет. Среди этих детей была одна маленькая девочка, которая сидела на первой парте. В середине урока, чтобы привлечь мое внимание, она сказала: «А меня, вообще-то, Настей зовут». «Я помню», – ответила я.

Вот так и состоялась наша первая встреча. Потом эта девочка встречала меня у ворот детского дома каждый раз, когда я приходила вести занятие. Спустя некоторое время я поняла, что все мои мысли заняты этим ребенком. Но мне тогда было 22, а ей 8. Было три варианта развития событий: найти этому ребенку новых родителей, остаться просто другом и удаленно участвовать в ее жизни или забрать к себе домой. Последнее выглядело самым безумным вариантом. Кто отдаст ребенка студентке университета, да еще и в общежитие? Да еще и при нашей с ней разнице в возрасте в 14 лет.

Но, как показывает практика, самые безумные идеи, в итоге, и реализуются. Я мучилась несколько месяцев, четкое понимание, что выбрав первые два варианта, я больше никогда не смогу спать спокойно по ночам, не покидало меня. Новые родители не находились, но уходило время. Чем дольше ребенок в системе, тем меньше шансов наверстать упущенное в семье. В какой-то момент я просто села и посчитала, смогу ли финансово «вытянуть» этого ребенка до окончания университета и хватит ли моих регулярных официальных доходов, чтобы мне разрешили оформить опеку над девочкой.

IMG_5075

Огромное спасибо замдиректора того детдома за то, что она убедила опеку согласиться выдать мне заключение о праве быть опекуном. Но моя опека сначала согласилась только на гостевой режим. Их позиция была следующая: «вы сначала поживите лето вместе, если после этого не передумаете, мы будем согласны на опеку». Видимо, дочь была настолько убедительна, что именно я ее мама, что опека приняла в итоге положительное решение. Моя дочь обрела маму, а я стала мамой своей дочери.

В поисках двоюродной сестренки

У моей дочери есть двоюродная сестра Катя. Через год жизни дома дочь стала просить найти ее сестру и, если ребенок в детском доме, то забрать ее домой. По моим внутренним убеждениям детей в семье должно быть больше одного, а разница в возрасте между сиблингами должна быть не очень большая, чтобы отношения складывались именно брато-сестринские, а не «няньки с малышом». Родить ребенка, близкого по возрасту к дочке, я не могла физически, т.к. ей уже было 9 на тот момент. Так что вариант принятия второго приемного ребенка был наиболее оптимальным.

Поиски Кати заняли почти год. Моя работа и отсутствие машины в большом городе очень сильно затрудняли поиски, а по телефону такие вопросы не решаются. В итоге, когда я нашла Катю, она уже познакомилась со своими будущими родителями и ждала их второго визита, во время которого должен был пройти суд по усыновлению. Я решила не мешать этому процессу, но попытаться обеспечить дочери возможность общения с сестрой, когда девочки станут старше и если обе захотят этого. Из-за тайны усыновления мне не дали никаких контактов Катиных новых родителей.

Пока я искала Катю, мысленно готовила себя к принятию второго ребенка. Мысленно двигала столы и кровати в детской. Я решила, раз Катя нашла другую семью не в России, тогда я могу забрать другого ребенка из системы. Дочь у меня уже есть. У усыновления есть одно преимущество над рождением кровного ребенка – пол ребенка известен заранее. Тогда я решила, что это хорошая возможность обрести сына. На сайте Дня Аиста был один мальчик, который мне приглянулся своим хитрющим взглядом. Я видела этого мальчика несколько раз, когда мы с дочкой ездили на разные благотворительные мероприятия. Вскоре этот мальчик стал моим сыном. Спустя два года мы с Катиными родителями нашли друг друга. Регулярно общаемся и дружим семьями.

В первом случае сомнения касались только моих финансовых возможностей, т.к. мне нужно было сначала окончить университет, а только потом искать постоянную работу. Работа сама нашла меня еще до получения диплома магистра.

IMG_8936

Во втором случае как таковых сомнений не было. Как только окончательное решение было принято, я просто делала все, что было в моих силах, чтобы мой сын оказался дома.

В первом случае документы на оформления опеки собрались меньше, чем за месяц. Еще месяц ушел на убеждение опеки ребенка, что именно я должна быть мамой моей дочери.

Во втором случае пришлось четыре месяца забирать ребенка каждые выходные домой и параллельно убеждать его старшего брата согласиться, чтобы Ник жил дома. Вот тут-то и пригодились все мои дипломатические способности, потому что детский дом и опека ребенка приняли позицию: будет письменное согласие старшего брата – будет Николай жить дома.

«Обо мне придумали легенду, что я стала мамой еще в школе»


Когда я сообщила маме свое намерение стать мамой восьмилетней девочки, сказать, что мама была в шоке – ничего не сказать. Через два часа мама перезвонила мне, задала три вопроса и сказала, чтобы я поступала, как считаю нужным. Встретились они тем же летом, когда мы поехали в Хабаровск в отпуск. (Я родилась в Ставропольском крае, а выросла в Хабаровске. В Новосибирск меня пригласили учиться в физико-математическую школу. После окончания которой я осталась учиться в НГУ). Остальные родственники узнали о появлении у меня дочери уже постфактум. А увидели ребенка через год.

Близкие друзья удивились и приняли это как данность. Неблизкие знакомые придумали легенду, что я родила ребенка еще в школе, потом уехала из дома учиться, а вот теперь забрала свою дочь от родителей. Об этой странной легенде мне рассказали только недавно.

В решении о принятии сына мама меня поддержала сразу. Родственники еще раз покрутили у виска и сказали, что теперь у них на одного родственника больше. Мой дедушка теперь в каждом телефонном разговоре сначала спрашивает, сколько у меня детей в данный момент. Это у него теперь такая шутка.

Само же усыновление потребовало гораздо больше времени. Оформить усыновление изначально было невозможно. У дочки не было статуса, да и разница в возрасте у нас меньше минимальной, которая допустима для одинокого усыновителя. Так что, на усыновление ушло целых 6 лет и 4 года соответственно. Казалось бы, мы уже давно жили одной семьей, но нам всем троим было необходимо, чтобы во всех документах было написано, что я мама моих детей и что эти дети – мои дети. Поэтому все лето мы втроем доказывали в суде, что мы – одна семья и хотим иметь одну фамилию.

«Адаптация была не у дочери, а у меня»

В первом случае адаптация была скорее у меня, чем у дочери. Мне потребовался не один год, чтобы полностью принять тот факт, что я теперь мама. Дочка же с первой минуты видела во мне маму и приняла меня полностью.

Через год нашей жизни вместе я вдруг поняла, что уже не надо ежеминутно впихивать в ребенка разную информацию, объяснять задачи по математике десятью разными способами, чтобы понять, как для ребенка будет яснее. Мы обе вдруг осознали, что 80% дочкиных воспоминаний и событий связаны с прошедшим годом, который мы прожили, будучи одной семьей.

€§®Ўа ¦Ґ-ЁҐ 116

Во втором случае история оказалась зеркальной. Я приняла сына одномоментно, а ему потребовалось два года, чтобы назвать меня мамой. Зато с тех самых пор, он «мамкает» не переставая.

Первый год сын регулярно устраивал мне различные «проверки», желая понять мою реакцию на различные непредвиденные обстоятельства.

Однажды, мы ехали в автобусе домой, а он пытался бегать по автобусу. Я пыталась его убедить вести себя прилично и посидеть на одном месте несколько минут. В ответ я получила: «Ну почему в Академгородке все должно быть прилично?» Сейчас я уже не помню, что я ему тогда ответила, но бегать по автобусу он перестал.

Пока Ник был дома только в выходные, отношения были просто идеальными. В процессе сбора документов Настя ходила со мной в опеку и постоянно мучила их вопросом: «Когда Вы отдадите нам моего брата».

Как только Ник приехал домой насовсем, оказалось, что Настя была готова делиться комнатой, игрушками, но не мамой.

Дети очень сильно ревновали меня друг к другу. Первое время даже дрались, но потом нам удалось найти ту золотую середину, при которой все в выигрыше.

Однажды, у нас возникла очень сложная ситуация, требующая от детей их самостоятельного решения. В тот момент они объединились и стали решать проблему вместе. Тогда я поняла, что мне удалось донести до детей, что мы одна семья. Я успокоилась: сколько бы они не спорили друг с другом, они брат и сестра и будут защищать друг друга в критических ситуациях. Так что пусть спорят, сколько им хочется.

«Мои дети быстро выросли и стали подростками»

Взросление происходит постепенно и последовательно, а замечаешь это внезапно. Каждый день что-то происходит. Постоянно появляются новые умения, постоянно меняется понимание и восприятие окружающего мира. Я не могу сказать, что я помню моменты, как взрослели мои дети. Но я хорошо помню их до и после этих моментов.

Мои дети как-то очень быстро выросли, стали подростками. Особо остро я это ощутила, когда у сына начал меняться голос и когда дочь стала обсуждать со мной отношения с противоположным полом почти на равных. Тогда у меня случилась паника: куда делись мои маленькие деточки, что за взрослые люди вокруг.

Когда старший ребенок идет получать паспорт, это кажется вполне естественным и ожидаемый. Это же старший ребенок. А вот когда приходит черед младшему идти за этим самым паспортом, вот понимаешь, что все, дети выросли. И снова паника, как быстро дети растут.

Сначала я наслаждалась тем периодом, когда дети были детьми. Сейчас в их подростковости есть свой шарм, свои особые моменты, которых не было раньше. И я стараюсь ловить каждый момент жизни и отношений с детьми, потому что время летит катастрофически быстро. Еще несколько мгновений, и мои дети станут совсем взрослыми, но они всегда будут моими детьми.

«Упрямство — единственное, чем похожи мои дети»

Мои дети – они совершенно разные, не только потому, что они мальчик и девочка. Единственное, в чем они похожи, — это упрямство, которое иногда трансформируется в упорство.

Настя – человек очень эмоциональный и безгранично добрый. Первое время меня даже шокировало ее умение принимать всех людей такими, какие они есть, и во всех людях находить хорошее. Этому качеству я училась у нее. Настя хорошо знает, чего она хочет и планомерно идет к этой цели. Если же стоящие перед ней задачи расходятся с ее целями, она очень виртуозно умеет добиваться именно собственных целей.

Вот уже шесть с половиной лет она занимается фигурным катанием, из них четыре с половиной года  — на искусственном льду. Придя в спортшколу достаточно поздно, по меркам фигурного катания, за полтора года катания в «группе здоровья» Настя убедила тренерский состав, что ее стоит перевести в группу спортивной подготовки. Сейчас она готовится к поступлению в колледж олимпийского резерва и мечтает работать тренером.

DSC00927-1

Помимо фигурного катания, Настя очень хорошо фотографирует, невероятно глубоко чувствует музыку, у нее потрясающая пластика, она очень быстро осваивает любое средство передвижения, будь то велосипед, ролики, скейт, лыжи или сноуборд. Еще Настя очень хорошо чувствует людей, умеет с каждым найти контакт.

Николай держит все эмоции при себе. Только по его глазам можно узнать, что он чувствует. Много лет лучшим подарком для Ника был новый набор конструктора «Лего». Потом это увлечение переросло в занятие робототехникой в Областном центре по работе с одаренными детьми. В прошлом году Ник занял первое место на открытых городских соревнованиях по робототехнике. Еще одно его длительное увлечение – это химия. В школе химии еще нет, зато Ник уже три года ходит на занятия по химии в тот же центр, куда и на робототехнику. Позапрошлым летом он таки выпросил у меня набор юного химика и все лето делал разные эксперименты. Наиболее зрелищные показывал потом друзьям. Что касается спорта, то мой сын перепробовал практически все спортивные секции в радиусе 20 км от нашего дома, прежде чем нашел свой. Сейчас Ник занимается спортивным плаванием и горными лыжами.

Фактически я отдала сына на горные лыжи, чтобы самой чаще кататься на сноуборде. Тренировки проходят в выходные дни. В результате, Ник поставил сестру на лыжи этой зимой. До этого Настя признавала только сноуборд, так как я катаюсь на сноуборде.

Зимой мы достаточно регулярно ездим кататься на лыжах и сноубордах. Раньше летом много катались на велосипедах. Но с появлением машины это увлечение почти угасло. Зато мы стали чаще ездить на Алтай с палатками на выходные.

«Не надо бояться усыновлять детей старше трех лет»

Дети – это просто дети. Какая разница, кто их рожал? Все дети должны жить с родителями.

Не надо бояться усыновлять детей старше трех лет. Они тоже дети, которые очень сильно хотят иметь семью. И обретая ее, они дорожат своей семьей так сильно, как ни один кровный ребенок не может себе и представить. Потому что они знают, каково это потерять свою семью.

О «приемности» ребенка помнишь первые полтора-два года, пока процесс принятия еще в активной стадии. Потом об этом вспоминаешь, только отвечая на вопросы врачей о генетике. Все проблемы и трудности взросления по большому счету такие же, как у кровных детей. Любой ребенок подвергает сознание родителя постоянному вызову. Быть родителем – означает любить своего ребенка, верить в него и поддерживать в трудных ситуациях. С подростками оказывается важным дать возможность ощутить на себе последствия собственного принятого решения.

Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.

Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.

Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!

5 комментариев
  • Дмитрий

    У вас просто очаровательные детки! Найти бы и мне таких же прекрасных детей, в ближайшее время собираюсь усыновить девочку 8-12 лет пожелайте мне удачи. Виктория не могли бы вы выложить ещё несколько фото, если не трудно (или на мой email: bulat2033@gmail.com). Заранее спасибо.

    4 июля 2013
  • Мария Эрмель

    Восхищена Диной! Добрый и светлый человек!

    28 июня 2013
  • Natalija

    Дина, у вас прекрасные дети! Счастья вашей семье

    14 июня 2013
  • Ольга

    Умница и молодец,Дина.У тебя Золотое сердце.Удачи и счастья вам с детками!

    10 июня 2013
  • marc

    I had to use a translator and I found your testimony very interesting. My wife and I have adopted 5 children from russia. Your story is special because you were young. It is telling a lot about your character. Your daughter talked about a new discipline olympic using her skating ability but what about you? Even if amber necklaces are popular in russia, you should get a gold medal for the adoptions. Congratulation for your big heart. From Marc.

    9 июня 2013