Ольга, бизнес-тренер из Москвы, одна воспитывает приемного сына. Она взяла на воспитание мальчика, когда ему было 5,5 лет. Ольга не готова раскрывать имена и фамилии — свои и ребенка, но хочет поделиться опытом усыновления и адаптации. Об этом она рассказала корреспонденту фонда «Измени одну жизнь».
Фото — goodfon.ru
О поддержке родителей
У меня не было собственных детей. Я понимала, что на свете большое количество детей без родителей. Им нужно материнское тепло и забота. Год назад прошла Школу приемных родителей, увидела анкету Олега. Мне мальчик очень понравился. Сначала я посоветовалась со своими родителями, и они приняли мое решение. Что было бы, если они не поддержали в этом вопросе? Я была настроена твердо. Так что их возможный отказ скорее меня обидел бы, но не остановил. Но они поддержали.
Не могу сказать, что это решение пришло легко. Мысленно сложно было расстаться с ощущением свободы и принадлежности самой себе. В тот момент у меня состоялся разговор с близкой подругой. Сравнила это с прыжком в море: «Вот ты стояла на берегу, и прыгнула в воду, и тебя захлестнула волна». Нужно было сделать первый шаг.
О первой встрече: к свету через тоннель
Олег жил в детском доме в Волгограде. Я приехала в город ранним утром, пришла в опеку. Потом пошла в детдом. Накануне поездки мне стало плохо физически, была температура, слабость. Как сказала одна приемная мама, это были схватки перед рождением ребенка.
Всю дорогу я размышляла, боялась не справиться. Ночью в поезде мне приснился сон: мы с сыном идем в первый класс, он с букетом цветов, счастливый. И я проснулась с уверенностью, что все делаю правильно.
В итоге я пришла в детдом. Стою в холле, а там большое окно, яркий свет. Когда воспитательница шла с ним по коридору, то окно было за их спиной. И сложилось ощущение, что они идут вдоль тоннеля навстречу яркому свету.
Олег не был похож на мальчика с фотографии из анкеты. В жизни он мне показался худеньким. Он подошел ко мне, протянул свою ручку. И мы пошли в актовый зал. Пока я шла, держала в руке его ручку, было осознание того, что его жизнь — в моих руках. С этого момента не было ни волнения, ни сомнения. Я почувствовала себя сильной и ответственной за его судьбу.
О доверии
Мы поиграли, поболтали. Я заметила, что у него на лбу появились капли пота, хотя в комнате было не жарко. Я спросила: «Тебе жарко?» Он ответил: «Нет». Я спросила: «Ты волнуешься?» Олег кивнул. И я спросила: «Могу ли я стереть капли со лба?» И он ко мне потянулся. Доверился. Уже потом Олег вспомнил, что очень волновался в первую встречу, говорил, что стеснялся, что очень хотел обнять меня тогда.
Олег уже был в приемной семье и вернулся в детский дом. Я понимала, какой колоссальный стресс он испытал. И от этого волновалась еще больше. Я также понимала, что на восстановление нежных и трепетных отношений уйдет много времени. Я ему постоянно говорю, что мы будем жить вместе, несмотря ни на что. И Олег сразу становится радостным, веселым. Мы и ругаемся, и ссоримся иногда. Но даже в эти моменты он подходит и говорит: я люблю тебя.
Об истериках и криках «я – плохой»
Я взяла на работе два месяца за свой счет для того, чтобы всецело заняться ребенком, поскольку понимала, что для него смена обстановки и города может быть очень тяжелой. Сейчас по дому нам помогает няня, помогают мои родители. Няня может подстраховать меня, например, и забрать ребенка из садика, если я не успеваю это сделать.
Но первые два месяца были тяжелыми. В глубине души я жалела об этом решении. Сейчас я не представляю свою жизнь без Олега. Первые три месяца у него была истерика. Я думаю, что это была реакция детской психики на новую обстановку. Возможно, он меня испытывал на прочность. Олег все время кричал, впадал в истерики, бил себя. Все время повторял: «Я – плохой».
В тот момент психолог мне объяснила, что дети в интернатах считают себя заведомо плохими. Мол, хороших детей в детдома не отдают. И задача родителей – дать понять ребенку, что он — самый лучший. Я Олегу все время говорила о любви к нему. Но ему все равно нужно было выплеснуть эту боль через истерики. А еще первое время он играл в автоаварии. Ему хотелось показать драматизм. Сейчас он играет в обычные детские игры.
Фото — goodfon.ru
О помощи психологов и приемных родителей
Как удалось пройти период адаптации? Очень помогло общение с другими приемными родителями, советы психолога. Приемные родители делились своим опытом, писали об этом в Интернете. Кто-то писал, что все плохо, делился негативным опытом. Были и такие, кто реально помогал советами, поддерживал морально. Они рассказывали мне о своем опыте прохождения адаптации.
Психологи говорили о том, что период адаптации — естественный, что все через это проходят. Нет родителей, кому было бы легко. Нужно просто перетерпеть. И эти слова меня реально поддерживали. Очень благодарна психологам за поддержку.
О том, как падение стало прыжком в отношениях
Потом все стало постепенно выравниваться в поведении Олега. Через несколько месяцев он начал называть меня мамой, хотя до этого обращался по имени и на «вы». В этот период у нас было несколько эмоциональных пиков.
Дело было так: я стояла на табуретке и поправляла штору, и в этот момент на меня упала, штора, гардина и стоящая рядом новогодняя елка. И я упала, и сильно заплакала. От боли и от того, что накипело. Олег прибежал ко мне, помог подняться, отвел в комнату, принес одеяло. Сказал: «Мама, береги себя!» И эта пустяковая, на первый взгляд, ситуация, сильно нас сблизила. Это был прыжок в наших отношениях.
Еще один момент: в первое время Олег постоянно хотел есть. Ел он очень много. Особенно хлеб. Ему казалось, что еда может закончиться. В итоге я убедила сына в обратном: показала, что в холодильнике много еды, что в шкафах есть конфеты, что все в порядке. Любимая еда у Олега — котлеты и пельмени, которые он готов есть днями напролет. Вообще он – активный мальчик. Катается на самокате, обожает петь и танцевать.
Совет приемным родителям
Я бы посоветовала другим родителям не отчаиваться, не сдаваться. Важно перетерпеть период адаптации. Рассвет обязательно наступит. Нужно просто уметь его дождаться.
Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.
Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.
Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!
Поддержать портал