Виктория Блищ из Саратова будучи психологом по образованию, была уверена, что проблемы с приемным ребенком ей ни по чем

Однако на решение некоторых вопросов ушли годы. Мы благодарны Виктории за то, что она искренне поделилась сложностями адаптации, своими ошибками, а также теми способами, которые помогли ей и ее семье.

Виктория с  Никитой.

Хотелось, чтобы был «полный комплект»

У нас родилась дочь, но хотелось, чтобы был и сын, так сказать, «полный комплект». Сначала просто, как бы между делом или в шутку мы говорили, что сыночка можно взять из детского дома, и так было на протяжении десяти лет… За это время мы с мужем постепенно привыкли к этой мысли.

Читать также — 5 шагов к принятию ребенка в семью

Однако все это время мы жили по съемным квартирам или у родителей, поэтому все ограничивалось разговорами. Потом мы переехали в свой дом и стали чаще об этом задумываться.

Получилось так, наш новый дом оказался прямо около здания районной администрации.

Однажды я, проходя мимо него на работу, зашла в отдел опеки, чтобы узнать, что вообще нужно для того, чтобы взять ребенка, есть ли вообще у нас шанс оформить опеку, тем более что муж мой был в инвалидной коляске.

Мне объяснили, что мы вполне можем стать опекунами, и это еще на шаг приблизило нас к поиску ребенка. Потом мы зашли в банк данных детей сирот, и обратного пути для нас уже не было.

Не боялась стать приемной мамой

Перспектива стать мамой приемного ребенка меня совершенно не пугала. Я была на 100% уверена, что никаких проблем не будет, ведь я сама психолог, работаю с очень разными детьми, так что ничто уже не сможет меня удивить или напугать. Как же я ошибалась…

Я смотрела по телевизору передачи, где семьи, взявшие приемных детей, рассказывали, как они живут и какие сложности преодолевают.

Думала, если он справились, то я, психолог, уж точно справлюсь, а сейчас у меня волосы дыбом встают от моей самоуверенности.

Муж поддерживал меня в этом решении, а дочери мы об этом сказали, уже когда выбрали ребенка и сделали все документы, буквально за несколько дней до его прихода в семью.

Все остальные родственники узнали о Никите, когда он уже был у нас дома.

Нам приглянулись двое ребят

Изначально мы планировали взять ребенка 3-5 лет, но подходящих детей такого возраста не находили. Мы искали на сайте «Усыновите.ру» и рассматривали только тех детей, у кого были видеоанкеты, созданные фондом «Измени одну жизнь».

Виктория увидела Никиту в видеоанкете.

Дорогие друзья!

Если вам помогла видеоанкета при принятии ребенка в семью или еще на каком-то этапе, вы можете поделиться вашим мнением. Ваши отзывы очень ценны для всех нас всех!

Если вам нужна видеоанкета вашего ребенка, ее можно получить из архива фонда, оставив заявку.

Нам приглянулись два мальчика. По одному из них было очень много неопределенности: его планировали забрать родственники и т.п.

Оставался только Никита, так что мы решили съездить и для начала просто познакомиться и понять, наш это сынок или нет.

Передо мной стоял абсолютно другой мальчик

В ШПР нам рассказывали, как мы будем ездить к детям на встречи, играть, общаться, притираться, чтобы понять, наш ли это ребенок или нет, а он, в свою очередь, тоже будет понимать, как он к нам относится. С этой мыслью я ехала на первую встречу в приют.

Все оказалось не так. Я сидела в кабинете социального педагога, где были и другие специалисты, и туда привели ребенка. В результате мы сидели в кругу учителей, которые пристально наблюдали за нашим общением, отложив все свои дела. Было, конечно, очень неуютно. Но поразило другое.

В реальности это оказался совсем другой ребенок, чем тот, которого мы видели на видео.

Сказать, что я удивилась, – это ничего не сказать. На видео он был с густыми вьющимися волосами, и рост, и телосложение соответствовали его возрасту.

В реальности же он оказался очень маленького роста, еще и очень худенький, на нем даже штаны еле держались т.к. с его худобой ему трудно было подобрать одежду. А еще он был коротко стрижен, почти лысый.

Я опешила и даже не могла ничего сказать, так как передо мной стоял абсолютно другой мальчик. Я подарила ему подарки, задала пару вопросов, на том и расстались. Потом я пришла во второй раз и, поскольку это было начало марта, попросила взять ребенка на праздники на гостевой режим.

Когда его увидел муж, он тоже сказал, что это не тот ребенок, которого мы выбирали по видео. Это было в марте 2015 года.

База видеоанкет: часто задаваемые вопросы

Забегая вперед, скажу, что теперь Никиту совсем не узнать: это здоровый широкоплечий парень с меня ростом. Мы даже не заметили, как он вытянулся.

В семье Никита подрос, стал самостоятельнее.

Юля с Никитой быстро подружились

Потом мы, недолго думая, решили взять Никиту в семью насовсем.

Первые дни проходили так, как и ожидалось. Для него все было в новинку. Больше всего его конечно увлек компьютер: он учился пользоваться мышкой, открывать закрывать вкладки, пользоваться интернетом… Мы и не мешали.

Наша дочь Юля очень быстро нашла общий язык с внезапно появившимся братом, но они оба очень добродушные и открытые для общения. Для них обоих не составляет труда достаточно быстро устанавливать товарищеские отношения.

Даже не представляю каким должен быть человек, с кем бы Юля с Никитой не смогли бы найти общий язык.

Медовый месяц длился несколько дней

Так называемый медовый месяц у нас продлился, как ни странно, очень мало, буквально несколько дней. Потом началась притирка.

Сначала были недопонимания в бытовых вопросах. Мы не понимали, что сложного в выполнении простейших дел, а он, в свою очередь, не понимал, чего и почему мы от него ждем, ведь раньше этого он никогда не делал.

Читать также — Адаптация приемного ребенка: четыре возраста и четыре стадии

Потом добавились еще и уроки!

Сын учился в школе для обучающихся по адаптированным образовательным программам (для детей с нарушением речи). Заканчивался второй класс, а он толком не мог ни читать, ни писать, ни считать.

Я решила во что бы то ни стало подтянуть его знания до уровня общеобразовательной школы и перевести в ближайшую школу.

Я и здесь была на 100% уверена, что просто с ним некому было заниматься, вот он и отстает по программе, а я сейчас как возьмусь, за годик все наверстаем и быстренько перейдем в ближайшую обычную школу.  Как же я и здесь ошибалась…

Домашние задания стали кошмаром

Мы делали уроки до полуночи, сидели и занимались все время: днем ночью, в будни, выходные и праздники. Это был кошмар и для него, и для нас.

Ребенок, который раньше никогда в жизни не делал уроков и жил в свое удовольствие, теперь должен был днями напролет читать, писать и считать.


Оставшуюся учебную четверть мы водили его в школу и забирали из школы. А с сентября начался новый учебный год, и он стал ходить в школу и из школы один. Тут начались самые тяжелые времена, на фоне которых бытовые недопонимания и уроки оказались пустяком.

Утром в школу он добирался без проблем, а вот из школы он никак не мог дойти до дома. Заканчивая примерно в 13:00, он приходил домой в лучшем случае под вечер. Каждый день нам приходилось его искать, но чаще всего он отключал телефон или просто не брал трубку.

Никита привыкал к дому, к семье, к правилам постепенно.

Мы, конечно, понимали, что на это есть причины. Во-первых, Никита большую часть жизни прожил в семье, где был предоставлен сам себе, гулял, когда и где хотел, никакими делами или обязанностями не был обременен, так как за ним никто не следил.

Во-вторых, он знал, что вернется домой, и опять ему придется пыхтеть над ненавистными уроками с чужими для него людьми. Эта история повторялась, когда он шел гулять на улицу с друзьями. Как только он выходил за калитку, он уже больше не возвращался, и каждый раз мы его искали по всему району.

Мы пробовали применять все воспитательные приемы, уговоры, объяснения, угрозы, слезы, крики. Я обошла всех психологов города. Они, конечно, все замечательные специалисты, говорили все правильно и по делу, но я чувствовала, что в полной мере меня не понимают.

Я подключила школу к ежедневным поискам Никиты после уроков. Бедные учителя и соцпедагоги тоже намучались.

Попросила мужа обнять Никиту и сказать, что он — лучший

Так продолжалось четыре года, и мы понимали, что нужно уже окончательно решать этот вопрос, так как дальше продолжать это было невозможно. Мы были в полном отчаянии, и понимали, что у нас осталась последняя инстанция, куда мы могли обратиться, это органы опеки.

И тут чудесным образом из опеки нам позвонили сами и сказали, что у них состоится некое собрание, куда приедут волонтеры, которые хотят опекунам что-то рассказать. Я пришла, послушала: рассказывали про какой-то клуб «Теплый дом» для опекунов. Я ничего не поняла, но взяла контакты и оставила свой телефон.

Через какое-то время мне пришло приглашение посетить встречу опекунов этого клуба. Я пошла, т.к. хваталась за любую возможность, которая хоть как-то могла помочь решить проблемы в воспитании Никиты.

Это оказалась «Ассоциация приемных семей» под руководством Елены Кичаевой и Лилии Пастушковой. Эта встреча опекунов разделила нашу жизнь на до и после.

Там я познакомилась с другими опекунами, которые давно были знакомы между собой и рассказывали о проблемах в воспитании своих детей.

Только здесь я увидела реальные трудности приемных семей, а не те красивые картинки и истории, которые показывают по телевизору, и только здесь я поняла, что я больше не останусь один на один со своими проблемами.

Я видела, что такие же проблемы у многих, а у кого-то даже и посерьезнее, но, тем не менее, все сообща справляются со всеми невзгодами.

После встречи я позвонила мужу и сказала, чтоб он обнял нашего Никиту и сказал ему, что он у нас самый лучший, что мы со всем справимся.

Первое время я старалась не пропускать ни одной встречи клуба. Только благодаря поддержке всех участников этих встреч у нас все стало потихоньку налаживаться.

Совсем недавно я в очередной раз была на этой встрече, и когда меня спросили, как у нас дела, я впервые не нашла, на что пожаловаться. Я вдруг осознала, что больше нет никаких проблемных ситуаций, которые я не могла бы решить, и сказала: «А у нас все хорошо!»  Боже мой, наконец-то, спустя семь лет я смогла с чистой душой сказать, что все Х-О-Р-О-Ш-О.

Никита спокойно идет после школы домой, а если задерживается с прогулок, то тоже практически всегда возвращается минута в минуту в установленное время, иногда задерживается, но всегда позвонит и отпросится.

Как нам это удалось?

Постепенно Никита сам стал привыкать к дому. Раньше он шел в чужой дом к чужим людям, которые еще и заставляют уроки весь день делать.

Никита стал делать домашнее задание сам.

Со временем удалось сформировать у него привязанность к дому, к своей комнате. Конечно, пока это получается не на 100%, как это бывает у тех детей, которые растут с рождения с родителями дома, но тенденция к этому уже намечается.

Мы также перестали делать уроки вместе с ним до 12 ночи, снизили планку требований к оценкам и качеству выполнения домашних заданий.

Никита стал делать домашнее задание сам, и мы оставляем ему время на отдых. Если начинаем вновь наседать с домашним заданием, то он опять начинает загуливать после школы.

Наш распорядок дня

В будние дни: подъем 6:40, завтрак, школа, возвращение из школы, перекус, отдых, уроки, ужин примерно в 18:00, доделывание уроков, свободное время, подготовка портфеля и одежды на следующий день, 22:00 сон.

Суббота: подъем зависит от количества дел: если это зима и из дел только чистка снега, то ребенок может встать и к обеду. Начиная с апреля и до зимы у нас начинается дача и куча текущих дел т.к. мы живем в частном доме, тогда подъем в 9:00, завтрак, работа по дому, обед в 12:00, продолжение запланированных работ, перекус 15:00, свободное время, прогулка, в 18:00 ужин, прогулка, 22:00 сон.

Воскресенье: подъем и завтрак в 10:00, воскресная школа до 15:00, возвращение домой, перекус, дальше по обстоятельствам, либо доделать уроки, либо какие-то мелкие дела, либо свободное время до сна.

Конечно, реальная жизнь с приемным ребенком кардинально отличается от того, как я себе это представляла.

Я думала, что все дети только и ждут, когда же их заберут в семью из детдома, и что, когда их забирают, они в благодарность за это ведут себя хорошо, чтоб их не вернули обратно. Но это абсолютно не так, и некоторых детей жизнь в детдомах вполне устраивает.

Поддержка приемных родителей помогла мне

Преодолевать все возникающие трудности мне помогла и продолжает помогать, в первую очередь, поддержка таких же опекунов, как и я, на встречах клуба «Теплый дом». Только там я чувствую, что меня понимают полностью, и какая бы ситуация ни возникла, там я найду ответы на любые вопросы.

Возможно, это звучит как рекламная акция «Ассоциации приемных семей», но только благодаря организаторам этого клуба и, конечно же, всем-всем участникам встреч у нас наладились отношения с приемным ребенком, и мы стали жить нормальной полноценной семьей без скандалов, недопониманий и поисков Никиты после школы по всему нашему району.

Поэтому, если у вас проблемы, не стесняйтесь обратиться за помощью к опытным опекунам.

Тем, кто из моих знакомых задумывается об усыновлении, я рассказываю обо всех своих ошибках, чтоб они их не повторяли и им не пришлось тратить большое количество времени на налаживания климата в семье.

Никита не знал, как заваривают чай и варят суп

Несмотря на то, что некоторым детям нравится жизнь в детском доме, они не отдают себе отчета в том, что, покидая их, они выходят в жизнь совершенно не социализированными, ничего не умеют.

Когда мы взяли Никиту он даже не знал, например, как заваривают чай, т.к. его всегда в детдоме давали уже готовый и даже налитый. Говорил, что яичницу нужно варить, а суп жарить, т.к. этого процесса никогда не видел, ведь им дают все готовое.

А еще они не видят, как строятся отношения в семье между мужем и женой или между родителями и детьми. Никита, например, никак не мог разобраться с бабушками и дедушками, кто вообще эти люди, почему для него она бабушка, а для меня она мама.

Семья нужна каждому

Также очень важно что, когда дети выходят из детдома они остаются один на один с целым миром, со всеми трудностями, встречаются не только с добрыми, но и со злыми людьми.

Понятно, что есть организации, которые потом сопровождают выпускников, но это не те близкие люди, которые поддержат тебя в любое время суток, а просто сотрудники какой-то организации, которые могут принять тебя в определенные часы и только по определенным вопросам.

Для такого неподготовленного к жизни человека страшно остаться с миром один на один, поэтому каждому ребенку нужна семья.

Фото — из семейного архива Виктории Блищ.

Дизайн — Юлия Добровольская.

Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.

Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.

Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!

1 комментарий
  • Елена Секарина

    Спасибо за рассказ! Здоровья Вам!

    3 июля 2022