Своего будущего сына Лариса Климаева из Москвы увидела во дворе детдома, глядя в окно своей квартиры. Мальчика только что привезли из дома ребенка

О том как Сережа из мальчишки, который много боялся, о многом не знал, стал самостоятельным и уверенным юношей, талантливым программистом, Лариса рассказала фонду «Измени одну жизнь».

Сейчас Сергею 21 год, он учится в МИРЭА и преподает в колледже.

Супруги Лариса и Александр Климаевы задумались о том, чтобы взять приемного ребенка, в начале 2000-х, когда еще не были распространены Школы приемных родителей, а интернет не изобиловал статьями о том, кто такие приемные дети, как их любить, растить и воспитывать.

Тогда дочери Климаевых уже выросли, а супруги всегда мечтали о сыне. Однажды Лариса рассказала мужу о своем желании взять в семью ребенка из детского дома. Александр согласился, и вместе они решились начать поиски будущего сына.

Окно во двор детдома

Идти им далеко не пришлось, потому что окна квартиры Климаевых в Крылатском смотрели прямо на детский дом. Сережку Лариса увидела, глядя в окно.

Приемная мама вспоминает, как она просто пришла в детдом и сказала, что увидела новенького мальчика (его как раз привезли из дома ребенка) и хотела бы его взять в свою семью.

a3da6817-8955-4007-9738-f9b275104b64

Сережа, как и все мальчишки, с удовольствием играл в машинки.

Лариса с мужем пребывали в полной уверенности, что в детском доме живут обычные дети. Супруги просто не знали чего бояться, их ничто не пугало.

«Привели Сережу, ему было тогда 3,8 года. Он был одет в грязную футболочку и был весь какой-то очень маленький: ручки, ножки, пальчики… И мне показалось тогда, что он был похож на моих дочерей. Сережа был такой счастливый, что к нему кто-то пришел, что у меня просто полились слезы», — вспоминает Лариса.

Климаевы решили оформить на Сережу опеку, потому что так им выплачивали бы хоть и небольшую, но все же нужную денежную поддержку от государства. Кроме того, опека  гарантировала, что сын получит отдельное жилье по достижении 18 лет, чего сами Климаевы гарантировать сыну не могли.

Все инстанции шли супругам навстречу, оформление документов заняло всего месяц и прошло без малейших затруднений.

«Чего это?», или Как прошла адаптация

А пока оформлялись документы, Климаевым в детском доме разрешили брать Сережу на выходные. Им было странно видеть, что малыш не знает обычных вещей. Он то и дело указывал пальчиком на самые обычные вещи домашнего обихода и спрашивал: «Чего это?» Сережка удивлялся, к примеру, почему из чайника льется не чай, а просто кипяток, которым заваривается чайный пакетик.

А еще мальчик панически боялся машин, троллейбусов, автобусов, потому что перевозка из дома ребенка в детский дом, вероятно, травмировала его психику.

Сережа совсем не скоро подружился с домашними животными, кошками и собаками. Их общение начиналось с того, что он, сидя на диване рядом с дружелюбной домашней собакой, поджав ноги, говорил: «Я ее не боюсь».

Зато теперь Сергей, звоня родителям, заботливо спрашивает и о том, как поживает его личный кот Гоша.

f9eadc4b-282b-43e6-9e5a-89afc64130dc

Сережа со старшей сестрой.

Дочери Климаевых гордились поступком родителей, а новоявленных бабушку и дедушку Сережи Лариса и Александр просто поставили перед фактом, когда мальчик уже оказался дома, но и они восприняли его прекрасно.

В семье уже был опыт приемных детей: дед Ларисы после войны взял в свою семью двух девочек-сирот.


Если говорить о Сережиной адаптации, то это была проверка границ дозволенного. Если ему чего-то не позволяли, он начинал громко кричать, потому что тогда все прибегали и начинали выяснять, чем ему помочь.

И часто семья шла Сереже на уступки, потому что родители не знали, как по-другому решать проблему такого крика.

81aec772-73d8-47b9-bdf3-4805993b54f6

В школе Сережа определился с будущей профессией.

Но если адаптация приемного сына длилась около года, то у Ларисы она проходила почти четыре года. Отчасти это было связано с тем, что приемной маме было нелегко первое время воспринимать «чужой» запах нового члена семьи.

Лариса говорит, что мыла сына разнообразными душистыми средствами, но запах детского дома не уходил… Правда, в какой-то момент эта проблема просто исчезла сама собой.

3282651a-718a-4813-ada5-f037b6545004

Сережа с папой Сашей.

Также у Сережи и его приемной мамы были разные представления о личных границах. Сереже было необходимо, чтобы его часто обнимали, целовали, так он стремился восполнить недостаток любви.

А Лариса со всеми, в том числе и с членами своей семьи предпочитала держать более далекую дистанцию. Но и здесь со временем между мамой и сыном был найден компромисс.

«Мама, у меня больше нет друга»

«Когда Сереже было 10 лет, он пришел из школы и сказал: «У меня теперь нет друга, потому что у Артема умерла мама, и его отдали в приют».

Митя и Артем.

Лариса говорит, что пришла в опеку и узнала, что у Артема есть еще брат Митя, но  нет взрослых родственников, так что не было надежды, что мальчиков возьмут в семью близкие.

«Я съездила, познакомилась с мальчиками и взяла их домой, — рассказывает приемная мама. — Так у Сережи появилось еще два брата. Непросто мне было с этими ребятами, но они выросли и тоже меня сейчас очень радуют».

Митя прожил в семье Климаевых четыре года, сейчас ему 23. Он окончил колледж, работает в банке и учится в институте на заочном отделении. Артем в этом году пришел из армии, окончил колледж и работает товароведом.

От компьютерных игр к школе программирования

В школе Сережа был очень контактным ребенком, а вскоре стал выделяться своими талантами. Его, как и многих детей его возраста, было не оторвать от компьютерных игр. Но он пошел дальше своих сверстников, когда начал задавать вопросы: «Как там все устроено?», «Как это работает?»

Ответы он нашел в Школе программирования, где учился в течение двух лет два раза в неделю. Когда в его обычной средней школе началась компьютеризация, стали внедряться электронные доски, то он помогал наравне со взрослыми настраивать компьютеры и прочее оборудование.

Вскоре Сережа стал авторитетом не только у сверстников, но и у преподавателей, и его, бывшего воспитанника детского дома, ставили в пример другим детям.

7c62a8a4-3853-42fb-9756-8e24bd029745

Сергея всегда интересовало, как все устроено, как работает.

Затем Сережа поступил в колледж информационных технологий и успешно проучился там три года, а после пошел в МИРЭА — Российский технологический университет  на факультет инженерного программирования.

Поскольку в колледже не сдавали ЕГЭ, ему пришлось готовиться ко вступительным экзаменам. Хотя он прошел вне конкурса, это было волнительно. Однако после колледжа и специализированной школы учиться в МИРЭА ему очень легко, так как многие предметы уже знакомы.

При этом Сережа уже сам преподает в колледже, а также готовит группы студентов для программистских соревнований.

«За это время ему дали квартиру, и вначале я боялась, как он будет жить там один? — признается Лариса. — В результате у него получилась образцово-показательное жилье, в которую служба, надзирающая за такими квартирами, водит проверки на показ, настолько там все чисто и хорошо.

Самое главное, чему Сережа научился за это время, — это самостоятельность, но при этом он помнит и любит нас, свою семью, и не было ни дня, чтобы он не позвонил и не спросил, как у нас дела.

Лариса с приемными сыновьями.

Нас очень радуют успехи Сережи, но я понимаю, что без поддержки мужа и дочерей, одна, я не смогла бы воспитать такого талантливого, отзывчивого и доброго мальчика, как наш Сережа», — заключает Лариса.

Фото — из семейного архива Климаевых и со странички Сергея Басырова ВКонтакте.

Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.

Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.

Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!