Дмитрий Хазиев
Дмитрий Хазиев 26 сентября 2012

«Иностранцы не понимают, как можно держать детей в резервациях»

0
551
1

В Австрии, Норвегии, Нидерландах и даже США есть люди, которые без труда найдут на карте мира Псковскую область. Уже много лет благотворители из этих и других стран приезжают сюда, чтобы помочь сиротам и детям из бедных семей.

Воспитанницу Яммской школы-интерната Алену Поздееву за хорошую учебу наградили трехнедельной поездкой в Норвегию. Фото с сайта pln24.ru
Воспитанницу Яммской школы-интерната Алену Поздееву за хорошую учебу наградили трехнедельной поездкой в Норвегию. Фото с сайта pln24.ru

Эти поездки стали реальностью во многом благодаря местному отделению Российского детского фонда (РДФ). О том, как в отдельно взятом регионе удается творить чудеса, в интервью порталу «Измени одну жизнь» рассказала заместитель председателя правления Псковского областного отделения РДФ Татьяна Бодрова. Она — мать пятерых детей и дочь бывшей воспитанницы детдома.

Очень большую поддержку сиротам и детским домам Псковской области оказывают иностранцы. Вообще какое впечатление у них складывается от посещения детского дома в России? 

К нам приезжают из Австрии, Норвегии, Голландии и других стран. Реакция на увиденное, как правило, одна и та же — желание помочь и немедленно. Состояние детских домов в регионах (особенно если речь идет о дотационных регионах) приводит в ужас иностранных благотворителей. Дело тут не только в обшарпанных стенах и разбитых окнах. Просто за рубежом нет детдомов. Они не могут понять, как можно держать детей в каких-то резервациях.

Если говорить о материальной базе детдомов и школ-интернатов, то учреждения Москвы и Санкт-Петербурга кардинально отличаются от провинциальных. Это все равно, что сравнивать Москву с крошечным городком Опочка. Увы, мы – беднота.

Вы работаете только с детьми на территории Псковской области?  

Наша организация помогает только нуждающимся сиротам, детям-инвалидам, а также детям из малообеспеченных семей Псковской области. Также оказываем поддержку всем детским домам, школам-интернатам и приютам.

Приведу в пример Яммскую школу-интернат, которая расположена в Гдовском районе. Это учреждение для детей-сирот рассчитано на 80 ребят в возрасте от 7 до 17 лет и находится в 75 километрах от  города Пскова. В 2003 году группа благотворителей, состоящая из простых жителей разных городов восточной Норвегии, побывала в гостях у воспитанников.

Условия жизни детей в этом интернате  настолько поразили гостей из Норвегии, что после поездки самые активные и энергичные благотворители из норвежской делегации приняли решение о том, чтобы создать группу добровольцев, которые будут помогать мальчишкам и девчонкам этой сиротской школы. Главной целью работы волонтерской организации, названной норвежцами «Яммская группа», стало создание условий для развития детей и улучшение жизни воспитанников интерната.

Группа объединила рядовых норвежцев, которые работали кто в школе, кто на заводе или строительстве, некоторые отдыхали на пенсии. Простые, но неимоверно сердечные люди, организовали в своих городах и коммунах огромную работу по привлечению пожертвований на разрешение проблем псковских детей. Серия статей и обращений в различных газетах, радио и телевизионных репортажах, встречи с жителями коммун востока Норвегии, постоянная работа с волонтерами дали замечательный результат: «Яммская группа» собрала достаточно средств для полного ремонта здания столовой школы-интерната, начиная от замены крыши и полов, до капитального ремонта фасада.

Затем на средства далеких норвежских друзей было закуплено оборудование для столовой и кухни,  промышленные прачечные машины для стирки детской одежды и белья, мебель в детские спальни и множество другого полезного и нужного детям оборудования.  На деньги, привлеченные от бизнеса и норвежского Красного Креста, а также на пожертвования частных лиц было отремонтировано огромное количество помещений, начиная от школьного крыльца, медпункта, компьютерного класса, спортивного зала и кончая лестничными пролетами.

Я знаю, что у вашего фонда есть программа поддержки одаренных детей-сирот. Расскажите о ней. 

История стипендиального проекта  Детского фонда в Псковской области началась с 2003 года. Всего в стипендиальном проекте за эти годы приняли  участие 137 студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. За годы реализации проекта 55 студентов-сирот из числа бывших воспитанников детских домов и школ-интернатов, которые ежемесячно получали финансовую поддержку в виде именных стипендий от Детского фонда, смогли обучиться востребованным на рынке труда профессиям, полученным в вузах, колледжах, лицеях, техникумах и успешно устроились в жизни. За 9 лет реализации проекта только 17 студентов-сирот (трех студентов забрали в армию) из 137 участников проекта не справились с обучением. Стипендиальный проект Детского фонда, поддерживается американскими, голландскими, норвежскими и австрийскими благотворителями, на 2012-2013 учебный год будут получать именную стипендию и психосоциальное сопровождение 65 студентов-сирот.

В начале сентября мы встречали делегацию из Нидерландов: представители голландского благотворительного фонда Rusland Direct приехали на традиционную встречу участников международного образовательного проекта поддержки одаренных студентов-сирот, выпускников интернатных учреждений Псковской области, получающих именную образовательную стипендию. Ребята из разных городов Псковской области смогли лично поблагодарить благотворителей за целый год поддержки их стараний, таланта и прилежания. За время реализации проекта сотрудники Детского фонда и голландские партнеры убедились, что благодаря материальной и психосоциальной поддержке фондов ребята получают качественное образование и в дальнейшем находят достойную работу, реализовывая себя в самостоятельной жизни.

Сказалось ли как-то на работе западных фондов, ваших партнеров принятие закона об иностранных агентах? Не отпугнул ли закон зарубежных партнеров? 

Да, все наши партнеры волнуются за судьбу фонда и боятся, что нас затронет этот драконовский закон. Мы убеждаем зарубежных доноров в том, что нас этот закон не коснется, хотя и сами не верим в это. Боимся, но продолжаем принимать пожертвования на детей. Если нас накажут  рублем и присвоением статуса иностранного агента, то с таким клеймом привлекать пожертвования от российского бизнеса  не сможем, да и денег на штрафы нет. Видимо, придется  команде детфондовцев разбежаться. Но мы верим в хорошее и надеемся, что продолжим свою деятельность.

Насколько я знаю, многие из ребят получают подарки в виде путешествия в страны Европы. Как их там принимают и какие впечатления остаются у ребят после поездки? 

Кроме финансовой поддержки воспитанников волонтеры «Яммской группы» регулярно, по несколько раз в год, организовывали поездки к псковским сиротам нескольких десятков норвежских доброхотов. Эти поездки имели огромное значение для детей. Каждый визит к ребятам интерната становился событием: совместные игры и конкурсы, концертные программы и выступления, праздничные обеды, а также шашлыки на берегу живописного озера надолго запомнятся как взрослым, так и их подопечным. Теперь каждый из ребят знал, что лично к нему приезжает далекий, но очень родной взрослый друг, который всегда помнит о нем, и, если уж так сложилось, что приехать в гости норвежская «родня» не сможет, то уж обязательно перешлет с оказией письмо и именные подарки.

В 2005 году норвежцы смогли профинансировать поездку 17 самых активных в творчестве и труде  воспитанников Яммской школы-интерната  на Новогоднюю елку в Москву, а в 2006 году  десять «счастливчиков» — самых активных и трудолюбивых ребят — были в первый раз приглашены на недельный летний отдых в Норвегию. Чтобы остальные ребята-воспитанники интерната не скучали, на средства скандинавских друзей для них была организована поездка в Санкт-Петербург.

В январе этого года в Осло полетела наша девочка, студентка профессионального лицея  из Пскова Алена Поздеева. Ее пригласили на Рождество названные родители Арне и Мари-Анна Хельмстадстуен. Алена –  бывшая воспитанница Яммской школы-интерната, и с 2008 года является участницей нашей степендиальной программы. Именно за хорошую учебу Арне и Мари-Анна решили наградить свою «русскую дочку» отдыхом в Норвегии. Около трех недель она провела с семьей своих скандинавских благотворителей.

Что на ваш взгляд нужно изменить в системе интернатов детских домов? 

Все и так меняется, но не так быстро, как мы бы того хотели. Количество детей в этих учреждениях  уменьшается ежегодно. Спасибо внедрению семейных форм устройства сирот (приемная семья, детские деревни SOS и т.п.). Вот только служба сопровождения (не контроля, а реального сопровождения)  приемной семьи отстает по темпам роста приемных семей, а без сопровождения такая семья имеет большой шанс на развал, детям не всегда в таких семьях хорошо.

Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.

Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.

Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!

1 комментарий
  • Анатолий Иванов

    Дорогие мои, друзья, однокашники, товарищи?
    Я тоже учился в Яммской школе-интернате. Даже именной в этой школе в мае 1963 года был принят в комсомол. О школе остались самые лучшие воспоминания. Ни какой ущербности или комплекса «забытого и брошенного» я не испытывал. О школе написал даже несколько рассказов. Потом, (после 7-го класса) был переведён в Псковскую школу-интернат №1. Считаю, что школа-интернат дала мне хорошие знания. Я закончил техникум (железнодорожный), потом институт, и далее Российскую Академию Государтсвенной службы в Москве. Работал руководителем ряда предприятий на железнодорожном транспорте. Сейчас преподаю в Академии. Готов поделиться мнением о перспективах существования школ-интернатов в нашей стране. Зная жизнь школы изнутри, могу высказать личное мнение. Убеждён школы сегодня нужны, как простые общеобразовательные, приюты для детей, детские дома, школы-интернаты. Разумеется финансирование этих своеобразных учебных заведений должно быть государственным. Ни каких проблем по увеличению достойного уровня финансирования школ-интернатов и детских домов в стране, раз в 10 (в десять) не вижу. Нужна всего лишь добрая воля в этом деле руководителей страны. Прошу откликнуться: мой эл. адрес ivanovaa-49@yandex.ru С уважением Анатолий Александрович Иванов, выпускник Псковской школы-интернат 1964 года, и учащийся Яммской школы-интернат 1962/63 уч. года.

    7 апреля 2013