Валентина Кудрикова
Валентина Кудрикова 14 июля 2017

«Для приемной семьи важно, чтобы помощь не была сопряжена с контролем»

0
986
0

В Санкт-Петербурге начала работу Ассоциация приемных родителей. Опекуны и усыновители Северной столицы могут получить здесь юридическую и психологическую поддержку, при этом одной из важнейших задач организации основатели считают профилактику вторичного сиротства, то есть возвратов детей в детские дома приемными родителями. Об этом корреспонденту фонда «Измени одну жизнь» рассказала председатель Ассоциации,  многодетная приемная мама Вероника Кудрявцева.

вк4

Вероника Кудрявцева с дочерьми. Фото — их семейного архива Кудрявцевых.

— Вероника, расскажите, как вы пришли к мысли создать Ассоциацию приемных родителей Санкт-Петербурга?

– Многие приeмные родители Санкт-Петербурга общались и раньше, так что объединились мы уже достаточно давно. Наше общение чаще происходило в интернет-пространстве, но восемь лет назад мы организовали первую встречу – совместный предновогодний выезд приемных семей за город. Тогда нас было больше 100 человек. С тех пор мы все так или иначе поддерживали друг друга, помогали в силу своих возможностей или профессиональных навыков. Неформально, просто по-человечески. До момента регистрации нашей ассоциации это был круг взаимопомощи, замыкающийся по принципу знакомства друг с другом. Я понимала, что так быть не должно, что возможность получить помощь должна быть у любого приемного родителя.

В октябре 2016 года на Всероссийском форуме приемных семей в Сочи мы увидели и услышали своих коллег из разных регионов, поняли, что ассоциации успешно объединяют приемные семьи и работают в различных направлениях. Оказалось, что Санкт-Петербург – один из немногих городов, где ассоциации приемных родителей до сих пор не существовало. Стало понятно, что именно такой организацией должны стать мы.

– Чем вы помогаете друг другу?

– Ситуации бывают очень острые. Иногда кризис в семье так серьезен, что речь идет о вторичном сиротстве и возврате ребенка в детское учреждение. Наша задача – профилактика таких ситуаций. Мы пытаемся предотвратить истощение родительского ресурса и тем самым сохранить семью.

– В Санкт-Петербурге уже достаточно давно работают различные некоммерческие организации, которые помогают сиротам и приемным семьям. В чем вы видите цель ассоциации приемных родителей и ее отличия от других НКО? 

– Да, слава Богу, в нашем городе есть такие некоммерческие организации, и это здорово. Есть помощь, предлагаемая государственными учреждениями, и это тоже часто работает. Наше принципиальное отличие – помощь равных равным. Для приемной семьи важно, чтобы обращение за помощью было безопасным, чтобы помощь не была сопряжена с контролем. Чтобы люди не тонули в кризисе, а говорили о своих проблемах. Чтобы у приемных семей было сообщество, существующее с ними в одном понятийном поле.

О программах помощи

– Как складываются взаимоотношения ассоциации с органами опеки и попечительства? Намерены ли вы сотрудничать в каком-либо формате?

– Мы разослали информацию об ассоциации и ее программах в отделы опеки и попечительства Санкт-Петербурга (их в нашем городе более 150). Представители некоторых из них присутствовали на официальном открытии ассоциации. На самом деле со многими руководителями и сотрудниками органов опеки в нашем городе мы знакомы и сотрудничаем уже давно. Иногда, например, органы опеки, работая с кризисной ситуацией в кровной или приемной семье, обращаются к нам за помощью в поиске новой принимающей семьи для ребенка. Все больше специалистов отделов опеки понимают, насколько важно предотвратить попадание ребенка в сиротское учреждение.

вк5

На одной из встреч приемных родителей — членов ассоциации. 

Конечно, мы очень надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество в области защиты прав детей и приемных семей. Наша ассоциация разработала и реализует несколько программ, в которых могут участвовать представители органов опеки. Это, например, «Родительские каникулы» (кратковременное размещение приемного ребенка в другой семье для восстановления сил приемных родителей), «Обучение» (организация мероприятий с участием ведущих специалистов в области педагогики, психологии, дефектологии, медицины и юриспруденции для замещающих родителей), «Медиация» (профессиональные посреднические услуги в конфликтах и в общении приемных родителей и ребенка с его кровными родственниками, с  сотрудниками  школ, органов опеки и т.д.) и другие.

–  Действительно, на странице ассоциации приемных родителей Санкт-Петербурга в соцсети  представлен целый список программ помощи приемным семьям.  

– Программы ассоциации достаточно разные, все имеют свой формат. Например, программа «Сопровождение» предполагает профессиональную психологическую, юридическую, информационную помощь будущим и состоявшимся приемным родителям – на практике это содействие и в сборе документов, и в поиске ребенка, и в «прочтении» его медицинской карты, и в оформлении всех необходимых пособий после принятия ребенка в семью, и в разрешении конфликтных ситуаций. Консультации проводятся специалистами ассоциации (юристом, психологом, врачом и др.) как очно, так и по Skype или в переписке. Программа «Родительские каникулы» имеет свой алгоритм: это и тренинговая работа, и встречи в офисе, и выезды специалистов на дом. Программа «Медиация» предусматривает встречи как в нашем офисе, так и «в полях».

«Первый ребенок пришел ко мне сам»

– Вероника, многие знают вас как опытную приемную маму, воспитывающую девятерых детей. Как вы к этому пришли?

вк1– Приемной мамой я стала достаточно рано. В отличие от большинства приемных родителей, пришедших к осознанному решению о принятии в семью ребенка, я этот путь не выбирала. Я вообще не уверена, что мне хватило бы духу встать на него. Но так сложилась моя жизнь – первый ребенок пришел ко мне сам.  Впрочем, как и последующие, кроме самых младших.

Волею судеб в 19 лет я пришла в коррекционный детский дом работать музыкальным руководителем и заместителем директора по организационной работе. Спустя три года, уже после увольнения, однажды я увидела у своего подъезда бывшую воспитанницу Анечку – она ждала меня. Ей тогда исполнилось 16, но она с рождения воспитывалась в специализированном детском доме, так что по развитию тянула лет на 12.

Уже шел последний год пребывания Анечки в детском доме, и она стала приезжать ко мне на каникулы и праздники. После выпуска она поступила в училище и жила со мной. Сложностей была масса. Очень облегчало жизнь то, что я была ее педагогом в прошлом – был наработан авторитет, прощупана степень дозволенности и сформирована сильная привязанность.

С Анечкой у нас не было первого года адаптации. У нас был тяжелейший запоздалый переходный возраст. Это сейчас я знаю, что независимо от возраста попадания ребенка в семью ему необходимо прожить все этапы развития заново, «залатать» все образовавшиеся «дырки». Конечно, чем младше ребенок, тем меньше этих дыр и тем проще воспринимается родителями регресс. Но подростки нуждаются в семье не меньше малышей, для них попадание в приемную семью – часто последний шанс «перепрожить» свое исковерканное  детство и перенять модель нормальной семьи.

Сейчас у меня девять приемных детей. Четверо из них пришли в мою семью подростками. Наш единственный мальчик, Дима, племянник одной из моих приемных дочерей, жил с нами с рождения до 10 лет, а затем вернулся к кровной маме. Это был благополучный опыт возврата ребенка в кровную семью.

Двойняшки Даша и Маша пришли к нам, когда им было по три с половиной года. Через два года появилась Юлька, которой было три с половиной месяца, а еще через два – Лизавета (ей было два с половиной года).

– Вы сознательно выбирали только девочек или так сложились обстоятельства?

– На данный момент можно сказать, что я «девочковая» мама. Наши стесненные жилищные условия диктуют нам такой путь.

«Адаптация – это нормально»

– Девять детей – это огромный материнский опыт. Как девочки привыкали к вам и друг к другу?

– Для меня в адаптации самым острым моментом является реакция детей на вновь принятого ребенка – то, как они выстраивают свои отношения с ним, их готовность «делиться» мамой, определение ролей внутри семьи. Это сложный процесс. Очень важно, сосредоточившись на новом члене семьи, не упустить из виду чувства других детей.

вк3

Когда к нам в семью пришла моя последняя дочь Лиза, то самая близкая к ней по возрасту Юля буквально физически страдала от Лизиных криков и истерик.

Нам, взрослым, понятно, что до обретения семьи крик был для Лизы единственным способом привлечь внимание именно к себе, заявить о своем дискомфорте.

Ею была найдена та невыносимая нота, на которой крик становился «эффективным». А Юля, будучи очень эмоционально лабильной девочкой, этого просто не выдерживала. И тут было важно определить каждому свое пространство.

Нам даже пришлось сделать некоторую перестановку, чтобы девочки не оказывались в одной комнате перед сном, когда Лизонька особенно бурно использовала свою «методу».

– Иногда приемные родители рассказывают, что адаптации у их детей практически не было…

– Ну как не было? Адаптации не может не быть. Адаптация по словарю – «приспособление органов чувств и организма в целом к изменяющимся условиям существования». У кого-то это очень бурный период. Часто приемные родители рассказывают, что из них вылезали такие «демоны», про которых они и знать не знали. И это всегда очень тяжело. Человек не хочет принимать такого нового себя, кажется, что во всем виноват ребенок, возникает мысль «отменить» все, что натворил. И тут, конечно, необходимо обращаться за помощью к специалистам-психологам, можно и в нашу ассоциацию приемных родителей Санкт-Петербурга. Это поможет выжить.

Да, иногда адаптация проходит не так остро и ее даже можно не заметить, так как вместе с новым членом семьи в дом приходит много новых забот и новых задач, нужно встраивать новый «пазлик» в имеющуюся систему. Родитель находится в стрессе, мобилизуется и не успевает утонуть.

Сколько бы ни рассказывали в ШПР об ужасах адаптации, это все равно остается теорией. Главное, что нужно помнить будущим опекунам и усыновителям, – это, во-первых, что адаптация – это нормально, и во-вторых, что этот период конечен, он пройдет.

– У ваших старших детей адаптация в семье совпала с подростковым возрастом. Что бы вы посоветовали родителям подростков?

– Да, в период адаптации подростка в семье часто бывает невозможно разделить, что именно является проявлением адаптации, а что – естественным явлением подросткового периода. Подросток – всегда задачка повышенной сложности. Это всегда диалог, это всегда партнерские отношения и очень аккуратные возвращения ко всему непрожитому им. Приемный подросток в семье – это решение двух сторон, родителей и самого ребенка. Очень важно, как мне кажется, заручиться «желанием» ребенка идти в вашу семью еще на стадии знакомства. Это некий контракт. И это фора родителям успеть в первые месяцы дома показать, что они ребенку не враги.

«Сложно быть такой мамой, чтобы не иметь к себе претензий»

– Что для вас самое сложное в приемном родительстве?

– Остановиться. Все время хочется еще детей, ведь счастья много не бывает! Это такая своеобразная жадность. А если серьезно, то, как и в кровном родительстве, сложно дотянуться до той планки, которую сам себе ставишь. Сложно быть такой мамой, чтобы не иметь к себе претензий. Все время думаешь, как еще можно дать, что еще можно сделать.

Ребенок, в свою очередь, тоже представляет себе свою будущую семью. И это тоже некая иллюзия с картинками. Но ни те, ни другие картинки не имеют отношения к действительности. После общения в учреждении эти иллюзии не исчезают. И родители, и ребенок лишь номинально сопоставляют свои ожидания с реальностью.

Но совместная жизнь в семье гораздо шире анкетных данных. И вот это самое принятие ребенка таким, какой он есть (а он отличается от  твоих представлений и выбивается из построенных планов), часто бывает очень сложным.

Еще сложно постоянно быть в ресурсном состоянии, так как времени на себя катастрофически жаль. Но если не отслеживать состояние своей ресурсности, то пострадают в первую очередь дети. Так что мы в Ассоциации приемных родителей всегда рекомендуем мамам и папам беречь не только детей, но и себя.

«Передышка» — это проект благотворительного фонда «Измени одну жизнь», созданный для поддержки опекунских семей и семей усыновителей. Он направлен на профилактику эмоционального выгорания приемных родителей и кризисных ситуаций в семье, а также на предотвращение вторичных отказов от приемных детей.

В рамках проекта «Передышка» опекуны и усыновители из Москвы и ближайшего Подмосковья могут бесплатно воспользоваться помощью приходящей няни или бебиситтера, что дает им возможность взять хотя бы небольшой перерыв в ежедневной веренице дел, найти немного времени для себя, повысить свою ресурсность в качестве родителя.

Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.

Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.

Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!