Блог Натальи Городиской: «Верните его обратно!» или моменты, «отравляющие» жизнь приемным родителям

2
1319
6

Наталья Городиская из Пензы, мать двоих детей и общественный деятель, взяла в 2012 году из детского дома маленькую девочку. Спустя некоторое время получилось так, что дочку пришлось отдать кровному отцу. Наталья забрала из детдомов еще четырех мальчишек разного возраста, а летом 2013 года дочка чудесным образом вернулась к ней. Эту историю Наталья описала в своем первом блоге на сайте фонда «Измени одну жизнь». Затем был рассказ об Ирине, первом опыте принятия в семью подростка. А сегодня — заметка про то, что не стоит обращать внимание на мнение всех окружающих тебя людей, если ты выбрал для себя путь усыновителя.

Городиская Пенза усыновление

Воспитание ребенка, особенно приемного, — дело очень сложное, ответственное, требующее огромных физических, моральных и душевных сил. Часто, особенно на первых порах, опускаются руки, иссякают силы, кажется, что никогда с этим не справишься, да и вообще, зачем все это надо. Но наступает тот самый день и, в ответ на любовь, терпение, ласку, настойчивость и душевное тепло, ребенок отогревается, «приходит в себя», и уже ничем не отличается от обычных домашних деток. Но путь до того самого дня иногда долог и труден, тяжело и ребенку, и принимающей семье. Часто, ожидая сочувствия и понимания со стороны окружающих, мы получаем совершенно обратное.

Сколько глупых «пророчеств» я выслушала

Помню время, когда к нам семью пришла наша старшая приемная дочь. Даже не дочь, а скорее младшая сестренка. Ей было 17 лет, мы познакомились на концерте в честь 8 Марта в детском доме. Мы стали брать девочку в гости, на тот момент у нас было двое кровных детей. В 18 лет она, покинув стены детского дома и не имея никакого жилья, стала жить у нас.

Если вспомнить все то, что мне говорили по этому поводу окружающие – жуть берет. Сколько предостережений, глупых «пророчеств» и гадостей я выслушала! С тех пор прошло 5 лет. Наша девочка продолжает учебу, получила квартиру, вышла замуж, родила сынишку. И она, и ее семья – наши любимые и родные люди. Свадьба — вместе, первое УЗИ – вместе, на скорой в роддом – вместе! Я  ни на одну секунду не пожалела о принятом тогда решении, несмотря на мнение окружающих.

С тех пор в нашей семье появилось еще 6 приемных детей. Конечно, в последнее время отношение к приемным семьям стало намного доброжелательнее. Обилие социальной рекламы, политика государства, деятельность фондов, общественных организаций, занимающихся вопросами семейного устройства,  положительно повлияли на мнение общества.

Помню, пять лет назад, моя соседка, имеющая двоих деток, сказала, что никогда не смогла бы взять приемного ребенка в семью. Но год назад, воодушевившись нашим примером, они взяли в семью мальчишку 4-х лет, еще через полгода — девочку-подростка. Сейчас собирают документы на трехлетнюю малышку с инвалидностью. Герои? Нет, обычные люди, прочувствовавшие боль, тоску и одиночество брошенных детей. Они видели, как меняются дети в семье, как расцветают, набираются сил  и уверенности в себе, в завтрашнем дне. Они поняли, что, взяв ребенка в семью, смогут ему помочь.

Перестала обращать внимание

За пять лет приемного родительства я заняла четкую позицию по поводу мнения окружающих. Вначале я злилась, отстаивая свою точку зрения, пытаясь что-то объяснить, доказать. А потом я просто перестала обращать внимание. В один прекрасный момент я осознала, что у каждого человека своя система ценностей. Не все могут понять и принять мою позицию – у меня есть 8 детей, и нет, допустим, дорогой норковой шубы или шикарного автомобиля. И при этом я счастлива. А как только я «изменила отношение к проблеме» — ее просто не стало. И знаете, мнение окружающих сейчас чаще положительное. Возможно, теперь меня окружают единомышленники. А осуждающие как-то «отвалились» сами собой.

Но есть еще один неприятный момент, с которым приходится сталкиваться приемным родителям – отношение к «бывшему детдомовцу» в детском саду и школе. Вернее, педагогическая некомпетентность воспитателей и учителей в вопросах воспитания особых детей. Да, наши дети особые. Они все прошли через горе, они были преданы, оставлены, брошены.  Им надо помочь! Часто адаптация в саду и в школе у них идет внахлест с семейной адаптацией – и от этого вдвое сложней и родителям и детям.

getImage (5)

Но как часто свое нежелание иметь в группе или в классе «неудобного» ребенка педагоги списывают на его детдомовское прошлое. Скажу честно, мне в этом плане повезло – в детском саду с пониманием отнеслись к проказам моей трехлетней приемной дочери. Даже жалели ее. Жаловались мне, конечно, если та пыталась «висеть на люстре». Но со временем благодаря терпению воспитателей, все сошло на нет и дочка стала любимицей в группе. Своих старших я сразу перевела в другую школу, где так же с пониманием отнеслись к нашей ситуации. Конечно, я разговаривала с классными руководителями, рассказывала им о прошлом моих детей, о тяжелой травме, о том, что они все равно самые замечательные дети на свете. Да, у них трудности с обучением, иногда с поведением. Но мы договаривались вместе над этим работать. Педагог-родитель. Справиться можно только вместе.

Конфликт с педагогом

Совсем иная ситуация, когда возникает конфликт с педагогом. Общаясь со многими приемными семьями, знаю, что это случается довольно часто. Представьте состояние мамы, которой молодая воспитательница в детском саду заявляет: «Бедная вы, бедная! Как же вы с ним справляетесь? Верните его обратно!» И все объяснения на тему: «мой мальчик с рождения в детском доме, в нашей семье уже год, в саду только месяц. Это адаптация, надо потерпеть, помогите мне, дома он идеальный ребенок, вы не знаете, как он изменился за год, давайте вместе…» — для нее пустой звук. Воспитательница угрожает расправой родителей того мальчика, «которого укусил ваш ребенок», «он у вас неадекватный», «что от него ждать, он же детдомовский», «наверно, вы не справляетесь», «мы сообщим в опеку».

Нет, милые мои, это вы не справляетесь! Дома мальчишка ведет себя замечательно. Да, маме потребовался год, чтобы из ребенка с ярко выраженным синдромом госпитализма «слепить» замечательного мальчишку, пусть озорного, но разве мало озорников в группах детского сада? У моего младшего сына в группе есть мальчик, рослый и крепкий, на голову выше других, любящий пошуметь, похулиганить, укусить, а иногда и ударить кого-то. Но вряд ли его мама слышала: «верните его обратно». Куда вернуть-то? В живот запихнуть, что ли?

И наши воспитатели находят слова, методы убеждения, могут занять чем-то озорника. Молодцы, настоящие педагоги – профессионалы. Но таких, увы, мало. И приходится родителям, глотая обиду, «забирать обратно» вон из садика своего малыша. Курсы бы какие организовали, что ли, для таких горе — педагогов. И всем подарили бы по книге Людмилы Петрановской «В класс пришел приемный ребенок», чтоб читали и знали, что делать.

Я прекрасно понимаю, что труд воспитателей и учителей тяжел, что детей в группе или в классе много, что некогда заниматься одним расшалившемся ребенком, что легче его убрать с глаз долой, но разве в этом заключается работа педагога? Родителям тоже тяжело, они стараются изо всех сил.

Хотелось бы верить в то, что вслед за изменившимся в положительную сторону отношением общества и государства к проблемам детей-сирот, изменится и отношение многих педагогов к «неудобным», но очень любимым нами «бывшем детдомовцам», но для нас – самым родным и замечательным на свете детям.

Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.

Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.

Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!

6 комментариев
  • Ання

    Потому что раньше педагоги шли по призванию,а сейчас половина,лишь бы поступить куда-то,некоторые детей терпеть не могут,ребёнок приходит в 1 классе и говорит тут я три строчки пропустил,а не две,потому что я идиот,как-то так…

    11 декабря 2014
  • Екатерина

    Увы, я тоже столкнулась с тем, что некоторые взрослые и успешные люди имеют предубеждения относительно приемных детей. Педагоги, врачи не исключение.
    Показываю свою дочку неврологу. Действую по принципу: «Перед врачом, священником и адвокатом не стесняются. Иначе сложно вам помочь». Рассказываю неврологу «откуда ноги растут», что ребенок приемный. Врач внимательный, в принципе, оценивает ребенка, его способности, положительно, но сразу заявляет: «Ну в институт она у вас вряд ли поступит.. Скорее будут проблемы …» А ребенку всего 2 года…. Ребенок активный, смышленный, педагоги ее хвалят.
    То есть заранее программирование, предубеждение. Автор прав: начихать и забыть, не обращать внимание.

    14 октября 2014
    • Елена

      Ой, неврапотолог такое сказал моему ребёнку, который получил родовую травму. Ставили ЗПР,сейчас ему 19 лет, и учится он не хуже других. В институт пока не поступил, учится в техникуме. Думаю, что все впереди.

      13 ноября 2015
  • Екатерина

    Вы молодцы,я за вас рада! Вижу что вы счастливы и как горят глаза у ваших уже родных детей…Хорошо что вы есть у них..)

    14 сентября 2014
  • Наташа

    Зачем менять отношение педагогов к приемному ребенку, если можно просто не сообщать им о том, что ребенок приемный? Это ваше личное дело, семейное. К учебе не имеет отношение то, приемный ребенок или родной.

    18 марта 2014
    • Анастасия Медникова

      Наташа, дело в том, что тайна усыновления возможна только лишь при усыновлении и имеет смысл только до определенного возраста. Если ребенок находится в приемной семье или под опекой, то над негативным отношением педагогов надо будет работать, изменять его в более позитивную сторону. Особенно это касается средней и старшей школы (с 5 по 11 классы), т.к. тут уже много разных педагогов и значит, больше вероятность наткнуться на человека с негативными установками по отношению к приемным детям из дд.

      20 июня 2014