91050738_vosmirukaya

И следующий, вдогонку «Готовите, наверно, ведрами?». А еще: « Как же тебе так выглядеть удается, у тебя же столько детей!».

И действительно, как же мы все успеваем?

Честно, вначале было трудно. Наш первый «взрослый» тринадцатилетний приемный сын Артем с первых дней начал проявлять дикое усердие, помогая мне с уборкой. До его появления, имея маленьких деток, я делала все сама, жутко уставая. Причем убирался он «как электровеник» — быстро и чисто. Но вскоре я поняла «принцип работы электровеника» – все труднодоступные места в доме, например, в кладовке или на втором этаже «на складе», через некоторое время стали еще труднодоступнее из-за обилия скопившихся в них пакетов с мусором, носками, фантиками, игрушками и прочим, собранным наспех с пола мусором.

Со временем детей становилось больше, возникали споры: — кто пылесосит? Или кто пол моет? Или кто посудомойку разгружает? И далее – надоевший вопрос:
— « А почему я?». Кроме усталости копилось жуткое раздражение — ну как же все успеть? Еще немного и я упаду…

В один прекрасный день моему терпению пришел конец. «Забить на бардак», как многие советовали, я не смогла. Про то, что в многодетной семье порядка быть не может, тоже слушать не хотелось. Я решила, что детей надо к ответственности приучать, значит надо четко разграничить полномочия. Мы решили сделать «график дежурства». Ну и что, что как в детском доме! В садике и школе тоже есть график дежурств, потому что коллектив! Нас тоже 10 человек, двое взрослых – мама и папа, пятеро подростков – две девочки и три мальчика, еще трое « младших».

Эксперимент удался с первых дней – споры отпали сами собой, все встало на свои места. Опишу подробнее свой опыт. Надеюсь, мои советы пригодятся и Вам.

Про маму и папу понятно. Папа – главный добытчик, плюс ремонт в доме (его нельзя закончить, а можно только прекратить), мама – плюс к общественной работе огромное множество дел по дому. Продукты покупаем вместе, иногда по отдельности, благо у каждого свое авто. Иногда на помощь в супермаркет беру одного из старших, так как закупаемся тележками.

Кухня – любимое место всей семьи. Здесь мы решили сделать свой график. Получалось, что один из ребят (старших) раз в пять дней дежурит на кухне. Что входит в обязанности дежурного: собрать-разобрать посудомойку, протереть рабочую стенку, плиту, стол, помыть раковину. Пол протереть по мере надобности, то есть не каждый день. Посуду за собой каждый сам относит в раковину. Оттуда уже дежурный складывает ее в посудомойку. То есть получилось, что не так уж и много дел, особенно если учесть, что всего один раз в пять дней. Готовлю я всегда сама, призывая на подмогу «свободных» от дежурства – почистить картошку, например. Да, огромную помощь в «готовке» оказывает мультиварка – очень удачное приобретение. Можно готовить часто, много и быстро – и не стоять у плиты весь день. И пусть приготовленного борща хватает на один раз – не беда, зато каждый день свежее первое блюдо, а заложить в чашу мульти сырое мясо и остальные продукты особого труда не составляет и много времени не занимает. Еще хлебопечка — вещь очень полезная. Наш самый старший сын так увлекся выпеканием хлеба, что рецептуру свою выдумал – и «Ванин» хлебушек всегда самый вкусный!

График дежурств висит на холодильнике. Как заканчивается – чертим снова. Очень удобно – всегда есть, с кого спросить за бардак и грязные тарелки. И еще важный момент – не выполнил сегодня свои обязанности или сделал все тяп-ляп – завтра дежуришь снова вместо следующего по графику. А что делать? Сам виноват, отвечай. Так что выгоднее в свой день постараться.

Порядок во всем остальном доме тоже поддерживаем по графику. В своих комнатах убирает каждый за собой и по договоренности один из ребят там пылесосит и пол протирает. Девочки для удобства в своей комнате свой график составили, мальчики свой. Иногда я с грозным видом объявляю, что иду «проверять порядок в шкафах и комнатах». Дети исчезают минут на 20 – быстренько ликвидируют «завалы», если таковые имеются. В гостиной, коридоре, комнате малышей тоже есть свой график. Решили для удобства на дни недели ориентироваться. Понедельник – среда — пятница – девочки дежурят (пыль вытирают, пылесосят и пол протирают по мере загрязнения), вторник – четверг — суббота – мальчики. В воскресенье – выходной! У младших с утра воскресная школа, старшие отсыпаются. Да, дежурный по кухне автоматически освобождается от остальных обязанностей.

По моим наблюдениям ребят эта схема очень устраивает. Загруженность получается небольшая – даже каждый день помогать не надо особо – один раз в пять дней на кухне и через день какое-либо дело во всем остальном доме сделать (они между собой сами договариваются – один пыль протирает, другой пылесосит, третий пол моет). Приходим из школы, обедаем, учим уроки, помогаем – и время свободное остается!

Выходит и в многодетной семье можно научиться поддерживать порядок. Сейчас мне даже напоминать ребятам не надо — они уже привыкли к тому, что есть график и каждый знает, что именно он должен сделать сегодня. А у меня, мамы восьмерых детей, и на себя время остается и на готовку «чего-нибудь вкусненького»!!!

Материалы по теме:

10 коммент. к записи “Блог Натальи Городиской: Про то, «как мы все успеваем»

  1. Здравствуйте, Наталья! Когда мы взяли 4 детей, то тоже, спустя немного времени, додумались до графика. Правда у нас схема «отдежурить на следующий день» не прошла (((( Поэтому мы ввели систему баллов за выполнение ежедневных заданий и дополнительные баллы если удаётся не в свое дежурство сделать что-то из домашней работы, в результате подсчёта которих по итогам недели дети либо получают небольшую денежную премию, либо выплачивают штраф, либо просто остаются при своих деньгах. В любом случае в выигрыше родители)))))))

  2. Здравствуйте, Наталья! Большое спасибо, за статью, очень полезна! Я уже приняла одного ребёнка — мальчика подростка, но хочу взять больше, чувствую, что есть силы и желание. Свои двое взрослые уже и дочка двенадцати лет. У Димы ставится лёгкая умственная отсталость, а по моим наблюдениям в течении уже полутора лет — плохая память и педагогическая запущенность. В 12, 5 лет, когда я его забрала, мы начинали разбираться во временах года и стрелках часов. Через год, учителя вынесли благодарность — ребёнка не узнать, оставили его на 7-ом виде обучения, хотя готовили к 8-ому, но кто бы знал, сколько времени и сил я на это потратила, учитывая, что через месяц он снова всё забывает. Мой вопрос: Наталья, скажите, пожалуйста, а как успевать выполнять со всеми детьми уроки, если они слабо учатся?

    • Татьяна, уроки — тема особая. И для детей наших порой отсутствие понимания со стороны педагогов делает обучение в школе задачей непосильной. Но учиться надо. Особенно тяжело учеба шла у приемных подростков. Сейчас четверо из них уже поступили в колледжи. Но уроки мы с ними не учим. Это было бы физически невозможно при таком количестве детей. Мы контролируем их выполнение. Нашего девятиклассника даже больше, чем первоклашек и дочь-пятиклассницу. Они в обычной школе, не 7-й вид. Особым детям, конечно, внимания с уроками нужно гораздо больше уделять.

  3. здравствуйте, Наташа! тоже мечтаю о большой семье с приемными детьми. скажите, а как Вы справляетесь со всем в плане финансов? ведь на работу то уже не уйдешь?

  4. Наталья, большое спасибо за статью, очень для меня полезной оказалась. У меня трое мальчишек, сейчас готовлюсь к приему в семью первого приемного ребенка. Очень волнуюсь и переживаю. Много разных мыслей: как все успевать (вот кое-что могу теперь из Вашего опыта применить), как всем уделять достаточно внимания и много другого. Ваши советы были бы ценны.

  5. Интересно, а не воспитается ли при таком подходе привычка не брать ответственность на себя, а подчиняться чужой воле? Сказали- сделал. Не сказали- не сделал.
    У меня есть знакомый- он зовет гостей к себе, а на всех- две вилки и одна тарелка. Просишь его купить одноразовых тарелок на всех, он покупает- но только тарелок. Вилок-то не сказали купить. А сам он не думает, он только исполняет.

    • Привычка не брать ответственность на себя как раз и формируется, когда нужно говорить — что кому и когда делать. Когда каждый раз ходишь и раздаешь указания. Мне хочется, чтобы как раз каждый знал зону своей ответственности. Должен сделать — сделал. И не надо каждый раз ждать, когда тебе скажут — иди и сделай.

  6. Наталья, здравствуйте! Как можно с Вами связаться? Я из Заречного, живу в Греции, мне нужны Ваши советы! Спасибо!

  7. Наталья, спасибо большое за статью! Поделитесь еще, пожалуйста, какие правила действуют в вашей семье в отношении телевизора, компьютеров и т.д. Буду очень признательна.

    • Телевизор и компьютеры — сколько угодно, только после уроков и помощи по дому) ну это в идеале, конечно…. всякое бывает)

Добавить комментарий

 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *