Депутат Госдумы Ольга Баталина предложила провести региональные форумы приемных семей в рамках партпроекта «России важен каждый ребенок». Региональные координаторы проекта, по словам депутата, должны обсуждать возможные законодательные инициативы в сфере сиротства и усыновления с общественными организациями, родительскими сообществами. Специально для фонда «Измени одну жизнь» эксперты рассказали о том, в принятии каких законов нуждаются сироты и приемные семьи.

https://skr.su/p/big/skr_15022013163759.jpg

«Надо приступить к решению проблемы так называемых «родительских детей». Фото — skr.su

Ольга Баталина перечислила законодательные инициативы последних лет. Речь идет о защите трудовых прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Другой законопроект касается присмотра за ребенком в случае одновременной смерти опекунов. Также, сообщила депутат, Госдума и Совет Федерации одобрили закон, который вводит новый вид социальных пенсий для детей-подкидышей, чьи родители неизвестны.

ЯнаЛеонова_исп_директорЯна Леонова, исполнительный директор БФ «Измени одну жизнь»:

«Очень хорошо, что уже решился вопрос, касающийся трудовой деятельности во время каникул для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Эта тема в числе прочих как раз обсуждалась на последнем заседании рабочей группы.

На сегодняшний день совершенно точно надо урегулировать процедуры отобрания детей, определить четкие полномочия и ответственность органов опеки и попечительства, права и обязанности родителей, ввести четкий понятийный аппарат — что считать угрозой жизни ребенка при принятии решения об отобрании, как оценивать эту угрозу.

На мой взгляд, также важно решать проблему образования детей, которые живут и воспитываются в системе государственных учреждений. Обычные школы по-прежнему мало готовы к принятию этих детей, а между тем, школьные сложности детей (обучение и адаптация) часто порождают очень стрессовые ситуации в семье.

Совершенно определенно надо приступить к решению проблемы так называемых «родительских детей», когда родитель пишет заявление, что испытывает временные трудности и просит государство позаботиться о ребенке. Количество таких детей в некоторых регионах достигает 80 процентов от общего числа воспитанников организаций для детей-сирот. Это явный перебор во всех отношениях.

Работы предстоит очень много и по многим другим вопросам, я очень надеюсь, что ситуация действительно начала меняться.»

Альшанская

Елена Альшанская, президент БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам»:

«На мой взгляд, необходимо урегулировать общие правила работы с ребенком, который признается оставшимся без попечения родителей. Сейчас система выглядит достаточно хаотично: работой с кровной семьей занимаются органы соцзащиты, статусом ребенка — органы опеки и попечительства, бытом и воспитанием — детские дома. И все эти структуры могут в отношении одного конкретного ребенка между собой практически не взаимодействовать, кроме как по формальным моментам.

Надо довольно четко прописать — в каких ситуациях мы можем признать ребенка нуждающимся в семейном устройстве, а в каких речь будет идти лишь о временном. Порядок работы, который предполагает всегда сначала серьезную работу с кровной семьей. У нас через 2 месяца после отобрания детям уже ищут семью, обещая семьям скорое лишение прав родителей. За два месяца иногда нельзя даже разобраться в том, что за ситуация — а не то, что попробовать ее решить и успеть уже признать ее решение невозможным.

Надо прописать необходимость плана работы по восстановлению детско-родительских отношений, он должен предполагать серьезные меры поддержки и работы с семьей. Чтобы постоянное устройство ребенку можно было искать только в действительно случаях исчерпанности мер или добровольном отказе родителей от воспитания.

Нам не нужны отписки а-ля: «Мы поговорили с родителями, а они нас не послушались». Важны реальные меры поддержки. Работа с конкретным случаем, с планированием действий по выходу из кризиса, с вовлечением самой семьи в составление этого плана. Если речь идет о семьях с низким достатком, то органы опеки должны ставить вопрос о финансовой помощи со стороны соцзащиты. В регионах для таких семей предусмотрена разовая выплата, но она мало на что влияет. Помощь должна быть системной.

В законодательстве отсутствуют четкие формулировки в части лишения, ограничения родительских прав. Судьи, сотрудники опеки на местах принимают частные решения. Нам нужно пересмотреть всю методологию определения помощи семье и ребенку и пересмотреть систему принятия решений о лишении родительских прав. Мы не должны допускать ситуаций, при которых вместо помощи семья лишается ребенка.

Если говорить уже о ситуации устройства в другую семью, то важно опять же урегулировать разницу между кровной опекой и не кровной. С точки зрения требований и мер поддержки. Я неоднократно говорила о введении обязательного обучения не только посторонних опекунов, но и родственников, которые берут на воспитание ребенка. Эти семьи также должны проходить курсы приемного родительства. И получать поддержку.

Если мы возьмем для примера приемные семьи, то надо определить, что в таких ситуациях могут понадобиться именно приемные семьи, семьи с дополнительной поддержкой — для ребенка. Например, если это дети старшего возраста, сиблинги, дети с ОВЗ. И раз есть дополнительная поддержка, то должны быть четко определены правила и взаимные обязанности.

В договоре должно быть четко прописано что является предметом договора. Не просто факт передачи государством денег супружеской паре, которая взяла на воспитание ребенка, но и требования в части заботы о нем. Я считаю что, необходимо ввести базовое федеральное пособие. Сумма должна быть единой для всех субъектов федерации. При этом региональные власти могут определять доплаты, размер которых они сами смогут устанавливать, но ниже этой федеральной суммы опуститься нельзя. Сейчас мы имеем огромный разброс — Калининград, где размер пособий один из самых низких в стране, и Москву, где суммы более чем высокие.

В свою очередь, мы должны сформировать кадровый потенциал для органов опеки, служб сопровождения, создать систему материальной помощи на местах. Подготовка кадров, инфраструктуры, изменение законодательства – эти шаги нужно сделать в ближайшее время».

c6b4cc6307ba7a4b460b3f47d5ffba6cАлексей Головань, исполнительный директор БФ «Соучастие в судьбе»:

«В первую очередь, стоит вопрос об обязательном психологическом тестировании кандидатов в замещающие родители. Ежегодно происходят возвраты детей из замещающих семей. Это означает, что дети, переданные на воспитание в семью, а затем возвращенные в учреждение, получают серьезную психологическую травму. Специалисты утверждают, что выявление мотивации у кандидатов в замещающие родители к приему детей на воспитание и их реальная готовность к появлению ребенка в семье, сократит число возвратов.

Данный вопрос поднимался еще на стадии возникновения школ приемных родителей. Тогда этот вопрос отложили в долгий ящик, но сейчас мы понимаем, что психологическое тестирование просто необходимо. Психологическое тестирование – вещь оценочная. Все понимают, что оно может вызвать определенные конфликтные ситуации. Тем не менее, это сделать необходимо.

Также необходимо вводить подготовку кандидатов из числа близких родственников ребенка. Полагать, что они априори готовы к воспитанию ребенка, оставшегося без попечения родителей, из числа внуков, племянников, братьев-сестер ошибочно. Как раз при устройстве детей в семью родственников, часто возникают возвраты. Подготовка родственников не будет лишней.

Вопрос номер два: определение интересов ребенка при изъятии из кровной семьи. Я не согласен с позицией некоторых общественных деятелей, которые говорят, что органы опеки нацелены на изъятие детей из семьи. Полный абсурд. Однако такие случаи имеют место. Это эксцессы исполнения, которые присущи любым специалистам.

В данном случае оценку критериев изъятия, оценку интересов ребенка сложно прописать законодательно. Но, тем не менее, принципы, которыми должны руководствоваться специалисты органов опеки, установить необходимо.

Защита прав детей при устройстве в семьи, проживающие в других субъектах Российской Федерации. В некоторых регионах большинство своих, региональных детей уже устроены в семьи. Жители этих субъектов выезжают в другие регионы и берут детей в семью оттуда. Когда они привозят ребятишек к себе, то у детей возникают проблемы с реализацией различного рода гарантий.

Абсолютно все гарантии детей-сирот лежат на плечах региональных властей, даже если гарантии установлены федеральным законодательством. К примеру, обеспечение детей жильем, ежемесячным содержанием детей (согласно статье 148 Семейного кодекса РФ). Это денежное содержание, установленное в СК РФ, но предоставляется за счет средств субъекта Российской Федерации. Не говоря уже о местных мерах поддержки.

Регионы в условиях экономического спада начинают не местным детям в гарантиях отказывать. Я считаю, что это дурной знак. По сути, государство отказывается стимулировать устройство детей в семьи из других субъектов. Мол, берите ребят только в границах своей области, республики или края. Безусловно, это дискриминация детей властями региона, если они взяты под опеку или попечительство из другого субъекта РФ, но это недопустимо и с позиции положений Конвенции о правах ребенка, и с позиции статьи 19 Конституции РФ.

И еще один вопрос, который давно назрел. Как оценивать выплаты приемным родителям? Как оплату труда? Если так, то нужно заключить с ними трудовой договор. Это предусматривает и наличие отпуска, как у всех работников либо компенсацию за отпуск. Если это предоставление в счет гражданско-правового договора, то это тоже следует уточнить. Сейчас то, что получают приемные родители согласно договору о ПС, называется вознаграждение. Очень странный термин, который порождает много неопределенностей. Вопрос активно обсуждается на форумах приемных семей, но пока решения нет».

Материалы по теме: