Юлия Вяткина
Юлия Вяткина 3 мая 2017

У современных родителей высокий запрос на близкие отношения с детьми — исследование ФОМ

0
113
0

Фонд «Общественное мнение» (ФОМ) провел исследование о современных детях и родителях. Социологи выявили разницу между традиционным и новаторским отношением родителей к своей роли. Результаты исследования и комментарии экспертов — в материале фонда «Измени одну жизнь».

http://static5.depositphotos.com/1046535/502/i/170/depositphotos_5024345-Happy-family-playing-football.jpg

Чтобы выстраивать отношения, нужно проводить с ребенком время. Фото — static5.depositphotos.com

В опросе ФОМ приняли участие 1500 россиян старше 18 лет. Интервью проводилось по месту жительства в 43 субъектах РФ. Результаты исследования представили на Московском международном салоне образования (ММСО).

Современные дети сильно отличаются от вас, ваших сверстников, когда вы были детьми, или несильно? Или совсем не отличаются? 75% родителей уверены, что дети сейчас другие и они сильно отличаются от своих пап и мам, когда те сами были в возрасте детей. Одни считают, что современные «цветы жизни» — умные и сообразительные, другие — грубые, наглые, невоспитанные. Третьи отмечают, что у современных девочек и мальчиков есть компьютер, Интернет, мобильный телефон, они лучше разбираются в технике.

график 1

Ключевую ответственность за воспитание и развитие детей общественное мнение отводит семье. 71% респондентов полагает, что больше всего на формирование характера ребенка влияет именно семья.

68% родителей испытывает беспокойство, тревогу за несовершеннолетних детей, чаще всего – за их здоровье и будущее. Причем общественность видит угрозы и в детском саду, и в школе, и в СМИ. Угрозы самые разные: от примеров плохого поведения сверстников, непрофессионализма учителей и воспитателей до негативного контента в СМИ (много криминала, убийств, насилия, жестокости, секса, разврата, пошлости).

У родителей высокий запрос на близкие отношения с детьми, при этом 65% считают, что эти отношения ближе, чем те, которые были с их родителями. Но для того, чтобы выстраивать отношения, нужно проводить с ребенком время. 30% родителей говорят, что они проводят с ребенком времени больше, чем их родители проводили с ними. 42% считают, что они проводят с детьми времени меньше, чем им бы хотелось.

график2

В фонде «Общественное мнение» заинтересованы в изучении того, какие ответы на эти вызовы находят современные родители (папы и мамы в возрасте 31-45 лет). Социологи начали поисковое исследование, и у них уже есть гипотезы, которые они планируют проверять дальше. Кто такие «продвинутые» родители, родители-новаторы? Что им свойственно, какие практики демонстрируют? Об этом – в комментариях экспертов.

Мария Озерова, ведущий специалист отдела некоммерческих исследований Фонда «Общественное мнение»:

озерова

«Продвинутые родители понимают, что мир многообразен, вокруг много мнений, концепций, подходов к воспитанию детей. Они сомневаются и критически оценивают то, что происходит, прокачивают свои родительские компетенции, совершенствуются как родители. Они считают, что бессмысленно пытаться воспитывать ребенка, если ты сам не придерживаешься этого стиля жизни, к которому ты хочешь своего ребенка приобщить. «Воспитывай себя, а не ребенка», — этот принцип проговаривается как характеристика продвинутых родителей.

Кроме того, для родителей-новаторов, как мы увидели, важен баланс. Такие родители не готовы полностью отказываться от своей социальной активности. Они стремятся сохранить стиль жизни, который был до появления детей, мягко интегрировав детей в жизнь семьи с сохранением их интересов, потребностей.

Для таких родителей очень важны потребности ребенка. Он в центре мира современных родителей и часто воспринимается как равный. Даже с очень маленькими детьми родители пытаются выстраивать диалог.

Для родителей-новаторов важен баланс «интересы ребенка – интересы мамы». Что же делают родители для соблюдения баланса? Они пытаются упрощать быт, потребление. Готовы покупать и тратить время только на действительно важное, готовы платить за то, что облегчает жизнь и экономит время.

Родители избегают навязанных потребностей, мнений, ценят качество, готовы за него платить. Ищут варианты совместного детско-родительского досуга, чтобы интересы родителей могли быть реализованы во время общения с ребенком.

Также мы посмотрели на критерии оценки себя мамами: что такое хорошо и что такое плохо в понимании разных мам?

Во-первых, в нашем обществе считается нормой показать матери, что она плохая мать. В традиционном отношении к воспитанию ребенка внешние оценки важнее, чем личная позиция самого родителя.

В этой ситуации для родителей с новаторским отношением критерием является позитив и хорошие эмоции, которые дарят общение с ребенком. Они понимают, что хорошие родители, если ребенок отвечает позитивными эмоциями. «Плохо» для них, когда происходит нарушение баланса «интересы мамы – интересы ребенка». «Плохо» также неумение выстроить коммуникацию с ребенком так, чтобы не наносить ему психологическую травму. Личность ребенка очень ценна для таких родителей, они стремятся сохранять баланс, не кричать на ребенка».

Юлия Юдина, директор фонда «Измени одну жизнь»:

Юлия Юдина_директор_фонд Измени_одну_жизнь_281

«Безусловно, родителей, которые признают права ребенка, уважают его личность, интересы, становится больше. Но это не является единственной характеристикой всех родителей в возрасте от 31 до 45 лет, которые участвовали в исследовании. Современные родители разные.

Во многом сейчас детоцентризм. Мир крутится вокруг детей. «Все лучшее — детям» — это не просто лозунг, а реальность.

Часть современных родителей стремится к осознанному родительству, применяет его в жизни. Взрослые читают книги знаменитых психологов, начиная от Юлии Гиппенрейтер, Людмилы Петрановской и заканчивая зарубежными экспертами. Есть масса сайтов и форумов по ответственному родительству. Это такой тренд. Я уверена, что эта характеристика современных родителей относится к людям, живущим в городах с населением больше 500 тыс. жителей, у которых есть высшее образование, а доход выше среднего. А если мы возьмем огромную часть страны, которая живет на пороге бедности, то я думаю, там вопросы осознанного родительства будут отодвинуты на второй план вопросами выживания. Нет одного портрета современных мам и пап.

Отличаются ли современные мамы и папы от предыдущего поколения родителей? Конечно. Тогда был другой подход к воспитанию. Предыдущее поколение было воспитано на недостатке любви, сказывалось военное и послевоенное время. Не было разговоров о чести и достоинстве ребенка, его особом внутреннем мире, потребностях. Воспитывали в строгой дисциплине, подавлении воли, уважении к родителям. Общий подход – дети должны слушаться, должны делать то, что говорят взрослые.

Сейчас к ребенку относятся не как к объекту воспитания, а как к равноправному субъекту, у которого есть свои потребности, желания. Родители уважительно общаются с ним.

Современные родители испытывают чувство тревоги и вины. Они хотят проводить больше времени с ребенком. Мы сами растим в себе чувство вины, считаем, что много работаем, мало проводим времени с детьми, видим их урывками.

Мне кажется, нам надо всем расслабиться и найти баланс между любовью к детям, воспитанием, признанием их запросов, потребностей и интересами самих родителей. Как родители мы не должны забывать о том, что кислородную маску нужно надевать вначале на себя, нужно заботиться о своем душевном состоянии. Родителям нужно больше задумываться, как себя не оставить обесточенными. И помнить о том, что мы все так или иначе достаточно хорошие родители для наших детей».

Катерина Поливанова, директор Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ:

поливанова

«Все родители разные. И когда мы противопоставляем наших бабушек и современных родителей, это неправильно. Мы должны говорить про группу родителей, которая заинтересована в развитии детей. Суть вот в чем: они изучают новые тренды, собирают их и выбирают, чему следовать. Продвинутые родители уже все о воспитании детей прочитали и действительно все знают. И они должны выбрать собственную позицию. Сейчас жизнь предлагает огромное количество альтернатив. Если раньше, например, был всего один вид соски для детей, то сегодня пустышек столько, что замучаешься выбирать. В наше время работа с родителями – это работа с их опытом».

Олег Волков, руководитель и идейный вдохновитель проекта «Школа одаренных родителей»:

волков

«Существует такое равенство: «одаренный ребенок = одаренный родитель». Чему нужно, на наш взгляд, в обязательном порядке научить ребенка? Заботиться о здоровье, трудиться с радостью, нести духовность, расти профессионально, созидать будущее. Если у ребенка есть все аспекты здоровья, трудолюбия, духовности, собственного понимания своего пути и креативности, можно верить, что у ребенка все хорошо сложится. Чтобы это было дано ребенку в первые пять-шесть лет, родители должны иметь этот уровень в достаточной степени у самих себя. Креативность ребенка очень сильно зависит от креативности взрослого, который находится рядом с ним».

Ольга Ключко, профессор общеинститутской кафедры психологии образования Московского городского педагогического университета:

ключко

«Мы все время в нашей речи говорим о мамах, а это очень больная тема, особенно в России. Мы катастрофически отстаем от мирового тренда по активному включению отцов в жизнь семьи и воспитание детей. Мы сами проводили исследование в 2016 году, спрашивали детей, что они делают в семье с мамами, женщинами, бабушками, а что с папами, мужчинами, дедушками. И мы получили совершенно два разных списка. С папами дети предпочитают развлекаться, ходить за дорогими покупками, а с мамами занимаются уборкой дома, учат уроки, решают сложные задачи. Количество дел с мамой и количество дел с папой разнится в десяток раз. Но что для нас стало приятной неожиданностью, так это то, что детей купают папы. Сейчас наша основная задача – привлечь пап в родительские школы и на родительские собрания».

Комментарии

Еще никто не оставил комментарий, вы можете стать первым!

Добавить комментарий

Оставить комментарий через соц-сети

 
 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *