Вера Рыклина
Вера Рыклина 6 ноября 2014

Поговорим об этом

0
17
0

kids-and-money-claratii

Святославу Горенко 12 лет. Его мама – менеджер по персоналу одного из столичных издательств, папа – индивидуальный предприниматель средней руки. Святослав очень интересуется экономической ситуацией в стране и внимательно следит за курсом валют. Дело в том, что у него скопились небольшие накопления – в долларах, и теперь он ждет подходящего момента, чтобы наиболее выгодно обменять их на отечественные рубли.

В семье Горенко очень строгое отношение к деньгам, и Святослава с раннего детства приучали знать им цену и не тратить их впустую. Когда ему было четыре года и он уже хорошо различал цифры, ему всегда показывали ценники на продукты-одежду-игрушки. «Я все ему объясняла, — вспоминает его мама Елена. – Прямо брала в руки два сыра и говорила «вот этот дороже, потому что тут выше жирность, жирный сыр вкуснее, поэтому мы заплатим больше», или «Вот этот порошок дороже только потому, что про него чаще говорят по телевизору, мы возьмем подешевле». В пять лет Святослав, по словам родителей, уже знал приблизительную стоимость обычного продуктового набора их семьи и следил за тем, сколько родители тратят в магазине. В шесть лет впервые предложил не покупать что-то подорожавшее, а пойти в другой магазин и посмотреть, не дешевле ли там. В семь он стал интересоваться, как и ему заработать.

Святослав зарабатывает хорошими оценками, уборкой в квартире и бебиситтерством – сидит с младшим братом или племянниками, когда взрослым надо куда-то отлучиться. Про то, платить ли деньги за вполне нормальные семейные обязанности, родители долго размышляли, читали специальную литературу, консультировались с психологом. И наконец, решили, что лучше товарно-денежным отношениям они его научат сами. Они уверены, это не мешает Святославу быть душевным, теплым и готовым помочь: просто он теперь хорошо понимает, как тяжело даются деньги и поэтому ни за что не будет ими разбрасываться или неуважительно относится к любому труду.

Таких родителей, как Горенко, становится все больше. По многочисленным социологическим опросам в Европе (в том числе и в России), вопросы правильного экономического воспитания волнуют мам и пап чаще и сильнее, чем всего-то 10 лет назад. В начале 2000-х около 15% родителей из Франции, Германии и Италии еще сомневались в том, что ребенку нужны карманные деньги. Сегодня таких нет в принципе. Тогда 74% европейских взрослых были уверены в том, что ребенка не надо посвящать в финансовые трудности семьи, если они имеются: сегодня 62% утверждают, что ребенок должен быть в курсе денежных неурядиц и даже принимать участие в решении этих проблем. По крайней мере, на уровне «отказаться от покупок»: мол, ребенок вполне в состоянии понять, что в семье сложности и надо бы умерить свои желания.

Дети и деньги – одна из самых популярных тем современной детской педагогики. На Западе выходят десятки книг авторитетных психологов, которые предлагают сотни способов говорить с детьми о деньгах так, чтобы это шло им на пользу и помогло во взрослом состоянии. Вот-вот этот финансово-литературный детский бум дойдет и до России. У нас уже начали переводить книги этой тематики, да и свои, отечественные, появляются. Только что, к примеру, вышла очень актуальная книга для тех, кому еще не исполнилось 14-ти «Как отважный рубль хитрого доллара победил» о хитросплетениях современного валютного рынка. Книжка так себе, но это и не важно: ее появление означает только одно – спрос есть. А значит, скоро появится и что-то более качественное по теме.

Социопсихолог Елена Шолос говорит так: было бы странно надеяться, что деньги, будучи стопроцентной основой нашего общества, не начали бы проникать в мир детей. Конечно, начали. И будут это делать все активнее. Деньги везде вокруг нас, и ребенок рано или поздно столкнется с необходимостью действовать и в этой сфере тоже. «Главное, что должна сделать мама в этой связи, — научить своего малыша не переживать из-за отсутствия денег и не кичиться их наличием, — говорит Шолос. – Это избавит его от миллиона психологических проблем на всю жизнь». По ее словам, «экономически неподкованный» ребенок фактически обречен на комплексы – из-за того, что кто-то может позволить себе больше, чем он сам. И на зазнайство, если никто не объяснит, что в собственном богатстве нет ничего, что позволяло бы человеку смотреть на других сверку вниз.

Так что говорить с детьми про деньги надо, уверена психолог. Причем начинать лучше, как можно раньше: чтобы всевозможные операции с деньгами изначально были естественной повседневной реальностью.

А что именно говорить, — каждый родитель решает сам: некоторые считают, что деньги должны стоять во главе стола и главная задача родителя мотивировать ребенка на постоянное стремление к обогащению. Другие, наоборот, видят свое родительское предназначение в том, чтобы объяснить ребенку, что не в деньгах счастье. Психологи сходятся, что тут универсального метода быть не может: во-первых, каждому ребенку нужен свой подход, а во-вторых, цели родителей очень разные.

Анна Карамникова из Питера воспитывает в своем ребенке любовь к деньгам сызмальства. Она так и формулирует «Я хочу, чтобы он их обожал». Анна уверена, что только такое, практически нездоровое, отношение к деньгам может мотивировать человека на бесконечное стремление к самосовершенствованию и тягу к зарабатыванию. Анна сама из детского дома. Она не получила хорошего образования, не вышла «удачно замуж», не устроилась на работу мечты: они живут с сыном вдвоем, она зарабатывает 40000 – не много, но и не так уж мало. В любом случае для своего сына Анна хочет другой участи: чтобы он смог никогда ни в чем себе не отказывать.

Ее подруга Ирина, напротив, пытается объяснить 8-летней дочери, что деньги – это «необходимая, но не очень-то важная в жизни штука». Они делают подарки своими руками, штопают носки и очень бережно относятся к вещам: не потому, что не могут купить – вполне могут – но из принципа.

«Не так важно, что вы говорите про деньги, важно, что вы про них говорите вообще, — подтверждает детский психолог Элан Эмерсет. – Главное, не делать вид, что их в нашей жизни не существует, потому что без понимания экономического устройства жизни ребенок просто не жизнеспособный».

Приблизительно с такой ситуацией столкнулась москвичка Ангелина. Некоторое время назад они с мужем взяли под опеку 6-летнего Сережу. Он – хорошо развитый мальчик, без видимых проблем со здоровьем или эмоциональным развитием. Каково же было удивление Ангелины, когда она поняла, что у Сережи нет никакого представления о том, что такое деньги. Слово он слышал, но что оно значит – не знал. Всерьез считал, что в магазине можно все брать просто так. Оказалось, что объяснить такие простые вещи уже «взрослому» человеку достаточно сложно. Так что начинать надо как можно раньше, делится Ангелина свои опытом.

И дело не в том, чтобы сделать из ребенка финансового воротилу. Просто говорить о деньгах – единственный способ дать ребенку инструмент управления собственной жизнью, без которого современную действительность сложно себе представить.

А если вы хотите узнать больше о том, как в сознании приемных детей разделяется «своё» и «чужое», и почему приемные дети иногда берут чужое, смотрите видеозапись нашего вебинара на эту тему.

 

 

 

Комментарии

Еще никто не оставил комментарий, вы можете стать первым!

Добавить комментарий

Оставить комментарий через соц-сети

 
 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *