20 августа 2012

«Ребенок — это тяжкий труд и большая ответственность». Рассказ о школе приемных родителей

0
2
0

С сентября 2012 года посещение школ приемных родителей в России станет обязательным условием для того, чтобы взять малыша в семью. В Москве это условие и сегодня является одним из основных. Среди тех, кто занимается подготовкой будущих усыновителей — детский фонд «Виктория», который реализует ряд проектов помощи детям-сиротам и профилактики социального сиротства.

Школа приемных родителей, помощь приемным родителям
С сентября 2012 года школы приемных родителей станут обязательными для желающих усыновить ребенка

В феврале 2011 года фонд запустил программу  «Школа семьи», а уже в марте этого года Департамент семейной и молодежной политики Москвы выдал «Виктории» официальную аккредитацию и делегировал полномочия по подготовке потенциальных приемных родителей, сопровождению семей и социальному патронату. В рамках проекта проводится 2 набора в год по 10-15 семей. К чему готовят родителей на Школе? Об этом мы поговорили с руководителем направления «Дети в семье» фонда «Виктория», доктором социологических наук Ириной Осиповой.

Что представляет собой Школа приемных родителей: курсы, тренинги, некие психологические кейсы?

Есть государственная программа в этой области, но при этом НКО не должны подменять собой государство. Некоммерческий сектор может быть равноправным партнером. Наши программы отличны от государственных в силу того, что у нас дается пролонгированная форма и подготовки будущим приемных родителей и последующее сопровождение. Что такое Школа приемных родителей? Это не перечень лекций, тренингов. В систему подготовки входит обязательное обследование семьи до того, как они попадут к нам на обучение. Обследование достаточно глубокое: мы трижды выезжаем в семьи для того, чтобы выяснить насколько будущие родители, ближайшие родственники, кровные дети (если есть) относятся к решению об усыновлении ребенка. Далее у нас идут занятия продолжительностью 2,5 месяца. В течение этого времени мы готовим для органов опеки и попечительства так называемые заключения, которые у нас подписывают специалисты-психологи (не менее трех человек). Это заключение носит рекомендательный характер для уполномоченных органов. В этом заключении мы указываем, какие риски есть в данной семье: можно ли отдавать ребенка этим людям или нет. Если можно отдавать ребенка, то указываем, какого возраста, какого пола, через какое время желательно усыновить. Это все играет важнейшую роль в психолого-педагогическом плане. Все риски мы прописываем, и органы опеки и попечительства могут реально оценить ситуацию. Как Вы понимаете, все это делается для минимизации рисков по возврату ребенка обратно в детдом. Самой сложной возрастной категорией являются подростки, самой сложной внутрисемейной ситуацией является взаимодействие кровных и приемных детей. Вообще отношения приемных родителей с ребенком можно назвать достаточно непростыми.

На сайте фонда указано, что будущие родители познают психолого-педагогические, медицинские и юридические аспекты усыновления. Какие общие психологические проблемы присутствуют в ситуации с усыновлением?

Как я уже говорила, самой сложной возрастной категорией являются подростки. К сожалению, у многих из них сформировалось потребительское отношение к жизни. Ребята привыкают к тому, что им все предоставляется даром. Когда речь заходила о том, что «тебе надо будет на что-то жить в будущем, занимать свое место в обществе», они отвечали: «когда Вы нас забирали из семьи, Вы же нас не спрашивали». Получается, что общество за это должно расплачиваться. До недавнего времени я руководила одним из детских домов и с ситуацией хорошо знакома. Эти ребята, как правило, хорошо социализированы. Они могут за себя постоять, отстоять свою точку зрения, но мало знакомы с обязанностями. К примеру, власти Москвы дают выпускникам столичных интернатов квартиры в безвозмездную аренду на несколько лет, предоставляют целый ряд льгот. И ребята прекрасно знают об этом. Многие сдают квартиры, живут на пособия. Это позволяет им жить в городе, не работая. У меня был опыт, когда мы устраивали детей в вузы. Они с легкостью бросали учебу на первом же курсе. Все, что дается даром – никогда не ценится. Они усвоили правила добывания денег, но им незнакома психология семьи. Есть материальная цель, но нет духовной. Как правило, в это и упирается приемная семья. Будущие родители почему-то считают, что усыновленный ребенок будет им благодарен на всю оставшуюся жизнь, а это далеко не так. Возможно, все вышесказанное звучит достаточно жестко, но когда видишь ситуацию изнутри, они кажется совсем иной.

То есть Школа рассеивает иллюзии и дает реальную оценку ситуации? Были ли случаи, когда еще на стадии предварительной беседы семейные пары отказывались от идеи усыновления?

Да, такие случаи есть. Вы поймите, наша задача не отговорить супругов от идеи усыновления. Наша задача: дать им понять, смогут ли они это осилить или нет. Важно развеять иллюзии. И только тогда мы сможем избежать возврата ребенка обратно в интернат. Будущим родителям необходимо понять, что могут быть два варианта событий: ребенок может войти в семью и все будет благополучно, а может ее разрушить. Каждая семья должна трезво оценивать свои ресурсы, чтобы понять, насколько она устойчива. Как правило, после усыновления идет «медовый» месяц, когда ребенок хочет понравиться, но потом он пытается завоевать место под солнцем, изучает «зоны дозволенного», и здесь начинаются проблемы. Так происходит практически во всех случаях, поэтому будущие родители должны быть терпеливыми, ответственными, психологически подготовленными. Они должны обладать большим запасом прочности.

А как складываются отношения в семьях, где есть кровные дети?

Это наиболее сложная категория семей, потому что возникает некая конкуренция между родными и приемными детьми. Как бы то ни было, но родители все равно будут по-особому относиться к кровным детям. Такова природа человека. С другой стороны, многие родители к приемным детям относятся менее строго, чем к родным. Стараются их к ним быть мягче, снисходительнее. А это, в свою очередь, вызывает обиду, ревность у родных.

С 1 сентября посещение школ станет обязательным. Правильным или нет было решение со стороны государства обязывать будущих родителей посещать такие школы?

Это абсолютно правильное решение. Оно направлено даже не на родителей, а на детей. Отказ от него и последующее возвращение в детдом становится тяжелым психологическим испытанием для ребенка. Взрослый человек может переживать, но в конце концов, это несравнимо с детской трагедией. Они перестают доверять людям, становятся абсолютно закрытыми. По сути, это разрушает их. Это невозможно перенести спокойно. Вспомните, как каждый из нас переживал предательство близкого человека. То же самое только намного тяжелее переживает и ребенок. Я хорошо помню историю одной девочки, которую возвращали 4 раза, хотя ей всего было 8 лет. Ее забрали впервые в 5 лет и дважды возвращали с опеки и дважды возвращали из патронатных семей. Почти каждые полгода она приходила обратно в детдом. Можете себе представить, как тяжело ей было? Ребенок – это не игрушка. Каждый такой возврат оставляет неизгладимый след в его душе.

 

Комментарии

Еще никто не оставил комментарий, вы можете стать первым!

Добавить комментарий

Оставить комментарий через соц-сети

 
 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *