Евгения Захарцова с мужем взяли в семью двоих детей – Артема и Веронику. С самой первой встречи супруги столкнулась с травмами ребят. Сложная адаптация началась с первого дня

Приемная мама рассказала о том, как за 9 месяцев в семье изменились дети и родители, что предприняли приемные папа и мама, чтобы ребята забыли про голод и страх, почувствовали заботу о себе, интерес к каждому из них лично, а также о том, какую работу приходится проводить взрослым над собой, чтобы оставаться в ресурсе.

Это фото Ники приемным родителям показали в опеке.

А таким на фото впервые увидели Артема будущие мама и папа.

Окружающие нас не понимают

Я с детства я мечтала о большой семье. У меня взрослый сын от первого брака. К моему решению взять в семью еще детей он отнесся с пониманием, сказав, что это полностью наше решение. Проблем не было.

Со вторым супругом общих детей у нас нет, но мысль о большой семье осталась. В какой-то момент мы задумались о приемном родительстве.

По профессии я режиссер массовых мероприятий, и одно время работала в детдоме, организовывала праздники. В этот период я начала понимать сирот еще лучше.

Они повторяют участь собственных родителей, рожают, а потом бросают детей. Главная причина: они себя считают людьми, ненужными миру. Отправная точка мировоззрения.

Читать также — 5 шагов к принятию ребенка в семью

И если муж и сын поддержали идею приемства, то больше сложностей у меня было в отношении с окружающими.

Люди не могли понять, зачем мы взяли ребят из детского дома? Мол, ваши кровные уже выросли, поживите для себя. А некоторые думают, что мы стали приемными родителями из-за денег.

Мы быстро нашли Артема и Веронику

Спустя два года после окончания ШПР мы решились стать приемными родителями, долго думали, взвешивали. Начали искать, и нашли достаточно быстро Артема с Вероникой.

После больницы приемные родители смогли забрать детей домой . 

Первая встреча произвела неизгладимые впечатления.

Вопросы от детей были примерно следующие: «У вас есть машина? Вы богатые или нет? Будет ли у нас своя комната?» Тогда мне хотелось просто встать и уйти. Я была в шоке от их недетских вопросов.

Вечером мужу сказала, что к такому приему просто была не готова. Муж предложил все-таки убрать эмоции в сторону и сходить к ребятам еще раз.

И это сработало. Во время второй встречи дети вели себя спокойнее. Более того, Артем залез к папе на коленки.

Вероника же поначалу боялась, потом выяснилось, что она в принципе боялась мужчин. Детей бил пьяный отчим, поэтому взрослые мужчины вызывали чувство страха. В кровной семье детям было очень плохо: голод, побои.

Их хотела забрать одна семья, но потом исчезла. Стоит отметить, что дети в системе толком не жили. 13 декабря у них умерла мама, а 26 декабря мы забрали Артема и Нику к себе.

Так дети пришли в семью.

Медового месяца не было

С первых дней началась адаптация.

Во-первых, объявились кровные родственники ребят. Родня со стороны кровной матери сразу заинтересовалась судьбой детей: почему одеты так, а не вот так, куда пропали щечки, как питаются и так далее.

Так Артем и Ника выглядят сейчас.

Во-вторых, наше с мужем окружение с удивлением восприняло решение стать приемными родители.

С первого дня мы оказались в кольце непонимания, которое стремительно сжималось. Окружающим (особенно школьным учителям Артема и Ники) нужно знать, как дети нас называют? И почему обращаются по имени, а не папа и мама?

Это же крайне интересуют и соседей. Задают бестактные вопросы. Иногда приходится реагировать достаточно враждебно.

«Давай будем вести себя хорошо, они, наверное, богатые. У них дома есть макароны»

Но самое главное, мы не были готовы к адаптации.

Дети жили с матерью и отчимом. Мать сильно пила, отчим тоже. Детей он бил.

Затем мать бросила пить, но детьми толком не занималась. Отсюда и педагогическая запущенность у ребят.

Первое время дети много, очень много ели. Спали плохо, были крики, страх – последствия жизни с отчимом. В школу ходили через раз, желания не было.

Ника и Артем провели в интернате мало времени, поэтому их можно назвать сохранными. Семью, пусть даже неблагополучную, все равно нельзя сравнивать с интернатом. Дети ласковые, не могу сказать, что чувство привязанности у них стопроцентное.

Первое время в семье ребята много ели. Постепенно чувство голода поутихло. 

Могу рассказать такую историю. Первый день дома. Зашли, поставили вещи, дети осматриваются. Слышу шепот: «Давай будем вести себя хорошо, они, наверное, богатые. У них дома есть макароны».

В этот момент у меня внутри что-то щелкнуло. Так стало больно за этих ребят. Как же они жили, если макароны — признак богатства?!

Мы взяли детей в семью в канун Нового года. Первый совместный Новый год прошел замечательно: елка, гирлянды, подарки. Дети написали письмо Деду морозу. Утром на крыльце (мы живем в частном доме) их ждала посылка из Великого Устюга.

Для ребят это было воплощением сказки настолько реальным, что они уже сейчас пишут письма Деду морозу с желаниями уже на 2023 год.

Маму они помнят, но почти не вспоминают

Артем и Вероника редко вспоминают кровную маму. Остались какие-то фотографии, но есть ощущение, что биологическая мать просто исчезла из их памяти. Может быть в силу того, что они еще маленькие. Артему 8 лет, Веронике – 9.

Я опасалась, что чужие дети будут меня бесить. Мне же есть с чем сравнивать, со своим кровным сыном. Иной раз ловила себя на мысли, что ребенок начинает раздражать. Я старалась пресекать подобные мысли, ругалась на себя.

Меня раздражали банальные вещи. Дети не умели умываться, к примеру. А кто их учил? Они жили в неблагополучной семье.

Разве это повод для раздражения? Нет, конечно.

У ребят были родители, но не было теплых отношений. И сейчас дети восполняют дефицит тепла.

Читать также — Адаптация приемного ребенка: четыре возраста и четыре стадии

Меня спасает работа

Моя профессия – режиссер — очень динамичная, которая позволяет переключаться.

Кроме того, мы с супругом ввели правило: в доме у каждого есть место. Там можно посидеть в тишине наедине с собой. Это важно мне, ему, детям.

Ты опытный родитель, воспитавший ребенка. Ты прошел ШПР, прочел необходимую литературу. Но ты не можешь быть готовым.

Это сложно уложить в голове до того, как ребенок переступит порог дома. Мне потребовалось 2 месяца, чтобы привыкнуть к мысли о том, что я мама двух детей.

Первое время я задавалась вопросом: зачем я взяла детей? Потом смотрю на Нику, вглядываюсь. Какие-то черты лица похожи, нос, например. И понимаю, что это мой ребенок.

Адаптация в семье продолжается. Но за эти 9 месяцев произошло много хороших изменений.

Мы можем смотреть мультики до хохота, и хороших дней больше, чем плохих. И это осознание помогает мне, дает сил.

В семье ребенок знает, что его любят и принимают любым. В детдоме подобных ощущений нет. Нашим детям важно наличие собственного пространства.

Им важно наличие общего пространства, где можно вечером сесть с родителями и посмотреть телевизор. В учреждении они ходят строем, живут по графику.

Когда я почувствовала себя мамой Артема и Ники

К Артему я сразу как-то привыкла. Он более ласковый, может за мной ходить буквально по пятам в доме. Может быть, потому что у меня есть старший сын.

К Веронике чувство привязанности формировалось постепенно. С Никой дело обстояло сложнее, поскольку у нее осталась бабушка по отцовской линии. Дочка долго не шла на контакт, настолько долго, что мне самой пришлось обратиться к психологу.

Ника позиционировала себя старшей и опытной. Потом мы связались с бабушкой, попросили поговорить с Никой. Бабушка поговорила, попросила девочку слушаться родителей, и это тоже повлияло.

Второй переломный момент в наших отношениях случился, когда мы поехали на могилу кровной матери ребят. Нике было плохо, я прижала ее к себе и поняла, что не смогу без нее жить.

Как мы все изменились

Во-первых, нормализовался сон. Раньше можно было пройти мимо детей, они тут же вскакивали и кричали, забивались в угол.

Сейчас они спят как слоны, можно из пушки стрелять. Первые дни они вели себя, как шелковые, потом начали кричать, беситься, играть, как обычные дети.

При прохождении комиссии для принятия детей в семью Веронике поставили ЗПР, Артему смешанный диагноз, тоже связанный с отставанием в развитии. Сейчас мы готовимся к школе, учимся считать до десяти, учим стихи на раз-два.

Есть сложности, связанные с письмом, это проблема мелкой моторики рук. Мы стараемся догнать сверстников, но за лето догнать вряд ли получится. Артем и Ника стало больше читать, расширили словарный запас.

Я сейчас бьюсь за то, чтобы дети остались в обычной школе, а не спецзаведении.

Адаптация продолжается

Нужно запастись терпением, ни в коем случае не нужно срываться.

В семье есть такое правило: мы выбираем день, когда рассказываем друг другу о том, что не нравится в поведении каждого из нас.

В адаптации очень важно уметь переключаться. Дети знают, что у меня есть личное время, полчаса в день. А еще у нас есть комната гнева, куда каждый может прийти и высказаться, выплеснуть эмоции.

Мы стараемся работать над собой, хотя это и нелегко.

К примеру, дети выходили на улицу и говорили посторонним, что они голодны, что дома мало еды. Им хотелось получить порцию жалости, но поначалу найти первопричину поступка сложно было.

Фото — из семейного архива Захарцовых.

Дизайн — Юлия Добровольская.

Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.

Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.

Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!

3 комментария
  • Елена Азаренко

    Дети очень похожи на вас! Терпения Вам и сил! Теперь фразу с макаронами, и богатством буду вспоминать постоянно.

    9 июля 2022
  • Анна

    Сил вам и терпения! У вас такие лица, всё получится. Папу включайте побольше, особенно с сыном, он ему образец и опора, которая ему даст веру в себя.

    9 июля 2022
  • Ольга

    Смотришь на общее фото. Доча на маму похожа, сын на папу.
    Мои дети тоже говорили, что мы богатые. У нас есть огород 😅 и на нем все растет.
    Почему дети называют вас по именам, а не с приставкой тетя, дядя? Ведь у вас такая огромная разница в возрасте, вы же не ровесники.

    8 июля 2022