В семье Аллы 9 месяцев назад появился 11-летний сын Глеб. Впервые она увидела подростка в видеоанкете фонда «Измени одну жизнь», созданной благодаря поддержке ПАО «МегаФон» в рамках проекта «Дети дома»

Регоператор предложила посмотреть будущей приемной маме три анкеты — Глеба и двоих других ребят. Алла, не колеблясь, выбрала для знакомства Глеба.

Глеб в интернате.

Приемная мама рассказала о том, как позвала сына с собой, но он сомневался, а когда согласился, то вместе с ним в ее дом «пришли» его кровные родители. Именно встреча с ними помогла Алле почувствовать себя мамой своего сына.

Она объясняет, почему помогает фонду «Измени одну жизнь» и в чем важность видеоанкет для детей-сирот.

Болела гриппом и думала, что надо успеть

Около пяти лет назад я тяжело заболела гриппом. У меня была высокая температура, долго не проходил кашель, было мало сил. Тогда, размышляя о вечном, подумала: «А что я хотела бы успеть сделать в этой жизни?»

Читать также — 5 шагов к принятию ребенка в семью

Помимо своего дела было желание взять в семью мальчика из детского дома. Почему? Не знаю, просто было такое чувство.

Наш дедуля воспитывался в детском доме, когда был маленький, от него отказалась мама. Позже его взяла семейная пара. Они умерли, дедуля вернулся в детский дом, но его снова усыновили. Он поступил в военное училище, прошел войну и дослужился до полковника. Кто знает, как бы сложилась его судьба, если бы он остался в учреждении.

Возможно, где-то на подсознательном уровне хотела тоже кому-то помочь, как когда-то помогли моему дедуле.

С мальчиками мне проще общаться с детства, я легко находила с ними общий язык, интересы. Полагала, если возьму в семью мальчика из детского дома, мы найдем общие интересы. Так, собственно, и случилось.

А еще мне хотелось, чтобы у меня появился королевский пудель. У нас с детства были пудели, но «короля» не было, хотя я очень симпатизировала ему — меня покорил его внешний вид и ум.

Шла к сыну неспеша

Я шла к приемному родительству не спеша. В ноябре 2019 года закончила Школу приемных родителей. Учеба была очень интересной.

После ее окончания не все участники стали приемными родителями. Некоторые отказались, но были и те, кто взял в семью детей.

Я, не торопясь, искала своего ребенка. Просматривала анкеты ребят 8-11 лет на сайте усыновите.ру и видеоанкеты на сайте фонда «Измени одну жизнь».

Где-то через семь месяцев после окончания ШПР увидела видеоанкету Глеба. Очень хорошо помню, что, просмотрев ролик, испытала ощущение, будто знаю этого мальчика очень давно.

Нет, не потому что он был на кого-то похож (хотя в чем-то напоминал мне мою научную руководительницу!) Просто возникло чувство, будто мы раньше встречались, у него хорошо узнаваемое лицо.

Я нашла в Интернете сайт учреждения, где воспитывался Глеб, полистала фото, увидела его и… обомлела — какой знакомый ребенок! Где-то мы точно виделись.

В ролике увидела умного, но испуганного мальчишку

Еще в видеоанкете я увидела умного, внимательного мальчишку, но испуганного. Ему, наверное, очень нужна семья, подумала я и написала директору детского дома в Киров, чтобы узнать, какой характер у Глеба.

Мы созвонились с руководителем учреждения, пообщались, и я решила, что буду ждать окончания карантина, чтобы приехать и познакомиться с ним. Единственное, меня смутили слова директора, что паренек учится во втором классе, хотя ему было 11 лет.

Мальчик был четыре года в интернате. В семь лет его отдали родители (из-за отсутствия средств на воспитание).

Но чтобы не зацикливаться на одном ребенке, как нас учили в ШПР, я просматривала анкеты других детей, звонила регоператорам, слышала приглашения на встречу. Для себя решила — познакомлюсь с Глебом, а после будет видно.

Смотрела на три анкеты, но колебаться не стала

В Киров, где жил Глеб, ездила три раза. В июле 2020 года встала на учет, в октябре приезжала на встречу с ним, а в ноябре увезла домой.

Регоператор на первой встрече предложила рассмотреть анкеты двух других детей, увидев, что у Глеба в характеристиках стояли возрастная мать, ЗПР и задержка речевого развития, а у меня не было опыта в воспитании приемного ребенка.

До сих пор не могу забыть своих смешанных чувств. Передо мной лежали три анкеты — три судьбы мальчишек, и всем им нужна семья, а я могу взять кого-то одного…

Не стала колебаться, выбрала для знакомства Глеба. Раз я столько жду, нужно идти до конца. Да, ЗПР и ЗРР были у него в диагнозах, но чувство нашего раннего «знакомства» меня не покидало. Кстати, тем двоим ребятам до сих пор ищут родителей…

Видеоанкеты помогают человеку зацепиться взглядом за что-то в ребенке и начать действовать, чтобы познакомиться с ним и увидеться. Оператору я много раз говорю спасибо за отличную работу и предоброе дело!

Почему я помогаю фонду «Измени одну жизнь»

Я поддерживаю проекты фонда и считаю, что чем больше будет видеоанкет у детей, тем больше шансов, что ребята обретут родителей.

Например, анкету Глеба посмотрели всего два раза, но и этого оказалось достаточно, чтобы он смог найти семью.

Дорогие друзья! Видеоанкета Глеба была создана фондом «Измени одну жизнь» в совместном проекте с МегаФон. Мы сообщили представителям компании, что подросток нашел семью. И партнеры прислали нам свой комментарий:

«МегаФон уже более 8 лет поддерживает фонд «Измени одну жизнь». Для нашей компании важно создание цифрового пространства, которое дает возможность встретиться ребенку из детского дома и потенциальному приемному родителю.

За годы нашего партнерства было снято 3 583 видеоанкеты для 4 205 детей. А 909 детей уже нашли свой дом, потому что благодаря видеоанкетам их смогли увидеть будущие родители.

Ведь «найти» своего ребенка не всегда легко: анкета малыша может не попасться на глаза, или ребенок находится в другом городе, и семья не имеет возможности его посетить. А видеоанкеты делают ребят « видимыми» и облегчают для родителей путь к их усыновлению.

Благодаря таким проектам, мы создаем связь между ребенком и его семьей. Для нашей компании это очень важно, и мы благодарим фонд «Измени одну жизнь» за реализацию этого важного системного и долгосрочного проекта, частью которого мы смогли стать».

Благодарим компанию-партнера! Будем стремиться к тому, чтобы дети-сироты нашли семьи и больше их не теряли.

Совещание в детском доме накануне встречи

В Киров на встречу с Глебом я приехала 22 октября. Волнения не было. Была уверенность, что нужно увидеть Глеба и решить, будем мы вместе или нет.

В интернате о Глебе говорили как о спокойном мальчике, послушном, помощнике учителя, имеющем много друзей.

Меня волновал вопрос обучения ребенка во втором классе, но оказалось, что он учится в третьем классе. Перед тем как увидеть Глеба, у нас прошло совещание. Руководитель учреждения, заместитель, психолог, воспитатель — все рассказали о Глебе что-то свое. Чего-то пугающего не было.

Читать также — 4 главных вопроса о группах здоровья детей-сирот

О Глебе говорили как о спокойном мальчике, послушном, помощнике учителя, имеющем много друзей, хорошо обучающемся по школьной программе. Правда, мне сказали, что его придется, скорее всего, перевести на программу 7.2, так как он слабенький в учебе.

Глеб не сразу согласился пойти в приемную семью

После совещания в зал зашел Глеб. Я очень удивилась – ему 11 лет, а выглядел он на 8 или 9. Маленький, худенький, испуганный, но с большими красивыми карими глазами и до боли знакомой походкой!

Читать также — Первая встреча с ребенком

Мы пообщались, Глеб написал согласие, что готов поехать со мной, я тоже написала. Договорились, что приеду, как будут готовы документы, недели две-три. И поехала домой.

Когда я подъезжала к дому, решила позвонить в детский дом, узнать, как там Глеб. Он сильно волновался и сказал директору, что никуда не поедет. Оказывается, мальчик был на связи с кровными родителями, и они ему сказали, чтобы он оставался в учреждении.

Что же, значит не судьба, — подумала я. Но через неделю мне снова позвонили из детского дома и сказали, что Глеб все обдумал и решил, что он все-таки поедет ко мне.

Сыну понадобилось мужество для переезда

Я доотправила недостающие документы. Тогда меня озадачили метания ребенка. Себе же сказала — самое главное – его интересы. Он хочет в семью, но кровные родители, сами сдавшие его в учреждение, привыкли к тому, что он там, и не хотели отпускать.

Глебу очень нравится путешествовать. На фото — он в Санкт-Петербурге.

Когда мы ехали в поезде домой, я поймала себя на мысли, будто возвращаемся откуда-то из путешествия, словно мы давно друг друга знаем.

Уверена, что и Глебу понадобилось определенное мужество, чтобы поехать жить к незнакомой тете, а не остаться в привычном детском доме, пусть и хорошем, с родителями на телефоне под боком.

Вместе с Глебом ко мне «пришли» его кровные родители

Я была готова к адаптации — что будет не слушаться, убегать, закатывать концерты в школе, воровать, безобразничать. Ничего этого не произошло, кроме воровства.

Я не была готова к тому, что вместе с Глебом ко мне домой «придут» его родители — отец и мать. Они созванивались с ним почти каждый день, но через семь месяцев пропали.

Случилось это после того, как мы поехали с Глебом к ним увидеться. Когда приехали (без предупреждения), оказалось, что папа за три дня до этого в очередной раз порезал маму… Она сбежала от него и отключила телефон. Сам папа был нетрезвым.

Мне очень жаль родителей Глеба, что они не нашли в себе сил воспитать ребенка, отдав его в детский дом. Но быть молчаливым свидетелем их телефонных разговоров не хотелось.

Родители часто рассказывали Глебу, что поссорились и опять сошлись, напились, подрались и так далее. Зачем ребенку все это слушать, я не очень понимала, и хотела с ними поговорить на этот счет.

Только разговаривать оказалось не с кем. После нашего визита отца по вынесенному ранее решению суда посадили в тюрьму за неуплату алиментов, а мама куда-то пропала.

Процесс адаптации скрасили наши собаки

Все мои родственники тепло приняли Глеба и подружились с ним.

Процесс адаптации скрасили наши собаки – королевский пудель и спаниель. Глеб очень любит с ними обниматься, заниматься, играть, он получает хорошую эмоциональную подпитку.

Собаки помогли легче пережить адаптацию.

Он очень добрый мальчик, заботливый, впечатлительный, ранимый, обидчивый, внимательный и любопытный. Ему, действительно, хочется жить в семье прежде всего потому, чтобы рядом был взрослый, на кого он может опереться, кто его будет любить и дарить ему тепло.

У нас есть совместные интересы. Зимой мы катались на лыжах и санках, летом купались в водоеме, смотрим фильмы, читаем, гуляем.

Присутствие кровных родителей Глеба в нашей жизни несколько подпортило нашу адаптацию. Они (как позже выяснилось) настраивали его на временное проживание со мной, до 18 лет, просили не называть никогда мамой, давали свои советы куда ходить, а куда не ходить.

Иногда просили слушаться и хорошо учиться. Словом, родители пытались установить над ребенком свой контроль.

Говорила Глебу, что у родителей нет возможности его воспитывать

Постепенно Глеб привыкал к правилам проживания дома. Хотя ничего (для меня) сложного в них не было — гулять с собаками раз в день, делать самому уроки, не списывать с ответов или калькулятора, убирать раз в неделю комнату, не сидеть долго в Интернете.

В первые месяцы он ярко выражал протест — были частые истерики, плачи, бил ногами и руками свою кровать, мою кровать, замахивался руками на меня, топал, просился обратно к родителям, страдал, что он им не нужен, а ему не нужна такая жизнь.

Читать также — Адаптация приемного ребенка: четыре возраста и четыре стадии

Глеб разрывался между ними и мной. В душе он все равно понимал, что жизни с родителями у него не будет, а я здесь, рядом. Не говорила, что его родители плохие, говорила, что у них нет возможности его воспитывать.

Впрочем, идеализировать этих людей тоже не хотела, давая ребенку ложную надежду на их возможное совместное проживание.

Глеб подтянулся в учебе и спорте

У Глеба произошли заметные улучшения в учебе. Если в начале приезда он не мог сложить 5 и 7, то сегодня сынок складывает трехзначные цифры в столбик на бумаге, хорошо делит, умножает, вычитает, решает задачи.

Алла приучает Глеба к самостоятельности, он с удовольствием выгуливает собак. 

Мы часто с ним занимались — по будням решали тренажеры, разбирали примеры, смотрели задачи на ютубе, а в выходные был отдых от учебы. Еще Глеб записался на гандбол и дзюдо, участвовал в соревнованиях и получил первые медали.

Мне нравится общаться с Глебом, готовить, воспитывать. Если нужно — помогаю, но и приучаю к самостоятельности. Глеб закончил третий класс с одной тройкой по английскому языку, все остальные предметы 4 и 5.

Еще нам повезло с учителем — она поддерживала Глеба, когда он пришел учиться, не нагружала сильно и не позволяла расслабиться.

Глеб с первых дней дома часто врал (да и сейчас может обмануть) по любому поводу. Он очень боится наказания и иногда всячески старается избежать ответственности за свои поступки.

Я приучаю его к тому, что нужно брать на себя ответственность, и понимать, что за те или иные шаги наступят последствия.

Я провела большую работу над собой

Я читала и читаю статьи на сайте фонда «Измени одну жизнь», блоги, листаю материалы в архиве. Очень много полезной информации нахожу для себя.

Также я подписана на аккаунты приемных сетей в соцсетях и вижу, что у многих похожие проблемы, что наталкивает меня на мысль — надо запасаться терпением и не волноваться по разным поводам.

Да, я провела и веду большую внутреннюю работу над собой. Всегда считала себя спокойным человеком, но в общении с Глебом проявились такие качества как нетерпимость к вранью, неуверенность в себе и своих силах, раздражительность.

Если меня расстраивает поступок Глеба, стараюсь смотреть его глазами — почему он так сделал, а что, если бы я была на его месте, как бы я хотела, чтобы поступила мама в ответ на мой поступок.

Такой взгляд позволяет мне не распыляться на негативные эмоции, а найти выход, чтобы не портить отношения с ребенком.

Моя задача – привести Глеба в хорошее будущее

Вы меня спрашиваете, случалось ли такое, что руки опускались? Нет, не случалось. Сначала я делилась некоторыми подробностями поведения Глеба с приятельницами, но сегодня понимаю, что зря.

В 95% случаях мне говорили: «Отвези его обратно», а в 5% — «Ты знала, откуда брала ребенка, терпи». Из чего я сделала вывод, что делиться особенностями поведения Глеба лучше всего с теми, кто воспитывает приемных детей. Поступок у домашнего и приемного ребенка может быть один, а мотивы — разные.

Дома Глеб заново учился быть сыном.

Например, сын после приезда и где-то около семи месяцев каждый день просил что-то купить. Начиная от конфет и сладостей и заканчивая Порше и Кадиллаком. Или, например, перед днем рождения разбил пятый айфон, который ему подарила после приезда в семью, надеясь, что куплю ему покруче.

В июне я заболела пневмонией, Глебу пришлось несколько дней гулять с собаками, ходить в магазин и готовить. Он быстро устал и был готов уехать куда-нибудь, лишь бы не оставаться дома. Мне было это неприятно, обидно, но потом поняла — его ведь не учили заботе друг о друге, отсюда и его реакция не брать на себя ответственность. Все эти ситуации мы проговаривали с ним.

Знакомые пугали и пугают невеселым будущем — мол, вырастет Глеб, будет наркоманом или вором, отдай его поскорее назад, приводят разные истории знакомых. Я верю в другой сценарий его жизни — он заслуживает хорошего будущего, и моя задача привести его туда.

Я консультировалась с психологом фонда Джессикой Франтовой, и она очень помогла советами и объяснениями.

Читать также — Как получить консультацию психолога фонда «Измени одну жизнь»

Я долго не могла почувствовать себя мамой

В связи с присутствием в жизни Глеба кровных родителей я долго не могла почувствовать себя мамой. Он называл меня на «вы» полгода, а мальчикам во дворе, в том числе и родному племяннику, говорил, что я для него «тетя Алла».

Глеб побывал и в Москве.

Но был один случай, который помог мне понять, что я для него больше, чем тетя Алла.

В июне мы, как я говорила раньше, ездили к его родителям. Глеб очень хотел с ними увидеться, а я хотела поговорить.

Мы встретили только отца. Во время нашего общения Глеб часто за меня прятался и боялся оставаться один на один с ним (в их семье было физическое насилие).

Тогда я пришла к выводу, что он видит во мне защиту и некоторую опору.

Советы будущим приемным родителям

Приемное родительство, по моему мнению, сначала про труд, а потом про любовь и дружбу. Сперва надо хорошенько потрудиться над установлением доверительных отношений с ребенком, а вслед за этим придет теплота чувств.

  1. Старайтесь смотреть на поведение ребенка с большим запасом терпения, незлобливости, необидчивости, занимать его позицию и пытаться понять, почему он так поступил.
  2. Присмотритесь к детскому дому, где растет ребенок. Глебу очень повезло, у него был хороший детский дом. Руководство и воспитатели с душой относятся к детям, беспокоятся о них и переживают, и вместе с тем не удерживают, занимаются поиском семьи. Есть другие детские дома, чьи сотрудники подходят к вопросу устройства детей в семью формально, без интереса, устраивают настоящие бюрократические квесты. Я бы посоветовала найти хороший детский дом, и там искать ребенка.
  3. Не зацикливайтесь на возрасте ребенка и самом ребенке. Ошибочно думать, что возьмем девочку трех лет или мальчика до пяти, проблем не будет. Трудности будут всегда с детьми любого возраста. Только в три года это одни трудности, в пять — другие, в 12 — третьи. Бояться брать в семью детей старше 10 лет не надо. Я верю, что в российских детских домах есть много хороших, добрых подростков, кто мечтает попасть в семью и — что важно — хочет там жить.
  4. В то же время будьте внутренне готовы к тому, чтобы после встречи с ребенком, если вас что-то насторожило, что-то не понравилось, написать отказ. Это будет честно и порядочно. Лучше не брать малыша или подростка домой, чем потом, укрепившись в своих сомнениях, возвращать обратно.
  5. Перед тем, как становиться на путь приемного родительства, возьмите у батюшки благословение. Оно обязательно поможет понять вам, правильной ли идете дорожкой или лучше вам заняться чем-то другим.
Фото — из семейного архива Аллы. 

Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.

Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.

Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!

3 комментария
  • Наталья81

    Здравствуйте,Алла.Я приемная мама из Воронежа дочки 8 лет. И я тоже привезла ее из Кировской области.Я понимаю ,как вам сложно .И очень бы хотелось поговорить.Возможно пообщаться лично?В соц .сетях?

    27 августа 2021
    • Александра

      Я тоже приемная мама. Из Воронежа.😶 Дочке 8, сыну 12. Очень трудно… Если есть желание, можно пообщаться в личку dunaeva.aleksa@list.ru

      27 августа 2021
    • Алла Серебрякова

      Конечно, напишите, пожалуйста, мне в соцсети Вконтакте по имени, фамилии и городу)

      30 августа 2021