Ольга Дяченко готовится в четвертый раз стать мамой, приемной - впервые. Она рассказала, как ей помогла эксперт фонда «Измени одну жизнь», адвокат Наталья Карагодина

Ольга смогла понять, почему именно ее путь к ребенку стал длиннее, чем она предполагала, а еще почему кандидатам так важна помощь профессионалов.

Я смотрела на сына и ревела навзрыд

У меня трое детей. Сыну 19 лет, дочке 14 и младшему сынишке три года. Еще у меня замечательный муж, с которым мы вместе уже 21 год.

Мысль о том, чтобы взять ребенка из детского дома на протяжении жизни появлялась неоднократно. Но почему-то я ее игнорировала.

Ольга с дочкой и сыновьями. Она уверена, что со временем в ее семье появятся и приемные дети.

Когда родила третьего малыша и приехала домой, на меня нахлынуло. Я помню, как смотрела на него, окутывая своей необъятной любовью и ревела навзрыд.

Почему-то в эти моменты представляла таких же крохотных и беззащитных малышей, которых бросили мамы. Тогда я впервые всерьез задумалась о том, чтобы помочь этим малышам.

Взять хотя бы одного. Но, к сожалению, в финансовом плане мы жили не очень хорошо и пришлось это дело отложить.

Пост в соцсети привел к мысли о приемных детях

Тем временем, младший сын подрастал. Наше благосостояние заметно улучшилось. И мы задумались о братике или сестричке для младшего сына (со старшими детьми разница слишком большая).

В то время, когда мы поняли, что готовы к пополнению в семействе, в моей ленте в Инстаграме откуда-то появился пост блогера, которая только недавно взяла малышку из дома ребенка.

Читать также — 5 шагов к принятию ребенка в семью

Именно эта информация сподвигла нас с мужем к тому, чтобы разобраться в теме сиротства и во всем, что с этим связано. Поборов все страхи и сомнения, я стала изучать тему усыновления и делиться этим с мужем.

Путь к цели оказался длинным

Начался путь к цели — принять ребенка в семью. Однако, он оказался намного сложнее и продолжительнее, чем мы ожидали.

На сбор документов понадобилось целых 8 месяцев, 5 из которых ушло на ШПР, 3 – на карантин. Но в нашем случае, в силу некоторых обстоятельств, все затянется еще надолго.

Однако, как бы это не было грустно, мы не сдаемся и продолжаем путь к своей цели. Просто нужно уладить ряд формальностей, этого требует закон.

За помощью — в фонд «Измени одну жизнь»

Как и когда я узнала о фонде «Измени одну жизнь», я даже и не помню. Скорее всего, от блогеров в Инстаграме, которые уже давно идут по тому пути, на который встали мы.

Я узнала о видеоанкетах, о том, что фонд помогает устраивать сирот в семьи, размещая на своих страницах в соцсетях видеоролики, а также предоставляет консультации по всем вопросам, связанным с усыновлением детей.

Фонд «Измени одну жизнь» проводит бесплатные анонимные консультации для действующих приемных родителей и кандидатов в усыновители, приемные родители, опекуны и попечители.

Когда мне самой потребовалась помощь юриста, я сразу же написала в фонд «Измени одну жизнь» и еще некоторым блогерам, которые также помогают в решении вопросов, связанных с устройством детей. К моей радости и безграничной благодарности, все, кому я написала, откликнулись и поддержали меня.

Консультация адвоката оказалась самой ценной

Но самой ценной оказалась консультация эксперта фонда «Измени одну жизнь», адвоката Натальи Карагодиной.

Она очень внимательно выслушала мою историю и обнаружила один нюанс, который нужно обязательно доработать, чтобы нам с мужем дойти до цели. И если бы не ее совет, то я бы наломала дров. Поэтому, даже если вам кажется, что вы правы, а госструктуры — нет, в любом случае, не предпринимайте никаких действий, пока не посоветуетесь с квалифицированным юристом!

Я безгранично благодарна фонду «Измени одну жизнь» и лично Наталье Карагодиной за оперативную, своевременную, важную и нужную помощь!

Конечно, мы совсем не ожидали, что нам придется на столь долгий срок отодвинуть желание принять детей в семью. Спустя неделю я все еще очень переживаю из-за беспомощности в этой ситуации.

Я должна дойти до цели

Когда я стала интересоваться жизнью детей сирот, у меня волосы на голове встали дыбом! Особенно после просмотра фильма «Блеф, или с Новым годом!» Ольги Синяевой, книг о детях-сиротах. Я поняла, что нет ничего печальнее, трагичнее и хуже, чем быть маленьким человеком, преданным самыми родными людьми и не имеющим семьи. После этого я осознала, что просто не смогу жить спокойно, если не дойду до цели и не сделаю счастливыми хотя бы одного или двоих детей.

Ольга хочет взять в семью тех детей, которым уже сейчас необходима семья и помощь.

В течение восьми месяцев я постоянно просматривала базу детей сирот. Были дети, которые быстро исчезали из нее. Но некоторые «сидели» долго. Да и сейчас их анкеты продолжают «висеть» в базе. Я только с грустью смотрю, как меняются их фото, и пока, к сожалению, ничего не могу сделать, чтобы помочь.

Хочу вытащить из системы тех, у кого меньше шансов


Еще в самом начале своего пути я заприметила двух девочек-двойняшек, живущих в нескольких тысячах километров от меня. Их никто не забрал и по сей день, потому что у них 4 и 5 группа здоровья.

Читать также — 4 главных вопроса о группах здоровья детей-сирот

Большинство кандидатов желают взять детей с 1 или 2 группой, а чаще всего – одного ребенка. Дети с особенностями здоровья могут сидеть годами в системе, а то и всю жизнь.

Мне же хочется вытащить из системы именно тех, у кого меньше шансов. Конечно, я тоже учитываю некоторые моменты, например, возраст, и знаю, с какими диагнозами мы «потянем» ребенка, а с какими — нет.

Но рассматривала я именно тех детей, которые в базе сирот давно. Я не собиралась вставать ни в какие очереди и ждать. Я хотела взять тех, кому уже сейчас необходима семья и помощь.

Как мой муж принял идею о приемстве

Когда я впервые всерьез допустила мысль о приемном ребенке, первым человеком, с которым я поделилась, была моя 14 -летняя дочь. К моей радости она меня сразу поддержала.

Мужу о таком способе пополнения нашей семьи я сказала осторожно. Сначала он не мог принять этого. У него был единственный страх — вдруг он не сможет полюбить ребенка? Самое удивительное, что у меня самой такого страха не было вообще. Зато было несколько десятков других страхов. Когда я проработала их все (я умею это делать), то поняла, что готова идти к цели. Понемногу муж привыкал к этой мысли, в то время я уже была тверда в своем решении. Но он этого не знал.

Я попросила его разрешить мне пройти ШПР, сказав, что это лишь для того, чтобы разобраться в себе и понять, сможем ли мы взять ребенка или нет. И что это ни к чему не обязывает. Что в любом случае он мне дорог, его мнение важно для меня, и я ни в  коем случае не возьму детей из детского дома без его согласия (это, конечно, правда). Тем более, если он будет категорически против.

Читать также — Стоит ли уговаривать мужа усыновить ребенка: три мнения

Мой муж согласился. Я знала, что ему просто нужно время, чтобы понять, что мы сможем сделать этот шаг. Для себя я уже все решила. Но предстояло помочь мужу преодолеть свой страх и сомнения.

По сути, позволив мне пройти ШПР, он уже согласился на то, что мы примем ребенка. Просто сам это до конца не осознал. К концу ШПР мы уже говорили с ним о том, что возьмем детей не в предположительной, а утвердительной форме.

Следующей о нашем решении взять детей в семью узнала моя мама. И я была приятно удивлена тем, что она нас поддержала. Старший сын с нами не живет, поэтому ему я сказала позже. Но и его реакция была положительной.

Почему я не герой

Мнение окружающих в данном вопросе для нас совершенно не важно. Но тем не менее, из знакомых лишь единицы знают о наших планах. Некоторые были шокированы, но все же, поддержали нас.

Говорили, что это героический поступок. Я с этим не согласна. Никакого геройства в этом не вижу. Дети должны жить в семье! И чужих детей не бывает. Никто из знакомых нас не отговаривал, но это, в любом случае, не имело бы никакого значения для нас.

Что сейчас и что дальше

На данный момент мы сделали абсолютно все, что от нас зависело, чтобы получить заключение стать опекуном. Но — увы и ах! Так что теперь продолжаем свой путь и вернемся к этому вопросу позже. Очень надеемся, что время пролетит достаточно быстро.

Что пожелать кандидатам? Первое, это быть готовым, что еще на этапе сбора документов все может пойти не так, как вы рассчитываете. Лично мой реальный путь стал почти в 10 раз длиннее, чем я ожидала. И это, возможно, еще не предел. Однако каждая трудность, которая возникала у меня на пути, учила меня выдержке, принятию и смирению. За то время, пока я иду к цели, в моей голове произошло множество осознаний.

И даже то, что я не получила положительного заключения по неблагоприятному стечению обстоятельств, несмотря на ту боль и досаду, которую я испытываю, не способно сбить меня с намеченного пути. Я только лишний раз убедилась, что мои намерения серьезны.

Не сдавайтесь на пути сбора документов

Трудности на пути помогают разобраться в себе, в своих мотивах и во многих других моментах, связанных с желанием принять ребенка в семью. Если вы сдадитесь на пути сбора документов и получения заключения, значит на данном этапе вы, возможно, просто не готовы к этому шагу.

Ведь по сравнению с тем, что будет, когда вы начнете искать ребенка, попытаетесь его забрать из системы и, самое главное, когда он уже появится в вашем доме — еще цветочки. И если эти препятствия вас не остановят, значит, вы уже будете закалены трудностями и впредь вам будет легче с ними справиться.

Ведь то, что нас не убивает, делает нас сильнее.

Пусть человеческие души будут важнее бумаг и тысячи cправок

Однако, я очень надеюсь, что таких трудных путей, как у меня единицы. А еще мне хочется верить, что в нашем государстве когда-нибудь система устройства детей в семью изменится.

Трудности на пути помогают разобраться в себе, в своих мотивах, связанных с желанием принять ребенка в семью.

И дети вообще будут миновать детские дома и сразу попадать в семьи, которые желают их принять и помочь пережить все жизненные невзгоды. Пусть человеческие души будут важнее бумаг и тысячи справок. 

Ведь если подумать, в любой любящей семье, даже если не хватает, к примеру, пары квадратных метров или пары тысяч рублей в доходах семьи, или еще каких-то незначительных отступлений от требований государства, ребенку в любом случае будет лучше, нежели в детском доме.

Потому что самое главное — это чтобы у каждой девочки и каждого мальчика был хотя бы один значимый взрослый, который никогда не даст его в обиду и будет его опорой и защитой.

Все фото — из семейного архива Ольги Дяченко.

Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.

Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.

Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!

5 комментариев
  • Яна

    Здравствуйте! В статье мимолетом сказано об отказах от государственных органов на опеку/усыновление из-за нехватки квадратных метров жил.площади! Не могу найти документ, в котором было бы подробно описано данное требование! В жилищном кодексе РФ не установлено минимальных норм… как узнать наверняка?:)

    16 августа 2020
    • Иоланта Качаева

      Яна, вы можете проконсультироваться с юристом фонда Натальей Карагодиной. Записаться с ней на бесплатную консультацию можно на сайте фонда https://changeonelife.ru/consultations/

      16 августа 2020
  • Екатерина

    Здравствуйте, а можно хотя бы в трех словах рассказать, что в итоге помешало получить заключение? Просто вдруг эта информация поможет другим избежать дополнительных проблем.
    Спасибо.

    15 августа 2020
  • Евгения

    У меня сын приемный был с 4 гр. здоровья. На бумаге при ознакомлении с анкетой у регион. оператора страшные буквы, включая носитель вич, носитель гепатита. По приезду для знакомства в дет.дом, медик показала совсем др.бумаги, этих 2ух самых страшных диагнозов не было. Задержка была,но как мне кажется педагогич.запущенный. т.к. в 10 мес держал только головку, ни одного зуба,в глаза не смотрел. Я с ним поиграла, попела тихо песенки,за игрушками следит, меня слушает, в руки предметы аювложила, так слюни потекли и вырвать не могла. Просто никто этого не делал. Дома прошли неск курсов реабелитации, за 3 мес. дома сел, ползал, начал вставать, полезли зубы по всему рту, силтно прибавил в весе и окреп. Долго пил еду через бутылку, не умел жевать глотать в принципе. Сейчас ходим в дет.сад логопедич.группу. шустрый, умный.

    14 августа 2020
    • Иоланта Качаева

      Евгения, спасибо, что поделились своей историей! Очень радостно, что дети в семье словно после спасения, растут, крепнут, развиваются. И очень страшно сознавать, как много детей остаются в системе.

      16 августа 2020