Арина Покровская, психолог, юрист, генеральный директор Центр психологии и права «Покров» - об изъятии детей из семьи.

Фото — из личного архива Арины Покровской.

Почему изъятие детей из приемных семей часто происходит с нарушениями, без особых на то причин? Ведь выясняется это, как правило, уже только после того, как детей забрали и поместили в больницу, а родители стали давать интервью, писать жалобы и подавать иски?   

Проблемы изъятия детей из приемных семей – системная проблема общества в целом. В органах опеки принимают решения люди, которые до сих пор следуют давно уже не актуальным инструкциям, указам. Они не понимает, что значат для детей эти процессы, и механизм изъятия ребенка по-прежнему остается бездушным.

Вообще наличие детских домов дает работу и заработок. Система кормит административный персонал заведений, также на содержание одного ребенка выделяют около 80 000 рублей в месяц, а это большие деньги.

А каковы причины такого бездушия?

В случае с опекой системное изъятие детей – это история не про корысть, а скорее, про некомпетентность. Получая сигнал от соседей, знакомых, они приходят и изымают ребенка, поскольку боятся и перестраховываются. То есть, действуют по принципу лучше на всякий случай забрать ребенка, чем ждать трагического финала.

Нет реальных механизмов помощи семье, оказавшейся в кризисной ситуации. Парадокс заключается в том, что механизмы изъятия четко прописаны, а механизмы помощи семье в трудный период нет.

В качестве примера могу привести историю слабослышащей Олеси Уткиной из Санкт-Петербурга. Ее детей, Дашу и Кирилла забрали по заявлению соседей. Насколько я понимаю, им не нравилось соседство с этой девушкой.

Детей забрали в январе, когда мать не открыла дверь вызванному для дочери врачу. Тем утром она не услышала стук в дверь из-за того, что сломался слуховой аппарат, а соседи по коммунальной квартире, где живут Уткины, заявили медику, что Олеся пьяна и спит. Опека использовала это как повод отобрать детей у матери.

Не менее показательная история произошла и в Москве, когда причиной изъятия детей стали… капли, которые мама закапывала дочке в уши?

В этом случае опека нашла ничтожный повод для изъятия детей из семьи. Сотрудники обратились в детсад, где находились дети Татьяны. Девочке в уши закапывали в уши лечебные капли (для восстановления барабанной перепонки) красно-оранжевого цвета. Сотрудники детсада посчитали, что это не лекарство, а кровь, не уточнив информацию у матери и врача. Хотя и были предупреждены Татьяной об этом лечении за несколько дней.

У мальчика обнаружили царапины, которые мама два дня обрабатывала зеленкой. И эти два фактора стали поводом для обращения в опеку, полицию. Детей изъяли. Органы опеки не соизволили приехать в детский сад для общения с воспитателями, не вызвали психолога детям, чтобы он мог отделить фантазии от реальности.

Вы же понимаете, что фантазировать может и обычный ребенок. Сказать что-то вроде «нас в детском саду сегодня не кормили». Не нужно бить тревогу, нужно обратиться к руководству детсада и все выяснить. Любую информацию нужно проверять со всех сторон.

Детей забрали из детсада на скорой. Поместили в Морозовскую больницу. Они абсолютно здоровые дети, маленькие, они хотят, чтобы с ними играли, гуляли, читали им книжки. Вместо этого они одни в палатах, потому что в больнице нет условий для здоровых детей.

Они там почти месяц. Мальчику с царапиной на ухе, Матвею — 5 лет, он остро чувствует несправедливость. Он плачет и требует возвращения домой. Без конца говорит об этом персоналу и не слушается.

Поэтому 25 июня в Морозовской больнице Матвея привязали за руки к кровати. Но он снова плачет. Требует его отвязать, ведь он ничего плохого не сделал. Он просто хочет домой.

Крики надоели постовой медсестре, она входит к нему в палату, бьет его и еще крепче привязывает. Кто-то из взрослых видит эту сцену, записывает видео. отправляет в сеть. На видео слышно, как ребенок кричит: «Не надо, не надо»…

Запись попала в сеть, Татьяна узнала своего ребенка…

Какие последние новости об этой семье? Известно, что с детьми, с мамой?

В новостях детский омбудсмен Анна Кузнецова бодро рапортует, что медсестра отстранена, а этих детей забрали из приемной семьи «возможно с признаками «насилия»… «Возможно», потому что данных нет. Прошло более 20 дней, проверка проводится… Что, кем и как проверяется, Татьяна не знает. В семью никто не приходил…

Недавно состоялась досудебное заседание в Подольском суде по делу Татьяны С., у которой отобрали троих приемных детей, назначено основное заседание. Расскажите об этой истории, адвокат вашего Центра оказывает помощь приемной маме?

Опека утверждала, что проверку все это время проводит полиция, а какую именно и какое отделение — они не знают.

На вопрос, как так вышло, ведь теперь они законные представители детей, опека ответила, мол, что вы хотите, у нас таких детей 700.

И все это время ни в чем не виноватые дети почти месяц сидят без мамы в больнице (!). Татьяне по-прежнему нельзя их навещать.

Наш адвокат Надежда Швырева заявила ходатайство о встречах с детьми, и о запрете для опеки передавать детей в другие семьи на время судебного разбирательства. Суд рассмотрит их в ближайшее время…

Суд уже рассмотрел их, запретил передачу детей в другие семьи до окончания судебного разбирательства и дал разрешение на встречи с детьми, однако органы опеки снова  отказали Татьяне во встречах с детьми с убийственной формулировкой: «Дети не просят о встрече с мамой».

Как давно ваш Центр помогает приемным семьям, скольким удалось помочь вернуть детей?

Наш Центр помогает семьям с детьми в целом, мы занимаемся вопросами медицины, образования, семейными правами детей и родителей, предотвращаем ситуации изьятия детей на этапе конфликтов с органами опеки.

Как Вы лично стали работать в Центре? С чем было связан Ваш выбор такой сложной деятельности? Вы не приемная мама (извините, если это нетактично звучит, просто для информации).

Я пока не приемная мама, хотя в свое время прошла Школу приемных родителей. Я основала наш центр в 2013 году для улучшения организации правовой и психологической помощи людям и семьям.

Как часто Вам звонят и просят помощи? Стало ли таких просьб больше в последнее время?

Просьбы о помощи стали чаще за последние годы, однако наши возможности ограничены – мы не благотворительная организация, и в ряде случаев вынуждены направлять людей в профильные фонды.

Мы с радостью сотрудничаем с фондами, есть много отличных примеров – организовываем совместные мероприятия и взаимоподдержки. На нашем сайте мы стараемся размещать информацию о том, как себя вести в той или иной трудной жизненной ситуации с юридической или психологической точки зрения.

Как вы взаимодействуете с органами опеки? Есть ли возможность конструктивно общаться друг с другом?

Конечно, с органами опеки возможно общаться конструктивно, это такие же люди, как и мы с вами, но только в ловушке должности. Однако на все это влияют обстоятельства дела,  человеческий фактор и позиция руководства. Иногда конфликт снимается быстро, иногда приходится идти в суд.

Как часто приемные семьи оказываются под пристальным вниманием органов опеки? Можно ли сказать, что это внимание в последнее время усиливается? Чем это вызвано

Да, приемные семьи часто оказываются под вниманием органов опеки, но такую позицию предписывает закон. Органы опеки обязаны проверять семьи, принявшие на воспитание детей. Другой вопрос в том, что пока органы опеки реже помогают семьям, а чаще выступают карательным органом.

Какие претензии со стороны органов опеки могут быть поводами  для проверки семьи?

Поводов достаточно: ободранные обои в квартире, жалоба ребенка или соседей, матрас на полу вместо кровати и так далее. Однако в ситуации нужно разбираться, а не изымать детей немедленно.

Поймите, изъятие влечет за собой серьезные психологические последствия для ребенка. На всю жизнь. Это могут быть последствия изъятия за фантазию или ободранные обои. После осмотра жилья (возьмем для примера условия проживания) должны составить акт, указать сроки устранения недочетов. Семья должна исправить положение.

И действительно, родители обращаются в благотворительные фонды, к волонтерам, им удается исправить ситуацию финансовую, жилищную. Бывают ситуации (особенно в глубинке): у семьи есть средства на питание, одежду, лекарства, но нет денег на ремонт жилья. Даже косметический.

Что происходит, если сотрудники органов опеки этот акт осмотра помещения не издают?

Они обязаны издать акт об осмотре, иное незаконно. Однако они могут не указать разумный срок для исправления недочетов, а просто отобрать детей, это гораздо проще для опеки, но опаснее для детей и семьи. Сигналы поступают по самым разным поводам: состояние здоровья (отказ от посещения районных поликлиник), уровень образования ребенка (иногда в случае с семейным образованием).

Когда есть разумные акты и сроки, то семья в состоянии сделать какие-то шаги. В случае с немедленным изъятием опекун моментально юридически становится чужим человеком, а это такой удар для матери и ребенка.

Как это удар скажется на них в будущем? Вам не кажется, что такой ребенок в будущем будет преисполнен ненависти и станет преступником?

Органы опеки должны отчитываться не по количеству изъятых детей, а по количеству оказанной помощи кризисным семьям.

Как защитить семью, в которой родители оказались в трудной ситуации, но не алкоголики, не наркоманы, любят детей?

Докопаться, к счастью, можно не до всего. Превентивные меры существуют и могут помочь на этапе восстановления родительских прав.

Семья, в которой есть приемные дети, должна собирать много документов.

К примеру, если ребенок посещает кружки, то нужно поддерживать контакт с педагогами, которые подтвердят «да, ребенок ходит на занятия». Нужно запасаться характеристиками от педагогов: «ребенка приводят родители, одет по погоде, опрятно, приводят вовремя, контакт с родителями хороший» и так далее. Храните эти характеристики дома в оригинале и никому не отдавайте.

Собирайте медицинские справки, выписки с осмотра. Эти документы будут подтверждением того, что Вы следите за его здоровьем, возрастным развитием.

Простые бытовые вещи: дома должна быть одежда по сезону, минимальный запас продуктов, готовая еда в холодильнике, минимальная уборка, чтобы паутина с потолка не свисала. У ребенка должна быть отдельная кровать, место для игрушек.

Людям в обычной жизни требования кажутся странными, но некоторые родители не успевают справиться со всеми домашними обязанностями. Им нужно помогать. Особенно это касается родителей, которые сами выросли в детдоме. Все-таки демократическое общество должно помогать, учить, а не озлоблять человека.

Также можно заручиться характеристиками со стороны друзей и знакомых, с кем Вы проводите общие праздники, встречи. Фотографии с дней рождений детей, новогодних праздников, походов по музеям также могут стать дополнительным аргументом в пользу родителей. Походы к психологу, справки от детских психологов тоже хороший аргумент в поддержку.

Это все доказывает, что родительские обязанности исполнялись в полном объеме наилучшим образом.

Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.

Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.

Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!

Комментарии

Еще никто не оставил комментарий, вы можете стать первым!