Вера Рыклина
Вера Рыклина 23 сентября 2014

Обманчивый возраст

1
186
0

lying

Уже в 7 лет дети умеют обманывать так, чтобы взрослые не догадывались, что им врут. К такому выводу пришли американские ученые из Университета Миннесоты. Специалисты поставили перед собой амбициозную задачу — выяснить, как именно появляется у человека способность и стремление к обману и как он овладевает этим «искусством». Проект рассчитан почти на 10 лет, а в начале сентября ученые рапортовали о завершении первой его части.

На этом этапе психологи должны были установить приблизительный возраст, когда человек начинает использовать вранье как инструмент, и понять, как быстро он постигает эту науку.

В эксперименте участвовали более 10 000 человек самого разного возраста, но особое внимание ученые обращали на результаты детей от 3 до 8 лет: таких участников было около 4 000.

Для начала детей разделили на группы по возрастному принципу. Каждой группе показывали одну и ту же сценку: кукла прячет в комнате конфеты, потом выходит за дверь, а руководитель эксперимента перепрятывает сладости. Потом кукла возвращалась, и дети должны были указать место, где она будет искать свои конфеты. Все трехлетние дети (практически без исключения) считают, что кукла сразу же заберет конфеты из нового места. По словам руководителя проекта Мэтью Хигса, это означает, что малыши уверены в том, что известное им знают все. Иными словами,

это бесспорное доказательство того, что в три года человек в принципе не в состоянии понять, что такое обман и как работает механизм вранья.

Первые признаки освоения вранья проявляются ближе к 4 годам, заключили ученые. В 4,5 года все малыши безошибочно указывают на первое тайное место, сопереживают обманутой кукле и клеймят обманщицу.

Во второй части эксперимента и детям, и взрослым предложили сыграть в простую игру, целью которой было собрать наибольшее количество наклеек. Участников разделили на произвольные пары вне зависимости от их возраста. В свой ход каждый из них мог взять из общей кучи от 1 до 5 наклеек, но в конце раунда они оставались у игрока, только в том случае, если он взял меньше наклеек, чем его соперник.

Выяснилось, что до 4 лет дети не могут просчитать свои действия, 80% малышей всегда берут 5 наклеек и искренне надеются на победу. Ближе к 5-ти годам дети начинают пытаться хитрить, но не очень успешно: они уже понимают, что есть какой-то секрет успеха и пытаются интуитивно его нащупать, наблюдая за игрой соперника. В 6 лет ребенок начинает разрабатывать стратегию, но не всегда успешно. В 7 лет ребенок в состоянии играть со взрослым на равных и даже обыгрывать его в более сложных версиях игры.

Мэтью Хигс уверяет, что этот эксперимент касается, в первую очередь, физиологической составляющей возникновения вранья:

именно к 7 годам мозг ребенка становится способным обманывать на том же уровне, что и мозг взрослого человека.

Безусловно, это не означает, что все 7-летние дети мастерски обманывают родителей: то, насколько малыш использует этот навык зависит от множества социальных и психологических аспектов. Например, по наблюдениям психологов, дети, у которых есть старшие братья или сестры, гораздо раньше начинают хитрить, но позже научаются делать это незаметно для взрослых. Скорее всего, это связано с тем, что они не сами осваивают это умение, а пытаются подражать старшим, пробуя сразу сложные схемы вранья.

То же наблюдение справедливо для закрытых детских коллективов: пансионов и детских домов. Чем больше ребенок общается со старшими детьми, тем раньше он начинает обманывать, но тем дольше он делает это весьма неумело.

Дети из детских домов вообще привыкли скрывать свои чувства, обманывать, изворачиваться, но как только ребенок попадает в семью, он раскрывается навстречу добру и ласке. Посмотрите, сколько прекрасных детей ждут возможности ощутить семейное тепло.

Комментарии

Еще никто не оставил комментарий, вы можете стать первым!